ArtGuns » Боеприпасы » Крылатая ракета КС-1 «Комета» (СССР)

Крылатая ракета КС-1 «Комета» (СССР)

12 август 2025, Вторник
4
0
Первым российским серийным противокорабельным самолётом-снарядом (СС) стала крылатая ракета КС-1 «Комета» (индекс ГРАУ — 4К87, по систематизации НАТО — AS-1 «Kennel»), сделанная конструкторами ОКБ А.И.Микояна и специального бюро №1. Конструкции и система управления самолёта-снаряда оказались очень успешными, и на базе КС-1 были сделаны ракеты для вооружения крейсеров (КСС) и береговой обороны («Сопка»). Разработка «Кометы» была начата в 1947 г. 1-ый эскизный проект был закончен 30 ноября 1948 г. В нём «Комета» практически не имела сходства с МиГ-15. Длина самолёта-снаряда была 7,5 м, размах крыльев 6,23 м, угол стреловидности их 35. Крылья были выдвинуты к носу снаряда, воздухозаборник размещался под фюзеляжем. «Комету» предполагалось оснастить турбореактивным движком РД-20 и автопилотом АП-23. Её стартовая масса доходила до 2600 кг, припас горючего 210 л. Дальность горизонтального полета при высоте запуска 4 км должна была составлять 195 км.

Эскизный проект 1948 г. имел много недочетов и был отклонен. 3 ноября 1949 г был предьявлен новый эскизный проект КС-1 «Комета». Здесь уже «Комета» стала похожа на МиГ-15, а её габариты близки к габаритам серийного эталона. Сначало КС-1 «Комета» разрабатывалась под бомбовоз Ту-4. Бортовая РЛС самолёта, работая в режиме радиального обзора, обнаруживала вражеский корабль. Дальше оператор направлял на цель массивное излучение в виде узенького луча от станции наведения К-1 (на серийном комплексе ставилась модернизированная РЛС К-1М). Снутри этого луча и должна была лететь ракета. Бортовая система управления ракеты задерживала её снутри луча (с учетом показаний барометрического высотомера). При подлете к цели бортовой радиолокатор ракеты К-2 захватывал отраженный от цели луч станции наведения К-1, после этого управление «Кометы» переходило в режим самонаведения.

Для ускорения отладки КС-1 «Комета» четыре опытнейших эталона её были изготовлены пилотируемыми. На месте боевой части была встроена кабина пилота с ручным ухтравлением. Полетная масса пилотируемых самолётов-снарядов колебалась от 2453 до 2550 кг. Масса пустого снаряда 2068 кг, нужная нагрузга составляла 385 кг, а припас горючего 284 л. Наибольшая скорость на высоте 3 км была около 1060 км/ч, а посадочная 270—290 км/ч. На пилотируемых и серийных «Кометах» устанавливались турбореактивные движки РД-500К тягой 1500 кгс. 4 января 1952 г 1-ый полет на «Комете» выполнил летчик-испытатель Амет-хан Султан. Только после проведения 150 пилотируемых полетов в мае 1952 г были начаты беспилотные запуски.

КС-1 «Комета» официально была принята на вооружение в 1953 г., хотя в серию запущена еще в 1952 г. В процессе войны в Корее на Политбюро рассматривался вопрос о применении первых 50 серийных ракет КС-1 «Комета» по американским авианосным соединениям у берегов Кореи, зачем предполагалось использовать два полка Ту-4. На техническом уровне это было выполнимо, но предложение было отклонено, так как существовал риск перерастания локальной войны в мировую.

Бомбовозы Ту-4, вооруженные снарядами КС-1 «Комета» (по одной под каждым крылом), получили индекс Ту-4КС. В августе 1954 г. поступил на тесты опытнейший ракетоносец Ту-16КС, под крыльями которого подвешивали два снаряда КС-1 «Комета». Весь комплекс управления совместно со станцией «Кобальт-Н» был вполне взят с самолёта Ту-4КС.

В процессе выпуска, снаряд КС-1 «Комета» модернизировался с ролью ОКБ-155, его филиала в Дубне и завода " 256. Так появился вариант с радиолокационным высотомером заместо анероидного. В 1958 г. на изделиях с доделанной системой управления и ГСН дальность запуска благодаря увеличению стойкости захвата возросла с 90 до 130 км. В предстоящем удалось опустить нижнюю границу запуска до 2 км, а верхнюю поднять до 7 км, но на практике употреблялся только запуск с малых высот.

Одним из недочетов системы КС-1 «Комета» была её подверженность действию радиопомех, как наведенных противником, так и возникающих от взаимодействия каналов наведения при одновременном пуске нескольких снарядов. В 1961 г. появилась помехозащищенная аппаратура, которая ставилась как на вновь поставляемые, так и на ремонтирующиеся снаряды КС-1. Ракета КС-1 оказалась очень успешной и состояла на вооружении Авиации ВМФ СССР до 70-х годов, когда последние воздушные суда Ту-16КС были обустроены новым комплексом ракетного вооружения К11-16. Часть машин этого типа получили переходные балки под БД-187, на которые можно было подвешивать авиабомбы. Возможность попадания в цель УР КС-1 в отдельные периоды достигала 80% в обычной и 60% в сложной помеховой обстановке. На базе самолета-снаряда КС-1 «Комета» были сделаны система береговой обороны "Сопка", фронтовая крылатая ракета ФКР-1 (КС-7) и система ракетного орудия для боевых кораблей КСС "Стрела" (С-2). На базе самолета-дублера СДК-5 была построена опытнейшая "летающая бомба" наземного старта СДК-7. Не считая того, в интересах ПВО и ВМФ до 80-х годов использовалась ракета-мишень КРМ-1. Ее носителем стал самолет Ту-16КРМ.

Тактико-технические свойства КС-1 «Комета» Длина: 8,29 м Поперечник: 0,92 м Высота ракеты: 1,2 м Размах крыла: 4,77 м Стартовая масса: 2760 кг Скорость полёта: 0,9 М Дальность стрельбы: 90 км Высота внедрения: Система наведения: АРЛГСН Боевая часть: Масса БЧ: до 600 кг Движок: ТРД РД-500К Горючее: керосин ТС, Т-1 Тип ПУ: Самолет-носитель: Ту-4К, Ту-16КС

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!