ArtGuns » Боеприпасы » Авиационная управляемая ракета Х-29 (СССР)

Авиационная управляемая ракета Х-29 (СССР)

09 июнь 2025, Понедельник
1
0
Сначала 1970-х годов на вооружение ВВС СССР поступила Х-23 - 1-ая тактическая УР класса «воздух - поверхность», но она имела недостаточную по мощи боевую часть и была неэффективна против высокозащищённых объектов противника, таких как ДОТы, бункеры, склады и т.д. По этой причине для роста боевых способностей последнего поколения штурмовой авиации в части разрушения высокозащищённых точечных объектов возможного противника поблизости полосы фронта, в 1970 году в СССР началась разработка новых высокоточных ракет, одной из которых стала Х-29. Разработку начало КБ «Молния» под управлением головного конструктора Матуса Рувимовича Бисновата, но из-за загруженности конструкторского бюро галлактической программкой «Буран», в 1976 году тему передали в МКБ «Вымпел» под управлением Андрея Ляпина. В 1981 году генеральным конструктором был назначен Геннадий Александрович Соколовский, а на завод прибыла группа профессионалов КБ «Молния», ранее работавших над ракетами Х-29. После распада Русского Союза предстоящая модернизация ракеты проводится русской компанией «Тактическое ракетное вооружение». В конце 1970-х ракета удачно прошла тесты и в 1980 году была принята на вооружение Русской армии. Авиационная управляемая ракета Х-29 представляет собой одноступенчатую твердотопливную ракету, выполненную по аэродинамической схеме «утка» (т. е. рули находятся в головной части ракеты, а крестовидное крыло - в хвостовой). Конструкция ракеты составная, а ее корпус состоит из 5 отсеков: головки самонаведения, отсека управления, боевой части, мотора и хвостового оперения. Высочайшая поражающая способность УР Х-29 определяется ее сильной боевой частью массой 317 кг (практически половина стартовой массы ракеты). Боевая часть представляет собой мощный стакан из жестких видов стали, заполненный высокобризантным взрывчатым веществом. Масса взрывчатого вещества составляет 116 кг. Сочетание скорости, более чем в два раза превосходящей скорость звука, и очень тяжеленной и крепкой боевой части обеспечивает боеголовке высшую проникающую способность. Это позволяет отлично разрушать высокозащищенные объекты, такие как бетонные сооружения либо надводные корабли. Перед детонацией боевой нагрузки ракета способна пробить порядка 1 м бетона, укрытого 3 м грунта. Эффективна Х-29 и для атаки аэродромов - в железобетонной взлетно-посадочной полосе ракета оставляет воронку поперечником 12-15 и глубиной около б м, навечно выводя полосу из строя. Ракета вооружена противорикошетным устройством, что улучшает её свойства при атаке целей под тупым углом (что типично для запуска на огромную дальность с малых высот). Настройка взрывателя на контактное либо замедленное действие делается пилотом конкретно перед запуском ракеты. Контактное действие взрывателя создано для ликвидирования объёмных конструкций, таких как мосты либо дороги, а замедленное — для ликвидирования очень защищённых объектов. Контактные сенсоры взрывателя расположены на корпусе и на фронтальной кромке крыла, размах которого более метра, что гарантирует корректный подрыв даже при малозначительном промахе. Движок ракеты - ПРД-280 - твердотопливный однорежимный ракетный движок. Запускается с некой задержкой после отделения ракеты во избежание повреждения самолёта-носителя реактивной струёй. Движок развивает тягу около 228 кН и работает 3,2-6,2 секунд, обеспечивая разгон ракеты с перегрузками 3,5 g и доп скорость приблизительно 220 м/с (800 км/ч). Управление рысканьем и тангажом осуществляется носовыми рулями. Высочайшие скорости и необходимость высочайшей точности попадания востребовали доп установки дестабилизаторов перед рулями. Управление по наклону осуществляется стабилизаторами в задней части крыльев ракеты. Электропитание осуществляется ампульной электронной батареей с электромеханическим преобразователем переменного тока; ресурс батареи - 40 секунд, что превосходит время полёта ракеты на наивысшую дальность. В задней части ракеты размещён трассер. Ракета Х-29Л оснащается лазерной ГСН 24Н1 - таковой же, как и на легких ракетах Х-25. Это определило соответствующую «бутылкообразную» форму ракеты, так как головка самонаведения имеет в полтора раза наименьший поперечник, чем сама ракета. Подсветка цели может выполняться как специально разработанными лазерными станциями подсвета типа «Клен», «Кайра», «Прожектор», так и разными лазерными дальномерами либо станциями подсвета как русского, так и забугорного производства. Х-29Т оборудована телевизионной ГСН «Тубус-2», состоящей из камеры, закрепленной в карданном подвесе, и вычислительного блока. Изображение с камеры транслируется на индикатор в кабине пилота. Поиск цели может вестись головкой самонаведения автономно, но летчик должен подтвердить целеуказание перед запуском. Дальность внедрения Х-29Т определяется возможностью захвата цели головкой самонаведения и очень находится в зависимости от атмосферных критерий, высоты полета, контрастности и размеров цели. Ракета Х-29Т обеспечивает несколько наилучшую, чем Х-29Л, точность попадания, но может применяться только деньком. Кроме 2-ух главных модификаций, существует еще несколько вариантов УР Х-29: Х-29МЛ с усовершенствованной лазерной ГСН, экспортная Х-29ТЭ с улучшенной телевизионной ГСН и дальностью запуска, увеличенной до 30 км, Х-29ТМ с ГСН Т-2У, Х-29ТД с новейшей телевизионной ГСН, обеспечивающей применение ночкой. На вооружение ВВС СССР ракеты Х-29Л и Х-29Т поступили в 1980 году. Боевой дебют их состоялся в апреле 1987 года в Афганистане, когда с 2-ух штурмовиков по скальным укрытиям были выпущены четыре ракеты. Но из-за плотного дыма в цель попали только две из них. Опыт также показал неудобство внедрения Х-29Л одиночным самолетом - летчик не справлялся: ему необходимо было вести самолет под огнем противника и при всем этом за куцее время найти цель, навести ракету и подсвечивать цель до попадания боеприпаса. Неэффективной оказалась и схема, при которой использовалась пара самолетов, один из которых подсвечивал цель, а другой наносил удар. Более удачным стало внедрение ракет в неплохую погоду с помощью наземных наводчиков, которые отлично знали местность и могли нужное время облучать цель лазером, а ракета запускалась со штурмовика с дистанции 4-5 км при пикировании с углом около 30°. По мере скопления опыта пилотами и наземными наводчиками ракеты Х-29 перевоплотился в очень суровое орудие: они могли попадать конкретно во входы пещер либо амбразуры ДОТов, делая неэффективной природную защиту. Достаточно обширно применялись УР Х-29 ВВС Ирака в процессе ирано-иракской войны. Носителями их, не считая истребителей-бомбардировщиков русского производства МиГ-23БН, стали и французские «Миражи» F1. Применение французских же станций подсветки целей ATLIS позволило прирастить эффективную дальность стрельбы ракетами Х-29Л до 15 км. Главными целями являлись иранские аэродромы, мосты, нефтяные терминалы и портовые сооружения. Ракеты Х-29 отыскали внедрения и в чеченских войнах, также в ряде локальных конфликтов - к примеру в эфиопо-эритрейской войне. Тактико-технические свойства Х-29Л Тип: УР «воздух - поверхность» малой дальности с лазерной (телевизионной) ГСН Размеры, мм: - длина: 3900 - поперечник корпуса: 380 - размах рулей: 750 - размах крыла: 1100 Масса ракеты, кг: 660 (680) Малая дальность запуска, км: 2 (3) Наибольшая дальность запуска, км: 8-10 (10-12) Скорость полета ракеты, м/с: 250-350 Радиальное возможное отклонение, м: 3,5-4 (2,2) Тактико-технические свойства Х-29Т Длина - 3900 мм Поперечник - 380 мм Размах крыла - 1100 мм Размах рулей - 750 мм Cтартовая масса - 680 кг Тип БЧ - фугасно-проникающая Масса БЧ - 317 кг Масса ВВ - 116 кг Габариты транспортного контейнера - 4,35 х 0,9 х 0,86 м Вес в стартовом контейнере - 1030 кг ГСН - пассивная телевизионная "Тубус-2" Движок - однорежимный РДТТ Малая дальность запуска - 3 км. наибольшая дальность запуска - 10-12 Радиальное возможное отклонение - 2,2 м Скорость носителя - 600-1250 км/ч Малая высота внедрения - 0,2 км Наибольшая высота внедрения - 5 км Наибольшая скорость полёта - 720 м/с Средняя скорость полёта - 250-350 м/с

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!