
Принятый на вооружение ракетных войск и артиллерии Русского Союза сначала 1980-х годов оперативно-тактический ракетный комплекс (ОТРК) 9K714 «Ока», получивший на Западе заглавие SS-23 Spider («Паук») был гордостью Русской Армии. Генералы НАТО считали его одним из самых небезопасных образцов орудия, состоящего на вооружении государств Варшавского контракта. Вот поэтому южноамериканские политики приложили все усилия для того, чтоб уговорить М.С. Горбачева включить этот ОТРК в списки уничтожаемых по Договору о сокращении ракет средней и малой дальности (РСМД) ракетных комплексов невзирая на то, что «Ока» под условия Контракта никак не попадала. Руководствуясь «новым мышлением», было уничтожено 106 пусковых установок и поболее 200 боевых ракет к ним. Обороноспособности и экономике страны был нанесен колоссальный урон.
Недостающая точность ракеты 9М76 ОТРК «Темп-С» не полностью устраивала военных. Потому в конце 1960-х годов в СССР в согласовании с постановлением Совета Министров СССР №959-319 от 17 октября 1967 года в Столичном институте теплотехники (сейчас АО «Корпорация «Московский институт теплотехники» либо МИТ) под управлением головного конструктора А.К. Кузнецова стартовала НИОКР по созданию нового армейского ракетного комплекса с оперативно-тактической ракетой с внедрением наработок по ракете 9М76 ОТРК «Темп-С». Новый комплекс получила индекс 9К711 «Уран». ОТР «Уран» создавалась в 2-ух вариантах - с твердотопливным ракетным движком (РДТТ) и с жидкостным ракетным движком (ЖРД). Работы по ракете «Уран-II» с ЖРД МИТ проводил вместе с КБ Воткинского машиностроительного завода (АО «Воткинский машиностроительный завод»). Эскизный проект комплекса был представлен МИТ в 1969 году. Защита эскизного проекта свершилась на полигоне Капустин Яр. По состоянию на 1970-1972 год в проектировании еще оставались оба варианта ракет, но с 1970 года исключительно в одноступенчатом варианте. В 1972 году разработка варианта новейшей ракеты с ЖРД была прекращена решением Министра оборонной индустрии СССР С.А. Зверева.
В 1973 году в Коломенском КБМ под управлением С.П. Непобедимого в согласовании с Постановлением Совета Министров СССР №169-57 от 19 марта на базе наработок по ОТРК «Уран» и РОТА были начаты работы по созданию нового оперативно-тактического ракетного комплекса «Ока», получившего индекс ГРАУ 9K714, по систематизации НАТО SS-23 Spider («паук»). Комплекс предназначался для подмены ракетного комплекса 9К72 «Эльбрус» (по систематизации НАТО - Scud). Оперативно-тактическая ракета комплекса «Ока» получила обозначение 9М714, в документах по Договору о сокращении РМСД использовалось обозначение ОТР-23. К началу разработки нового ракетного комплекса были выработаны и новые требования к нему. Дело в том, что из-за сложившейся в 70-е годы общественно-политической ситуации в первых разработках тактических и оперативно-тактических ракетных комплексов использовалось только ядерное боевое оснащение. Ракеты тактических и оперативно-тактических ракетных комплексов отличались низкой точностью попадания. Не считая того, они, как говорят спецы, на теоретическом уровне не всегда могли удачно преодолевать средства противоракетной обороны противника. Модифицированная скоро военно-политическая ситуация стала толчком к использованию в ТРК и ОТРК обыденного (неядерного) оснащения. Спецами были сформулированы главные требования, которые следовало учесть в производстве комплексов.
В согласовании с данными требованиями, боевые машины комплексов должны быть:
- автономными, мобильными, маневренными и владеть высочайшей проходимостью;
- способными обеспечивать сокрытую подготовку с предстоящим нанесением ракетных ударов;
- адаптированными к использованию на инженерно- и топогеодезически неисследованных стартовых позициях;
- надежными и комфортными в эксплуатации;
- независимыми от температурного режима.
Не считая того, ОТРК должны владеть высочайшей вероятностью преодоления средств, противоракетной обороны противника. В них должны быть очень автоматизированы процессы подготовки и пуска ракеты, также уменьшено время на развертывание самоходных пусковых установок и подготовку к запуску ракеты. В согласовании с этими требованиями и разрабатывался комплекс 9К714 «Ока». Боевая машина комплекса представляет собой одну самоходную пусковую установку, которая вполне автономна, способна преодолевать хоть какое внедорожье, в том числе вплавь водную преграду, просто и надёжно маскируется. Её можно перебросить в всякую точку земного шара - по воздуху, жд и морским транспортом. ОТРК 9К714 «Ока» предназначался для скрытной подготовки и нанесения действенных ракетных ударов по малоразмерным и площадным целям, таким как ракетные комплексы на стартовых позициях, подразделения реактивных систем залпового огня и дальнобойной артиллерии, авиация на аэродромах, командные пункты и узлы связи, важные объекты промышленной инфраструктуры, склады ГСМ и арсеналы.

