Противокорабельная ракета AGM-158C LRASM (США)

Договор суммой $71 млн на разработку макета ракеты в 2013 году получила компания «Lockheed Martin». Предполагалось, что в 2013 году пройдет серия лётных испытаний, в том числе с борта сверхзвукового бомбовоза B-1B Ланцер. Также предполагалось, что ракета будет принята на вооружение в 2015 году, и будет применяться из корабельных УВП Mk.41, также с борта палубных многоцелевых истребителей F-35C. Lockheed Martin также рассматривает возможность сотворения варианта ракеты для запуска из подводного положения. 14 ноября 2013 года был выполнен испытательный запуск на полную дальность. Запущенная с борта бомбовоза B-1B Ланцер ракета прошла первую часть пути по запрограммированным точкам, дальше переключилась на автономную навигацию, без помощи других идентифицировала и поразила передвигающуюся цель. Это 2-ое успешное испытание ракеты в критериях, приближенных к боевым.
В январе 2014 года Lockheed Martin показала удачный запуск AGM-158C LRASM из УВП Mk.41, подтвердив возможность стрельбы новейшей ракетой с наименьшими доработками имеющегося корабельного оборудования. 4 февраля 2015 года состоялся испытательный запуск с борта бомбовоза B-1B. Противокорабельная ракета AGM-158C LRASM выполнила полёт по данному маршруту с огибанием препятствий. В конце 2015 года начались тесты массогабаритных макетов ракеты на борту палубных многоцелевых истребителей F/A-18E/F. 4 апреля 2017 года было объявлено о первом успешном пуске оснащенной AGM-158C LRASM с борта истребителя F/A-18E/F. В декабре 2018 года ракета принята в исходную эксплуатацию ВВС США как система вооружения стратегических бомбардировщиков B-1B. В 2019 году ожидается принятие AGM-158C LRASM в эксплуатацию ВМФ США на палубных самолётах F/A-18E/F. В 2020 году ВМС США начали реализовывать планы по интеграции AGM-158C LRASM на Boeing P-8 Poseidon. В феврале 2021 года ВМС и ВВС США заключили с Lockheed Martin договор на сумму 414 миллионов баксов на продолжение производства варианта ракеты AGM-158C LRASM воздушного базирования, который на данный момент употребляется на F/A-18E/F ВМС США и B-1B ВВС США.

1-ое боевое применение, как молвят сами америкосы, «стелс»-ракеты AGM-158B JASSM-ER состоялось 14 апреля 2018 года в процессе ракетного удара, наложеного янки по ряду объектов правительства Сирии. Утверждается даже, что одна из «невидимок», запуск которых выполнили два бомбовоза В-1В «Lancer», в итоге оказалась в распоряжении русских военных. Вобщем, официального доказательства этому нет. Одно из основных различий AGM-158C LRASM от базисной ракеты JASSM-ER - новенькая система наведения, разработанная спецами компании «BAE Systems» и включающая помехоустойчивую комбинированную навигационную систему (спутник + инерциальная навигационная система) и высокочувствительную тепловизионную головку самонаведения (ГСН) с системой автоматической селекции целей и возможностью автоматического выбора хорошей точки прицеливания - того места на корабле, попадание в которое атакующей ракеты приведет к более суровым повреждениям для атакуемой цели, а то и совсем к ее полному уничтожению. Также ракета AGM-158C LRASM получила нынешние средства радиоэлектронной поддержки и новейшую систему обмена данными.
Данные о наличии на ракете AGM-158C LRASM радиолокационной ГСН разнятся, но в каком-то варианте - активном либо пассивном - она все таки, как представляется, находится: во-1-х, по другому тяжело разъяснить существенное, более чем на 40%, понижение заявленной дальности полета новейшей ракеты, а, во-2-х, без радиолокационной ГСН будет очень тяжело обеспечить наведение на такие сложные цели, как корабли, в всех метеоусловиях и хоть какое время суток. В пользу этого гласит и аналогия с BGM-109 Tomahawk: крылатая ракета для ударов по наземным целям не имела активной радиолокационной головки самонаведения, а вот противокорабельный вариант ее получил, но с привеском в виде сокращения дальности полета. Подтверждается факт наличия радиолокационной ГСН на рассматриваемой противокорабельной ракете и в тех промороликах, которые были обнародованы в различное время компанией-разработчиком.
