
МБР Р-36М (индекс ГРАУ - 15А14, по договору СНВ - РС-20А) - томная двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета с размещением в ШПУ завышенной защищенности. Создавалась кооперацией под управлением КБ «Южное». Главные конструкторы - М.К. Янгель (1969-1971 годы) и В.Ф. Уткин (с 1971 года). Ракетный комплекс с многоцелевой МБР Р-36М предназначен для поражения всех видов целей, защищенных нынешними средствами ПРО, в всех критериях боевого внедрения, в том числе при неоднократном ядерном воздействии по позиционному району. Его применение позволяет воплотить стратегию гарантированного ответного удара.
В новейшей ракете были применены все наилучшие выработки, приобретенные при разработке предшествующего комплекса - Р-36. Ракета была выполнена по схеме «тандем» с поочередным расположением ступеней. Для оптимизации использования объема из состава ракеты были исключены сухие отсеки, не считая межступенчатого переходника 2-й ступени. На 1-й ступени использована двигательная установка РД-264, состоящая из 4 работающих по замкнутой схеме однокамерных движков 15Д117, разработанных под управлением В. П. Глушко. Движки закреплены шарнирно, и их отклонение по командам системы управления обеспечивает управление полетом ракеты. На 2-й ступени использована двигательная установка, состоящая из работающего по замкнутой схеме главного однокамерного мотора 15Д7Э (РД-0229) и четырехкамерного управляющего мотора 15Д83 (РД-0230), работающего по открытой схеме.
ЖРД ракеты работали на высококипящем двухкомпонентном самовоспламеняющемся горючем. В качестве горючего употреблялся несимметричный диметилгидразин (НДМГ), в качестве окислителя - азотный тетраоксид (АТ). Принципные схемы ракеты и системы управления были разработаны исходя из условия способности внедрения 3-х вариантов ГЧ:
- легкая моноблочная с зарядом мощью 8 мегатонн и дальностью полета 16 000 км;
- томная моноблочная с зарядом мощью 25 меготонн и дальностью полета 11 200 км;
- разделяющаяся головная часть из 8 боевых блоков мощью по 1 мегатонне.
Все головные части ракеты комплектовались улучшенным комплексом средств преодоления ПРО. Для комплекса средств преодоления ПРО ракеты Р-36М в первый раз были сделаны квазитяжелые неверные цели. С помощью специального твердотопливного мотора разгона, прогрессивно растущая тяга которого компенсирует силу аэродинамического торможения неверной цели, удалось достигнуть имитации черт боевых блоков фактически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном участке линии движения и значимой части атмосферного. Бросковые тесты ракеты с целью отработки системы старта начались в январе 1970 года, летные тесты проводились с 21 февраля 1973 года. Уже на первых запусках с космодрома Плесецк по полигону Кура на Камчатке система управления дозволила получить отклонение по азимуту-дальности 600 х 800 метров. Из 43 испытательных запусков семь окончились неудачей.
Моноблочный вариант ракеты Р-36М с «легкой» головной частью был принят на вооружение 20 ноября 1978 года. Вариант с разделяющейся головной частью был принят на вооружение 29 ноября 1979 года. 1-ый ракетный полк с МБР Р-36М заступил на боевое дежурство 25 декабря 1974 года. В 1980 году ракеты Р-36М, находившиеся на боевом дежурстве, были переоснащены без извлечения из ШПУ улучшенными РГЧ, предназначенными для ракеты Р-36М УТТХ (15А18). Ракеты продолжили боевое дежурство под обозначением 15А18-1. В 1982 году МБР Р-36М были сняты с боевого дежурства и изменены ракетами Р-36М УТТХ.
Технические свойства МБР 15А14 Р-36М
Длина, м - 32,2
Поперечник, м - 3
Стартовая масса, т - 208,3-209,2
Забрасываемый вес, т - 5,727-6,565
Наибольшая дальность, км - 11 200-16000
Точность (КВО), км - 0,5
Тип головной части - моноблочная
Количество боевых блоков - 1
Мощность заряда, Мт - 8 / 20
создатели статьи: А.Б. Железняков
первоисточник: «100 наилучших ракет СССР и России»
Источник: dogswar.ru