ArtGuns » Военная авиация » Истребитель Mitsubishi F-2 / FS-X (Япония)

Истребитель Mitsubishi F-2 / FS-X (Япония)

21 август 2025, Четверг
6
0
Истребитель Митсубиши F-2 / FS-X - японский истребитель-бомбардировщик, разработанный компаниями "Митсубиши Heavy Industries" и "Lockheed Martin" для Воздушных сил самообороны Стране восходящего солнца. В 1982 г. Япония приступила к исследованиям, направленным на создание истребителя XXI века. Новый самолёт был должен поменять истребитель-бомбардировщик третьего поколения Митсубиши F-1, который из-за малого радиуса деяния и малой боевой нагрузки не устраивал Японские Воздушные силы самообороны (Japanese Air Self Defense Force — JASDF). Bсё это привело к возникновению проекта, известного как Next Fighter Support Aircraft (последующий истребитель поддержки) либо FS-X. 22 ноября 1985 г были выпущены официальные требования к новенькому самолёту.

Сначала, на него возлагалась борьба с надводными целями, зачем в состав вооружения предстояло включить 4 противокорабельные ракеты (ПКР). Он мог делать роль и «чистого истребителя», при всем этом был должен нести до 8 ракет класса «воздух-воздух»: 2-4 средней дальности и столько же близкого боя. Следовало обеспечить боевой радиус самолета более 450 морских миль.

Свои предложения Японскому Агентству обороны направили несколько забугорных самолетостроительных компаний. Они подразумевали использовать уже существовавшие воздушные суда, доделанные подходящим образом. Таковой подход жители страны восходящего солнца отвергли, посчитав, что возросшим нынешним требованиям может отвечать только новенькая машина, которую следует создавать своими силами. Но здесь в дело вмешалась большая политика. За «обиженных» государственных изготовителей вступились правительства США и ряда европейских государств, которые смогли уверить высшие должностные лица Страны восходящего солнца пересмотреть эту позицию. В итоге в апреле 1986 г Японское Агентство обороны возвратилось к рассмотрению забугорных предложений. Был даже поставлен вопрос о приобретении на Западе лицензии на постройку самолета, тем паче что таковой опыт жители страны восходящего солнца уже имели (истребители F-4J и F-15J). В круг претендентов попало несколько машин, включая F/A-18, F-16 и Tornado.

Параллельно в обстановке строжайшей секретности в научно-исследовательском институте TRDI (Technical Research and Development Institute) под управлением P.Цутуи велись исследования вида японского варианта FS-X. Прорабатывались разные сборки с одним и 2-мя движками, обычной аэродинамической схемы и схемы «утка». Недочет опыта ставил перед создателями целый ряд научно-технических заморочек. Их решение добивалось не только лишь много времени, да и достаточно огромных денежных трат. А тем временем правительство США усиливало давление на Японию, стремясь обеспечить собственному авиапрому победу в борьбе за очень симпатичный заказ. Утечка инфы о проводимых в недрах TRDI работах по FS-X привела к усилению этого давления. В итоге в 1987 г жители страны восходящего солнца свернули собственный проект. Было принято компромиссное решение: взять за базу один из американских самолётов и на его базе сделать новый истребитель с внедрением японских разработок.

За проектом оставили обозначение FS-X. В качестве базисного самолета избрали истребитель Lockheed Martin F-16C Block 40, посчитав, что его модернизация с применением ведущих технологий обойдется относительно недорого. Соответственное межправительственное соглашение заключили 21 октября 1987 г, а официальный договор с компанией «Локхид Мартин» подписали в марте 1990 г. Стороны условились, что 60% скопа задач получит Япония, а остальное достанется американской индустрии. Для реализации проекта сделали консорциум из ведущих японских компаний. Основным подрядчиком выступила компания Митсубиши Heavy Industries, а её более важными партнерами стали Fuji Heavy Industries и Kawasaki Heavy Industries. С американской стороны главную роль игралась Lockheed Martin.

Проектирование FS-X было начато в марте 1990 г в конструкторском бюро конторы «Мицубиси» в г. Голое. Над проектом работали вместе южноамериканские и японские конструкторы под управлением генерала Масумота, который занимал должность начальника отделения разработки института TRDI. Многие южноамериканские спецы, занятые в проекте FS-X, ранее привлекались к работам над увеличенным вариантом F-16, что оказало огромное воздействие на вид нового японского истребителя.

Невзирая на наружное сходство с макетом, истребитель FS-X можно отважно именовать новым самолётом. И дело не только лишь во внутренней внутренности — значимые конфигурации перетерпела конструкция машины. Были обширно внедрены композиционные материалы, что позволило прирастить весовую отдачу, хотя в целом FS-X потяжелел по сопоставлению со своим американским «предком» практически на 3 т. Фюзеляж FS-X стал длиннее, чем у F-16C, что позволило расположить дополнительное горючее и оборудование. Самолёт получил новое крыло (площадь выросла на 25% за счет увеличенных размаха и хорды). Его консоли выполнили из углепластика, таким образом FS-X стал одним из первых в мире истребителей с крылом из композиционных материалов. Механизация крыла — отклоняемый носок и флапероны. Эти нововведения были призваны прирастить дальность полета самолёта и сделать лучше взлетно-посадочные свойства. Площадь цельноповоротного стабилизатора у FS-X стала на 20% больше, чем у F-16C, что должно было сделать лучше маневренность истребителя, в особенности на малых скоростях. В отличие от южноамериканского макета, который имел цельный беспереплетный фонарь кабины летчика, на FS-X применили трехсекционный фонарь с козырьком завышенной прочности, рассчитанным на столкновения с птицами при полетах на максимально малых высотах. На переднюю часть фюзеляжа, фронтальные кромки крыла и обечайку воздухопоглотителя нанесли скрытые радиопоглощающие покрытия, сделанные в Стране восходящего солнца.