Нашлось на ракете AGM-158C LRASM место, как молвят западные военно-морские специалисты, и искусственному уму, который, как считается, позволяет новейшей ракете штурмовать цель «стаей». Другими словами в этом случае южноамериканские мореплаватели и промышленники, не особо смущаясь, взяли на вооружение принцип, удачно реализованный на наших противокорабельных ракетах еще несколько десятилетий вспять - в годы прохладной войны. В совокупы все это обеспечивает новейшей американской противокорабельной ракете способность в хоть какое время суток и практически в всех метеоусловиях без помощи других, без помощи наружных источников целеуказания и команд оператора, делать с внедрением разных схем поиск одиночной либо групповой надводной цели и непоколебимо выделять в рамках последней заданную либо более страшную цель с следующей атакой ее с более прибыльного направления.

Согласно инфы, представленной в маркетинговом ролике компании «Lockheed Martin», сценарий боевого внедрения AGM-158C LRASM по корабельной ударной группе противника, в роли которой, кстати, были определены русские корабли, в том числе ракетный крейсер проекта 1164 и эсминец проекта 956, смотрится последующим образом. После получения данных целеуказания осуществляется запуск ракет: в упомянутом ролике показан запуск 2-ух ракет с борта эсминца УРО типа «Арли Верк», который осуществляется из установок Mk.41, и одной ракеты с самолета F/A-18E «Super Hornet». У ракет, запущенных с корабля, после отделения стартовых движков происходит пуск маршевой силовой установки ракеты и раскрытие ее крыла и хвостового оперения, а корабельный пункт управления устанавливает связь с системой управления ракеты. После удаления ракет от корабля-носителя на значительную дальность управление ими передается на сателлитный канал, а при входе AGM-158C LRASM в зону деяния систем радиоэлектронной борьбы противника ракеты перебегают в автономный режим работы.
Авиационный вариант ракеты стартовиком не комплектуется, потому после сброса с самолета происходит пуск мотора и раскрытие крыла и хвостового оперения. При этом, судя по видеоклипу, эта ракета сразу перебегает в автономный режим работы. На маршевом участке ракеты следуют по высотной линии движения, огибая небезопасные зоны (острова, искусственные сооружения, выявленные разведкой зоны противовоздушной и/либо противоракетной обороны противника и пр.), а при сближении с целью - резко понижаются до, как говорится, гребней волн и вроде бы подныривают под зону обзора корабельных радиолокаторов. При всем этом умственная система управления ракет производит опознавание ордера кораблей, систематизацию последних и выбор либо заблаговременно назначенной, либо более приоритетной цели. После выбора цели происходит выбор хорошей точки прицеливания, а потом ракета перебегает в атаку.
Согласно обнародованным в открытых забугорных источниках данным, противокорабельная ракета AGM-158C LRASM комплектуется 454-кг проникающей осколочно-фугасной боевой частью и способна поражать цели на достаточно большой дальности. Четкие данные ни заказчик, ни создатель обнародовать не торопятся, но специалисты подразумевают, что дальность полета ракеты составляет кое-где 560-600 км. Это меньше, чем у JASSM-ER, которая способна поражать цели на дальности около 1 тыс. км, что обосновано, видимо, в том числе, установкой доп оборудования. Вобщем, ряд забугорных профессионалов считает, что приводимая цифра в 500-600 км - это «обманка», а в действительности ракета имеет дальность полета все те же 1 тыс. км, что и ее прародительница.
Но более суровым является даже не это, а то, что ракета AGM-158C LRASM, судя по всему, равномерно будет включена в состав вооружения целого ряда самолетов, стоящих на вооружении Военно-воздушных сил и морской авиации Военно-морских сил. По состоянию на август 2020 года, новенькая противокорабельная ракета уже испытана и разрешена к применению на сверхзвуковых бомбовозах B-1B Ланцер (включена в состав его вооружения еще в декабре 2018 года, каждый самолет может нести до 24 ракет!), также на палубных истребителях F/A-18E «Super Hornet», составляющих сейчас главную ударную силу авианосной авиации ВМС США (разрешена к применению на этих машинах в ноябре 2019 года, каждый самолет может нести две ракеты).
