
В январе 1944 года ГАУ выдало новые тактико-технические требования на разработку 240-мм миномета усиления. В 1944-1945 годах опытнейший эталон 240-мм миномета, разработанного в СКБ под управлением Б. И. Шавырина, пару раз проходил фабричные тесты. После войны тесты его были возобновлены в 1947 году и закончились только в 1949 году. В 1950 году миномет был принят на вооружение под заглавием «240-мм миномет М-240». Дальность стрельбы М-240 составляла 8000 м. В 1953 году для М-240 был разработан особый метательный заряд, обеспечивающий дальность стрельбы 9700 м. Массовое создание минометов М-240 было начато в 1951 году на заводе № 75 (г. Юрга), где с 1951 по 1958 год было сделано 329 минометов М-240.
240-мм миномет М-240 представляет собой жесткую (без противооткатных устройств) казнозарядную гладкоствольную систему на колесном лафете, стреляющую оперенным снарядом (миной). Миномет состоит из последующих главных частей: ствола с затвором, казенника, рамы с амортизатором, станка с механизмами наводки и уравновешивающего механизма, колесного хода с подрессориванием, стрелы с механизмом перевода миномета в боевое и походное положение, опорной плиты, шворневой лапы и прицельных приспособлений. Ствол представляет собой гладкостенную трубу, закрепленную в цапфенной обойме, которая потенциально может качаться на цапфах для приведения ствола в положение для заряжания. Закрывание ствола с казенной части осуществляется откидывающимся ввысь затвором.

Казенник служит для запирания ствола и передачи силы отдачи при выстреле на опорную плиту. Конусная часть казенника оканчивается шаровой пятой, при помощи которой казенник соединяется с чашей опорной плиты. Станок состоит из 2-ух рам (верхней и нижней) штампосварной конструкции, шарнирно соединенных меж собой. Поворотный механизм винтообразного типа. Угол горизонтального обстрела без передвижения стрелы и колес при угле возвышения ствола 45° равен ±8°26', при угле возвышения ствола 80° равен ±39°. Стрельба при угле возвышения 45° разрешается после усадочных выстрелов и только с твердого грунта. Подъемный механизм винтообразного типа. Уравновешивающий механизм - пружинного типа, размещен с правой стороны станка. Нижняя рама собрана на боевой оси двухколесного хода. Подрессоривание пружинное, колеса хода - ЯТБ-4 - троллейбусного типа с губчатым заполнением.
Габариты миномета М-240 в походном положении: длина 6350 мм, ширина 2430 мм, высота (по плите) 2210 мм. Ширина хода 2060 мм, клиренс 350 мм. Высота миномета в боевом положении при угле возвышения 80° 5340 мм. Сначало миномет имел панорамный прицел МП-46. С начала 1955 года миномет М-240 укомплектовывался модернизированным минометным прицелом с орудийным коллиматором К-1. Мины к миномету подвозятся при помощи специальной телеги. Телега состоит из 2-ух трубчатых сварных рам и 2-ух колес с шинами ГК.
Заряжание миномета делается с казенной части, зачем ствол приводят в горизонтальное положение. После открывания затвора на полуоси клина затвора навешивают лоток. 5 человек расчета вручную поднимают мину, кладут ее на лоток и досылают мину в канал ствола. Потом ствол опускается в казенник для производства выстрела. Время перевода М-240 из походного положения в боевое на заблаговременно приготовленной огневой позиции 20-25 минут, оборотный переход 15-20 минут. Миномет перевозится за тягачом АТЛ либо другим артиллерийским тягачом со скоростью до 40 км/час. Боеприпасы к миномету перевозятся в кузове тягача и на автомобиле.
Тактико-технические свойства миномета М-240
Расчет — 9 (11) человек.
Боевая масса — 3610 кг.
Исходная скорость мины — 158-362 м/с.
Угол возвышения — 45-80 градусов.
Скорострельность: 1 выстр./мин.
Наибольшая дальность стрельбы — 9700 м.
Главные типы боеприпасов: осколочно-фугасные, активно-реактивные мины.
Вес осколочно-фугасной мины — 130,8 кг.
Время перевода из походного положения в боевое: 20-25 мин.
Метод транспортировки: перевозится грузовиками и тягачом АТЛ.
Источник: dogswar.ru