ArtGuns » Военный флот » Подводная лодка проекта 659 (СССР)

Подводная лодка проекта 659 (СССР)

15 июль 2025, Вторник
4
0
На первом шаге развития «лодочных» КР в нашей стране (вобщем, как и в США) их тесты проводились только на ДЭГШ, прошедших соответственное переоборудование либо модернизацию. Одна из этих ракет – П-5 – представляет особенный энтузиазм для темы данной части монографии, и потому история ее разработки, также испытаний заслуживает детализированного рассмотрения. Как уже говорилось, она являлась первой российскей стратегической КР второго поколения. Работы над этим самолетом-снарядом начались в ОКБ-52 во 2-ой половине 1954 г. От КР первого поколения ее отличали две особенности: ТРД, обеспечивавший сверхзвуковую скорость полета и автоматом раскрывающиеся после схода с направляющих ПУ крылья.

Благодаря этим нововведениям П-5 могла преодолевать систему ПВО противника (во всяком случае, уровня 50-х годов), храниться в контейнере сравнимо маленьких размеров и стартовать из него без подготовительной сборки либо разворота консолей крыла в рабочее положение. Последнее позволяло прирастить носимый лодкой ракетный боезапас и уменьшить время ее пребывания в надводном положении во время предстартовой подготовки.

П-5 была предъявлена к испытаниям в августе 1957 г. Для их проведения была выделена средняя ДЭПЛ С-146 (зав. 302) пр. 613, которую переоборудовали по пр. П613. На ней за огораживанием, на палубе надстройки смонтировали (за счет демонтажа торпедопогрузочного устройства и артиллерийского вооружения, также отказа от запасных торпед) горизонтальный крепкий контейнер. Перед стартом контейнер подымался на угол 15° и после схода ракеты с направляющих приводился в начальное положение. КР хранилась в нем на стартовых направляющих со сложенными консолями крыла и с подвешенными стартовыми движками.

Тесты комплекса П-5 проводились на С-146 в период с ноября 1957 г. по январь 1959 г. и закончились удачно (хотя и с неким запозданием от задуманных сроков), что привело к принятию его на вооружение (в июне 1959 г.) и как, следствие, к отказу от работ над другими стратегическими КР. Принципиально отметить, что эти тесты дозволили отработать конструкции ракетного контейнера, также находящихся в нем систем, которые потом в том либо ином виде были воспроизведены при разработке АПЛ второго и третьего поколений. Достаточно привести несколько примеров.

Вначале предполагалось поддерживать в контейнере нейтральную газовую среду (для предотвращения вероятного воспламенения паров горючего), но в процессе испытаний П-5 от этого решения отказались, отдав предпочтение системам пожаротушения и внутреннего орошения. Все гидроцилиндры приводов контейнера после переоборудования С-146 были подключены к общесудовой системе гидравлики. Тесты комплекса проявили, что гидроцилиндры, расположенные вовне крепкого корпуса, целенаправлено подключить к автономной системе гидравлики. Благодаря этому удалось предупредить попадание морской воды в общесудовую систему гидравлики и защитить исполнительные органы гидроприводов от коррозии.

Работы над пр.659 начались в согласовании с постановлением Правительства от 25 августа 1956 г. Они велись в ЦКБ-18 коллективом конструкторов под управлением П.П. Пустынцева. В качестве макета была выбрана АПЛ пр.627А, что позволило миновать стадию эскизного проектирования и сразу приступить к разработке технического проекта. Корабль фактически вполне повторял макет, а все внесенные конфигурации определялись-спецификой главного вооружения – шестью КР комплекса П-5.

Они располагались в крепких транспортно-пусковых контейнерах (ТПК), смонтированных на крепком корпусе корабля и сведенных в три парных блока. Перед запуском ракет любой из этих блоков подымался на стартовый угол 15°. Потому что старт ракет мог быть осуществлен исключительно в надводном положении корабля, проектанты повышенное внимание уделили обводам легкого корпуса. Они почти во всем повторяли обводы АПЛ пр.658. Разница заключалась в том, что у корабля пр.659 палуба надстройки была поднята на высоту, равную поперечнику ракетных контейнеров, что обеспечило понижение буксировочного сопротивления и высочайшие мореходные свойства на всех скоростях лодки, прямо до полной надводной. Для этой же цели носовой оконечности легкого корпуса дали штевневую заостренную форму.

Необходимость размещения на АПЛ пр.659 аппаратуры и оборудования ежедневного обслуживания, предстартовой подготовки и пуска КР, привела к повышению длины крепкого корпуса (и соответственно длины всего корабля) на 3,8 м по сопоставлению с АПЛ пр.627А. Корабли также различались меж собой торпедным вооружением. На АПЛ пр. 659 торпедное вооружения предназначалось только для самообороны, и потому было ограничено как по числу ТА, так и по торпедному боезапасу. Стоит отметить, что общее размещение устройств, оборудования и энергетической установки пр.659 и пр.658 было очень близко, невзирая на разницу в количестве отсеков. Так, к примеру, 4-ый отсек пр.659 был стопроцентно аналогичен пятому отсеку пр.658, 5-ый – шестому и т.д.