В 1975 г. на полигоне Капустин Яр началась подготовка к испытаниям ракеты 9М714 комплекса 9К714 «Ока». Стартовая позиция была готова на 231-й площадке полигона, был отремонтирован монтажно-испытательный корпус на площадке 4с, к корпусу был пристроен навес высотой около 15 м с защитным маскирующим покрытием «Ворс» для защиты от наблюдения средствами галлактической разведки. К середине 1977 г. полигон был готов к испытаниям комплекса. 27 сентября 1977 г. состоялось 1-ое заседание госкомиссии по испытаниям комплекса 9К714 «Ока», которое проходило в КБ Машиностроения в г. Коломне. На совещании были определены задачки и обязанности каждого члена комиссии, объявлен объем испытаний и порядок их проведения. В октябре 1977 г. на полигон поступила 1-ая ракета 9М714 и бывалые эталоны машин комплекса. Всего на муниципальные тесты были поставлены 3 самоходных пусковых установки, 2 транспортно-заряжающие машины (ТЗМ) и 2 транспортные машины (ТМ), тренажёр и технологическое оборудование. Программкой испытаний предусматривались запуски 31 ракеты, ресурсные и транспортные тесты ракет и агрегатов наземного оборудования, тесты ракеты в процессе жд транспортировки, тесты комплекса на воздействие электрического излучения, тесты комплекса в критериях горячего пустынного и прохладного климатов и др. При всех видах испытаний кропотливо фиксировались все отказы, неисправности и замечания, намечались сроки устранения их обстоятельств.
На первом шаге испытаний (сентябрь 1977 г. - август 1979 г.) проводились тесты ракеты как одного носителя и тесты ракеты с ядерной БЧ. 1-ый запуск ракеты 9М714 был произведен посреди октября 1977 г. Запуск прошел нормально, но с перелетом 8 км - после глубочайшего анализа работы системы управления в ЦНИИАГ установили, что предпосылкой перелета был сбой в работе бортового микропроцессора. Посреди декабря 1978 г. для проведения испытаний по воздействию отрицательных температур был выслан эшелон с техникой и прикомандированным ракетным дивизионом в Забайкалье. Спецы полигона Капустин Яр и представители индустрии убыли в Читу самолетом 2 января 1979 г. Тесты проводились в районе станицы Безречная, где дислоцировался мотострелковый полк. Главной задачей испытаний было исследование воздействия на технику более низких температур. В течение января 1979 г. был проведен полный цикл задуманных испытаний. В целом тесты прошли удачно, элементы ракетного комплекса отказов при температуре минус 45 градусов не имели. Госкомиссия решила о способности запуска ракеты. Запуск ракеты был произведен 29 января 1979 г. при температуре минус 39,5 градусов Цельсия. Запуск выполнен удачно.
На втором шаге испытаний (сентябрь 1979 - июль 1980 г.) испытывалась ракета с кассетной БЧ. Последний запуск программки испытаний комплекса 9К714 «Ока» проводился на полигоне Капустин Яр посреди 1980 г. Запуск прошел удачно, но на высоте 5 км ракета с имитатором ядерной БЧ взорвалась - причина - сбой в работе мотора ракеты. Всего в процессе испытаний по различным данным произведено 26 пусков (из планировавшихся 31 запуска), а всего в период с 1977 г. по 1987 г. на полигоне Капустин Яр было произведено 104 запуска ракет 9М714. В 1980 году оперативно-тактический ракетный комплекс 9К714 «Ока» был принят на вооружение Русской Армии. В структуре Вооруженных Сил Русского Союза ОТРК «Ока» предполагалось использовать в качестве высокоточного боевого элемента разведывательно-ударных (РУК) и разведывательно-огневых (РОК) комплексов. После принятия на вооружение ОТРК 9К714 начал поступать в войска отчасти заменяя собой комплексы 9К72 «Эльбрус». Первой ракетной бригадой, вооруженной комплексом 9К714 «Ока», стала 189-я ракетная бригада (п. Станьково, Белорусский ВО), сформированная на базе окружной ракетной бригады. В 1981 г. комплекс был найден западными разведывательными средствами и идентифицирован как SS-23 SPIDER.
Армейский ракетный комплекс 9К714 «Ока» включает СПУ 9П71, ТЗМ 9Т230, транспортную машину 9Т240 для перевозки ракет в спец контейнере 9Я249 и головных частей в спец контейнере 9Я251 и контрольно-проверочную машину 9В69. СПУ и ТЗМ выполнены на шасси 4-осно-го плавающего автомобиля БАЗ-6944 с колесной формулой 8х8, транспортные машины шасси автомобиля ЗиЛ-131. Массовое создание ракет велось на Воткинском машиностроительном заводе начиная с 1976 г., СПУ и машины обеспечения (ТЗМ) выполнялись на Петропавловском заводе томного машиностроения с 1979 г. по 1987 г. Всего было выпущено 106 СПУ и 88 ТЗМ.
