ArtGuns » Военный флот » Подводная лодка проекта 659Т (СССР)

Подводная лодка проекта 659Т (СССР)

11 сентябрь 2025, Четверг
3
0
Бесперспективность ПКР стратегического предназначения П-5 (а потом П-5Д и П-7) уже в декабре 1963 г. принудила приступить к переоборудованию кораблей пр.659 в носители только торпедного орудия. Необходимость такового решения разъяснялась 2-мя причинами. Во-1-х, перевооружение этих кораблей на комплекс П-6 добивалось огромного скопа задач и больших денежных вложений. В 1962-1963 гг. в ЦКБ-18 был разработан пр. 659А – модернизации лодки пр.659 под 6 ПКР П-6. Как проявили расчеты, этот корабль не обладал припасом на модернизацию для подобного перевооружения. Достаточно сказать, что для размещения аппаратуры и оборудования ежедневного обслуживания, предстартовой подготовки и пуска его КР требовалось удлинить крепкий корпус лодки более чем на 3,8 м. В критериях, когда производственные мощи были загружены постройкой кораблей пр.675, схожая модернизация морально устаревших кораблей не имела никакого смысла.

Во-2-х, благодаря такому решению к началу 70-х годов удалось довести численность торпедных АПЛ первого поколения до 19 единиц. При этом в базах Далекого Востока базировалось девять кораблей, что числилось очень принципиальным для решения задач, стоявших перед российским флотом. Даже когда он начал пополняться более действенными АПЛ второго поколения, переоборудование лодок пр.659 в носители торпедного орудия длилось, хотя, судя по всему, оно уже и не имело смысла.

Пр.659Т был разработан в 1964-1965 гг. в ЦКБ-18 под управлением Н.А. Климова, а потом О.Я. Марголина. Работы на всех 5 АПЛ были проведены на СРЗ «Звезда» в период с декабря 1963 г. по декабрь 1976 г. Любопытно то, что первой под переоборудование была поставлена К-122. К этому моменту еще не была завершена разработка её проекта и на исходном шаге все работы свелись к демонтажу ракетного комплекса, который длился до конца 1964 г. Пр. 659Т предугадывал переоборудование ракетной АПЛ без конфигурации конструкций и объемов крепкого корпуса, количества ТА, состава и расположения главного оборудования. Таким образом, перекомпоновке подвергались только 1-ые три отсека корабля и его надстройка. Потому что общий боезапас было решено довести до 32 торпед, стеллажи для них, кроме носового отсека, установили на верхней палубе второго отсека. Для этого пришлось отрешиться от одной группы АБ, перенести часть кают офицеров на нижнюю палубу либо в кормовые отсеки. Надстройка сохранялась исключительно в носовой части лодки, а в районе размещения ракетных контейнеров ее уменьшили по высоте (для обеспечения требуемых характеристик остойчивости в надводном положении). Такое конструктивное решение придало палубе надстройки соответствующий подъем к форштевню.

Невзирая на то, что в период проведения работ по переоборудованию на вооружение были приняты новые эталоны гидроакустических средств, такие к примеру, как комплекс «Керчь», АПЛ пр.659Т сохранили морально устаревшие станции, установленные в период их постройки. Из-за этого корабли имели очень ограниченные боевые способности. Данное событие усугублялось техническим несовершенством кораблей.

АПЛ пр.659Т была разработана ЦКБ-18 под управлением Н.А. Климова, а потом О.Я. Марголина. По конструкции крепкого корпуса, составу и сборке главного оборудования она вполне повторяла макет. Исключение составили три носовых отсека. В первом и во 2-м установили доп стеллажи для хранения 16-ти запасных 533-мм торпед. При этом торпеды из второго отсека подавались в 1-ый через четыре лючка в крепкой переборке. Лючки размещались напротив оси 533-мм ТА.

Для размещения стеллажей для запасных торпед во 2-м отсеке, пришлось демонтировать одну группу АБ. Часть офицерских кают с верхней палубы перенесли в освободившиеся объемы, а часть – в кормовые отсеки. Решение задачки облегчалось тем, что из-за отказа от ракетного вооружения была упразднена БЧ-2, и экипаж корабля сократился на 6 человек. В 3-ем отсеке несколько изменили сборку центрального поста, что было связано с установкой ряда доп устройств системы торпедной стрельбы. Также были изменены обводы легкого корпуса. За счет демонтажа контейнеров и обслуживающих их устройств удалось уменьшить высоту надстройки. Вкупе с тем, для обеспечения больших мореходных свойств в надводном положении носовую оконечность лодки оставили без конфигураций.

Главные ТТЭ Водоизмещение, т: – обычное. 3650 – подводное 4820 Главные стабильна, м: – длина большая 111,2 – ширина корпуса большая 9,2 – осадка средняя 6,35 Припас плавучести, % 29 Архитектурно-конструктивный тип двухкорпусный Глубина погружения, м 300 Автономность, сут 50 Экипаж, чел 98 Энергетическая установка: – тип атомная ППУ: – количество хтип (марка) ЯР 2 хВВР (ВМ-А) – суммарная термическая мощность ЯР, мВт 140 ПТУ: – количество х мощность (марка) ГТЗА, л.с. 2 х (ГТЗА-601) 17 500 – тип ТГ подвесные – количество х мощность (марка) ТГ, кВт. 2 х (ГПМ-21) 1400 – количество хтип движителей 2 хВФШ Запасные источники энергии и средства движения: – количество х мощность (марка) ДГ, кВт 2 х 460 (М-820) – тип АБ свинцово-кислотная (38-СМ) – количество групп АБ х частей в группе. 2 х 112 – количество х мощность ГЭД на полосы вала, кВт. 2 х 450 Скорость хода, уз: – большая надводная 15 – большая надводная под ДГ и ГЭД 7-8 – большая подводная 24 – большая подводная под ГЭД 6 Дальность плавания под ГЭД (со скоростью хода, уз), мили: 500 (5-6) Вооружение: Ракетное: – наименование комплекса П-5 – боезапас (тип) ПКР 6 (П-5) – вид старта надводный, из поднятых РК – система подготовки и старта «Север А-659» Торпедное: – количество х калибр ТА, мм .4 (Н) х 533 – боезапас (тип) торпед 20 (53-65М либо 53-65К) – количество х калибр ТА, мм 2 (Н) х 400 + 2 (К) х 400 – боезапас (тип) торпед 12 (СЭТ-40 либо МГТ-1) – ПУТС «Ленинград-659» Радиоэлектронное: – НК «Сила-Н-659» – ГЛС-ШПС «Арктика-М» – ШПС радиального обзора МГ-10 – ГЛ С миноискания «Плутоний» – ГАСЗПС «Свияга» (МГ-25) – Угасал ОГС «Свет-М» – ГИСЗ. «Береста-М» (МГ-23) – РЛК «Альбатрос» (РЛК-101) – станция опознавания «Хром-М» – СОРС «Накат» – эхолот НЭЛ-5 – радиопеленгатор. АРП-53 – перископ зенитный, с навигационным устройством ПЗН-10 – перископ ПР-14

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!