Любопытно то, что ТТЗ на корабль было утверждено Главкомом ВМФ только 2 октября 1956 г., когда значимая часть проекта уже была разработана. Он был представлен на утверждение в первом квартале 1957 г., когда тесты ракеты П-5 еще только начинались (1-ые бросковые запуск ее макета произвели 12 марта 1957 г.). Все же, ЦКБ-18 приступило к разработке рабочих чертежей, которая закончилась в октябре 1957 г., а в декабре 1958 г. свершилась закладка головного корабля серии – т.е. за семь месяцев до момента принятия комплекса П-5 на вооружение.

В период с декабря 1958 г. по июль 1963 г. на ССЗ-199 (г. Комсомольск-на-Амуре) выстроили 5 АПЛ пр.659. 6-ой корабль серии – К-30 (зав №145) – заложили в апреле 1961 г., но 3 мая 1962 г. его исключили из списков флота, а корпус разобрали на металл. Оборудование и механизмы, также часть корпусных конструкций использовали при постройке АПЛ пр. 675. Разработка постройки кораблей была таковой же как и на ССЗ-402, который оказал дальневосточному заводу значительную помощь в организации работ.

АПЛ пр.659 была разработана ЦКБ-18 под управлением П.П. Пустынцева, а потом Н.А. Климова. Корабль предназначался для нанесения ударов самолетами-снарядами П-5 по военно-морским базам, портам, фабричным и административным центрам, размещенным на побережье и в глубине местности. Корабль имел двухкорпусную архитектуру, с развитыми надстройкой, огораживанием выдвижных устройств и боевой рубки. Крепкий корпус был сделан из высокоуглеродистой стали АК-25 (шириной 22-35 мм). На большей части длины он был выполнен в форме цилиндра, а в оконечностях – в виде усеченных конусов. Он делился плоскими водонепроницаемыми переборками, рассчитанными на давление 10 кг/см2 , на девять отсеков. Легкий корпус бьш сделан из маломагнитной стали и облицован противогидролокационным покрытием.

ЦГБ располагались в 14-ти цистернах. Три из них являлись аварийно-балластными и служили для восстановления плавучести лодки при потере плотности 1-го контейнера из каждого парного блока. Вентиляция всех ЦГБ раздельная. Управление кингстонами и клапанами вентиляции дистанционное с помощью гидравлических приводов. Замещение массы выпущенных ракет выполнялось приемом забортной воды в особые крепкие цистерны. Конструкции крепкого и внешнего корпусов были рассчитаны с учетом требований противоатомной защиты.

Обводы легкого корпуса обеспечивали кораблю высочайшие мореходные свойства в надводном положении, что было принципиальным для процесса боевого использования ракетного орудия. А именно, у АПЛ пр.658 была принята штевневая заостренная форма носовой оконечности легкого корпуса. Она вкупе с формой обтекателей антенн ГАК (либо Угасал) почти во всем повторяла форму носовой оконечности АПЛ пр.658. Обводы кормовой оконечности были такими же как у германской «электрической» лодки XXI серии периода 2-ой мировой войны. Различие заключалось в том, что у АПЛ пр.659 на кормовых горизонтальных стабилизаторах имелась пара МКГР (как на пр.П627А).

Крепкие транспортно-пусковые контейнеры (ТПК) были смонтированы на, крепком корпусе корабля. С бортов и сверху они прикрывались стенами и палубой надстройки, вписываясь в ее обводы. ТПК были сведены в три парных блока (один блок в нос и два – в корму от огораживания рубки). Любой из блоков подымался гидравлическими подъемниками (располагались во 2-м, шестом и седьмом отсеках) на стартовый угол 15° методом поворота на недвижной полой оси, снутри которой располагались коммуникации, связывающие ракету и контейнер с лодкой. Перед стартом ТПК, поднятые на стартовый угол, фиксировались стопорами, а обе крышки (передняя и задняя) раскрывались. Все контейнеры подымалиь за 140 сек, а крышки раскрывались за 20-25 сек.

Стрельба проводилась по курсу АПЛ при поднятых и застопоренных контейнерах, также открытых крышках, при скорости носителя 8 уз и состоянии моря до 4-х бАллов. В этих же критериях мог выполняться и сброс аварийной ракеты. Для обеспечения залповой стрельбы требовался одновременный пуск и вывод на полетный режим работы маршевых движков всех ракет. Выхлопные газы отводились через заднюю крышку ТПК в газоотводные выгородки, располагавшиеся в надстройке за каждым из контейнеров. При первых же запусках выяснилось, что движки «задних» ракет глохли, захватывая переработанные газы «передних» ракет – пришлось перепрофилировать газоотводные выгородки. Залп осуществлялся в серьезной последовательности (соответственно из ТПК №№ 6-3-2-5 4 1). Время после всплытия лодки до запуска первой ракеты составляло около 4 минут, а подготовки и запуска всех 6 ракет – 12,5 минут.