Совершенно не так давно Пентагоном был выдан договор и на адаптацию ракеты AGM-158C LRASM для внедрения с борта самолетов базисной патрульной авиации P-8A «Poseidon». В перспективе, не исключают специалисты, она быть может приспособлена также и для стратегических бомбардировщиков Northrop B-2A «Spirit» и Boeing B-52 «Stratofortress». По последней мере, еще в рамках бюджета на 2019 денежный год создатель и военные получили 10 млн баксов на исследование способности включения LRASM в состав вооружения «стратега-ветерана» B-52. По оценкам профессионалов, каждый B-52 «Stratofortress» может нести до 20 таких противокорабельных ракет, применяя их из внутреннего отсека вооружения. В конце концов, снаряженная доп стартовым движком, ракета LRASM может применяться из подпалубных установок вертикального запуска типа Mk.41 и из палубных установок контейнерного типа, которыми комплектуется целый ряд боевых надводных кораблей ВМС США и военных флотов их союзников. Надлежащие тесты из Mk.41, размещенной на земле на особом полигоне, были удачно проведены спецами компании «Локхид Мартин» еще в 2013 году.
Согласно имеющимся данным, ракета AGM-158C LRASM представляет собой развитие неприметной крылатой ракеты AGM-158B JASSM-ER. Фюзеляж выполнен исходя из требований малой радиолокационной заметности, с активным применением композитных углеродистых материалов. Ракета приводится в движение турбовентиляторным движком Williams International F107-WR-105, и обязана иметь дальность до 1000 км согласно проекту. Ракета комплектуется проникающей осколочно-фугасной боевой частью массой 454 кг. Особенный энтузиазм представляет система управления ракеты. Ввиду значимого радиуса деяния и дозвуковой скорости полёта проект подвержен этим же дилеммам, что и его предшественник TASM и вообщем все подобные: за время полёта ракеты цель может удалиться от предполагаемого района наличия на существенное расстояние. Потому система управления AGM-158C LRASM должна разрешать ракете делать разные схемы поиска цели (движение «змейкой», спиралью, и т. д.), а её бортовая аппаратура — идентифицировать обнаруженные объекты в сложной помеховой обстановке.
Подразумевается, что запущенная в район поиска ракета сумеет находиться в воздухе долгое время, идентифицируя обнаруженные объекты до того времени, пока не увидит корабль, схожий по чертам с данной целью, и потом штурмует его. При запуске нескольких ракет им необходимо обмениваться информацией, производить независящий поиск и передавать друг дружке координаты обнаруженной цели, сформировывать общую схему атаки с учётом разных критерий. Ракеты также должны быть способны к выполнению сложных манёвров уклонения, применению мер радиоэлектронной борьбы для прорыва противовоздушной обороны противника. Основной целью разработки является обеспечение способности для ракеты действовать автономно, без подготовительного программирования реперных точек курса, и обнаруживать цель без наружного целеуказания.
Технические свойства AGM-158C LRASM Масса 1250 кг Длина 4,26 м Ширина 635 мм Высота 450 мм Размах крыльев 2,7 м Боеголовка - Осколочно-фугасная WDU-42/B HE Вес боеголовки 453,6 кг Механизм детонации - взрыватель FMU-156/B Движок - ТРДД Williams F107-WR-105 Рабочий спектр 926 км Система наведения GPS, INS, IIR (EO) Система управляющего управления - Подвижные крылья, 2 горизонтальных стабилизатора и 1 вертикальный стабилизатор. Точность - 3 м Пуск платформы Воздух: - B-1B Ланцер - F/A-18E/F Super Hornet - F-35 Lightning II - P-8A Poseidon Поверхность запущена: - Mk.41 – HIMARS (exploring)
Источник: dogswar.ru
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.