В состав оперативно-тактического ракетного комплекса 9К714 «Ока» входили:
- самоходная пусковая установка 9П71;
- ракета 9М714;
- транспортно-заряжающая машина 9Т230;
- транспортная машина 9Т240 (автопоезд с тягачом ЗиЛ-131);
- контрольно-проверочная машина 9В69;
- автокран;
- учебно-тренировочный набор 9Ф633.
Самоходная пусковая установка 9П71 и ТЗМ 9Т230
Самоходная пусковая установка 9П71 и транспортно-заряжающая машина ракетного комплекса 9К714 «Ока» выполнены на 4-осном плавающем шасси БАЗ-6944, разработанном в рамках НИОКР «Основа-1». СПУ и ТЗМ были разработана в СКБ-221, бывалые эталоны которых изготавливались на заводе «Баррикады». Массовое создание СПУ 9П71 и ТЗМ 9Т230 в 1979 году было передано на Петропавловский завод тяжёлого машиностроения им. Ленина, на котором они выполнялись до декабря 1987 г. Всего было произведено 106 СПУ 9П71 и 88 ТЗМ 9Т230. Кабина управления БАЗ-6944 размещена в фронтальной части, за ней размещен моторный отдел, а остальную часть корпуса занимает грузовой отсек. Передача вращающего момента от V-образного дизельного мотора УТД-25, развивающего наивысшую мощность 400 л. с., осуществлялась средством коробки, реализующей бортовую схему раздачи потока мощи и состоявшей из пятиступной гидромеханической коробки, двухступенчатой раздаточной коробки с межбортовым дифференциалом, карданных передач, бортовых передач и колёсных редукторов. Меж колёсами фронтальной и задней тележек устанавливался дифференциальный механизм, исключающий жёсткую кинематическую связь. Все восемь колес машины с широкопрофильными шинами переменного давления были ведущими. Колёса первой и 2-ой пар были поворотными. Подвеска независящая, торсионная. Для преодоления аква преграды машина комплектовалась 2-мя водомётными движителями, расположенными в кормовой части по бортам. Шасси изготавливались на Брянском авто заводе.

Размещение ракеты на СПУ открытое, без транспортно-пускового контейнера. Всё стартовое оборудование, средства связи и топопривязки, система прицеливания и испытательно-пусковое оборудование находилось снутри СПУ и обслуживалось расчётом из трёх человек. Время подготовки к пуску с марша составляло наименее 5 минут. На СПУ 9П71 установлена система топопривязки 1Т125 с планшетом 9В553, система проверки и пуска ракет 9В170. Прицеливание производилось при горизонтальном положении ракеты снутри транспортного отсека при помощи оптико-электронной системы 9Ш133. Положении шасси не должно было отклоняться от плоскости стрельбы более 90 градусов. В направлении цели разворачивается гиростабилизированная платформа в командно-гироскопическом приборе. После старта ракета разворачивается в сторону цели, отрабатывая введенный угол. Благодаря изменению угла разворота ракеты после запуска может быть резвое перенацеливание ракеты в секторе 180 градусов без перезаряда пусковой установки. Подъём ракеты в вертикальное положение осуществлялся за 20 секунд до запуска. ТЗМ 9Т230 по сборке была подобна СПУ 9П71. На ней осуществлялась перевозка 2-ух ракет. Для перегрузки ракет на СПУ транспортно-заряжающая машина была оборудована краном. Не считая того, на ТЗМ 9Т230 устанавливалась навигационная система ТНА-4. СПУ 9П71 и ТЗМ 9Т230 авиатраспортабельны, перевозились самолетами военно-транспортной авиации типа Ил-76 и Ан-22.
Ракета 9М714
Ракета 9К714 твердотопливная, выполнена по одноступенчатой схеме и комплектовалась отделяемой головной частью. Конструкция ракеты состоит из двигательного отсека с сопловым блоком с аэродинамическими рулями (у габаритно-весовых макетов ракет аэродинамические решетчатые рули были выполнены в виде рамки с 2-мя диагональными перемычками), приборного отсека, переходного отсека и отделяемой боевой части. Корпус ракетного блока изготавливался из армированного углепластика с теплозащитным слоем. Переходный отсек у ядерных БЧ и обыденных БЧ отличался. Обычно в переходном отсеке располагались неверные цели и источники помех. Отделение БЧ происходит при помощи отстрела пироболтов и включением тормозного мотора ракетного блока. Хранение и транспортировка ракетного блока осуществлялась (по мере надобности) в контейнере 9Я249, переходного отсека - в контейнере 9Я258. В ракете использовалась автономная инерциальная система управления и наведения 9Б81. Ракета комплектовалась как головными частями с БЧ в обыкновенном снаряжении разных типов, так и с ядерной БЧ. Замена головных частей на стартовой позиции выполнялась в течение 15 минут. В конце активного участка линии движения ракета достигала скорости 4М. Высота наивысшей точки баллистической линии движения - 120 км.
Источник: dogswar.ru