Необходимость размещения на АПЛ пр.659 аппаратуры и оборудования, нужных для ежедневного обслуживания, предстартовой подготовки и пуска КР, привела к повышению длины крепкого корпуса (и соответственно длины всего корабля) на 3,8 м по сопоставлению с АПЛ пр.627А. Корабли также различались меж собой торпедным вооружением. На лодке пр. 659 торпедное вооружение предназначалось только для самообороны, и потому было ограничено 4-мя 533-мм (в носовой оконечности) и 4-мя 400-мм ТА (два из которых были установлены в кормовой оконечности). Сократился торпедный боезапас. Общее размещение устройств, оборудования и энергетической установки пр.659 и пр.658 было очень близко, невзирая на разницу в количестве отсеков. Так, к примеру, 4-ый отсек пр.659 был на сто процентов аналогичен пятому отсеку пр.658, 5-ый – шестому и т.д.

АПЛ пр.659 обладала большой шумностью из-за больших виброактивности устройств АЭУ, частоты вращения гребных винтов, наличия развитых надстроек, насыщенных плохообтекаемыми газоотводными выгородками, контейнерами и механизмами. Легкий корпус из маломагнитной стали получал коррозионные повреждения в виде бессчетных трещинок.

КР П-5 обладала целым рядом недочетов: малой точностью стрельбы; уязвимостью от средств ПРО; чувствительностью к погодным условиям (температуре воздуха, направлению и силе ветра) и невыполнимостью производить полет над местностью сложного рельефа (к примеру, над горами). Пробы сделать лучше боевые свойства ракеты методом установки доплеровского измерителя пути и сноса ракеты (соответственно комплексы П-5Д и П-7) не дали хотимых результатов, и уже в 1966 г. все модификации комплекса П-5 сняли с вооружения. В 1966-1967 гг. в ЦКБ-18 под управлением Н.А. Климова велись проработки по пр.659А – модернизации пр.659 под ПКРК П-6. Как оказывается, пр.659 не мог быть модернизирован схожим образом – не хватало длины ПК, требовалось установить систему «Аргумент» и комплекс «Успех», стопроцентно перестроить легкий корпус и пр. Тогда их решили переоборудовать по пр.659Р – в корабли-ретрансляторы комплекса средств радиосвязи. Работы над этим проектом также велись в ЦКБ-18 под управлением Н.А. Климова. Но в первом квартале 1968 г. их закончили ввиду отсутствия военной необходимости. В конце концов, было принято решение о переоборудовании кораблей пр.659 в торпедные АПЛ пр.659Т. Надлежащие работы провели в 1963-1976 гг. на СРЗ «Звезда» при участии профессионалов завода «им. Ленинского Комсомола».

Главные ТТЭ Водоизмещение, т: – обычное 3730 – подводное 4920 Главные размерения, м: – длина большая 111,2 – ширина корпуса большая 9,2 – осадка средняя 6,35 Припас плавучести, % 32 Архитектурно-конструктивный тип двухкорпусный Глубина погружения, м. 300 Автономность, сут. 50 Экипаж, чел 104 Энергетическая установка: – тип атомная ППУ: – количество х тип (марка) ЯР 2 х ВВР (ВМ-А) – суммарная термическая мощность ЯР, мВт. 140 ПТУ: – количество х мощность (марка) ГТЗА, л.с 2 х (ГТЗА-601) 17 500 – тип ТГ. подвесные – количество х мощность (марка) ТГ, кВт. 2 х (ГПМ-21) 1400 – количество хтип движителей 2 хВФШ Запасные источники энергии и средства движения. – количество х мощность (марка) ДГ, кВт 2 х 460 (М-820) – тип АБ. свинцово-кислотная (38-СМ) – количество групп АБ х частей в группе 3 х 112 – количество х мощность ГЭД на полосы вала, кВт 2 х 450 Скорость хода, уз: – большая надводная 14 – большая подводная 23 – большая подводная под ГЭД 6 Дальность плавания под ГЭД (со скоростью хода, уз), мили: 500 (5-6) Вооружение: Ракетное: – наименование комплекса П-5 – боезапас (тип) ПКР 6 (П-5) – вид старта надводный, из поднятых РК – система подготовки и старта «Север А-659» Торпедное: – количество х калибр ТА, мм 4 (Н) х 533 – боезапас (тип) торпед 4 (53-65М либо 53-65К) – количество х калибр ТА, мм 2 (Н) х 400 + 2 (К) х 400 – боезапас (тип) торпед 4 (СЭТ-40 либо МГТ-1) – ПУТС «Ленинград-659» Радиоэлектронное: – НК «Сила-Н-659» – ГЛС-ШПС «Арктика-М» – ШПС радиального обзора МГ-10 – ГЛ С миноискания «Плутоний» – Угасал ЗПС «Свияга» – Угасал ОГС «Свет-М» – РЛС. «Альбатрос» (РЛК-101) – станция опознавания «Хром-М» – СОРС «Накат» – эхолот НЭЛ-5 – радиопеленгатор АРП-53 – перископ зенитный, с навигационным устройством ПЗН-10 – перископ ПР-14

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!