Предполагалось под воздухопоглотителем FS-X установить особые поверхности для конкретного управления боковой силой. У янки эта концепция получила заглавие CCV (Control Configured Vehicle) и отрабатывалась на воздушных судах F-16CCV и AFTI F-16. В Стране восходящего солнца под данную тему выстроили летающую лабораторию T-2CCV. Но далее исследовательских работ дело не пошло, и FS-X такими плоскостями не был обустроен.

В мае 1990 г начался конкурс на движок для FS-X. В декабре такого же года был избран турбовентиляторный движок General Electric F110-GE-129 с наибольшей тягой 13200 кгс на полном форсаже. Лицензию на его массовое создание получила японская компания Ishikawajima-Harima Heavy Industries. Выпуск собирались вести в широкой кооперации с янки, которые, как и в целом по самолету, получали 40% скопа задач Предполагалось выстроить 200 движков.

Практически всё БРЭО для FS-X поставляли японские компании, которые получили возможность использовать ряд американских технологий. На истребителе установили автоматическую цифровую систему управления самолётом Japan Aviation Electronics/ Bendix King, радар Митсубиши Electric с фазированной антенной решеткой, функциональный экран Yokogawa LCD, голографический индикатор на лобовом стекле Shimadzu и систему РЭБ Митсубиши Electric.

Главным орудием FS-X для поражения надводных целей стали ПКР Митсубиши ASM-1 (тип 80) с активной радиолокационной головкой самонаведения (полетная масса — 610 кг, наибольшая дальность запуска — 50 км) либо ASM-1C (тип 91, масса 560 кг, 65 км). В перспективе запланировано использовать более совершенную ракету Митсубиши ASM-2 (тип 88) с увеличенной до 150 км дальностью запуска. Для борьбы с воздушными целями самолет получил южноамериканские ракеты AIM-7F/M Sparrows и AIM-9L Sidewinder, также японские Митсубиши ААМ-3. Не считая того, на истребителе установили 20-мм пушку JM61А1. Велась разработка одноместной и двухместной версий самолёта. Двухместный вариант имел боевые способности одноместного, но объем горючего во внутренних баках пришлось уменьшить до 3978 л (на одноместном — 4675 л). В кабине экипажа установили катапультные кресла ACES II. В процессе сотворения FS-X появлялись денежные трудности. Уже в ноябре 1990 г программка начала давать сбои, в главном из-за роста издержек на 50%. В итоге сроки выполнения работ очень растянулись, что вынудило японцев модернизировать стоявшие на вооружении воздушные суда F-1 и F-4J «Фантом-2».

Для проведения испытаний Агентство обороны заказало два одноместных макета FS-X и два двухместных TFS-X, плюс два самолёта для статических испытаний. Постройка первого макета FS-X (сер. №63-0001) была завершена 12 января 1995 г, а в воздух эта машина поднялась спустя практически 9 месяцев — 7 октября. Полет длительностью 38 минут состоялся на авиабазе Комаки около г. Голый, самолет пилотировал летчик-испытатель компании «Мицубиси» Йошиюки Ватанабе. В феврале и апреле 1996 г начались лётные тесты обоих двухместных TFS-X (сер. №№ 63-0003 и 63-0004), а 13 декабря взлетел и 2-ой одноместный макет (сер. № 63-0002). В сентябре такого же года правительство Стране восходящего солнца решило о массовом создании самолёта. При всем этом одноместный вариант получил обозначение F-2A, а двухместный F-2B. Соответственно переименовали и бывалые машины: одноместные в XF-2A, а «спарки» в XF-2B.

Весной 1996 г самолет №63-0001 официально передали Агентству обороны. 26 марта машина вошла в состав испытательного крыла ADTW (Air Development and Test Wing), размещенного на авиабазе Гифу. Позже туда же передали и другие три макета. В декабре 1997 г серийные номера этих самолетов были изменены в согласовании с принятой в JASDF системой. Одноместный XF-2A № 63-0001 стал № 63-8501, а двухместный XF-2B № 63-0003 — № 63-8101 и т.д. К августу 1998 г четыре опытнейших самолета налетали 600 ч (около 70% от задуманного). К тому времени в TRDI на 2-ух статмашинах были завершены усталостные тесты (общий объем 6000 ч).

В 1999 г собирались начать поставки серийных истребителей, но в июне этого года в силовых элементах крыла на всех опытнейших самолётах нашли усталостные трещинкы. Было также объявлено, что из-за недостаточной жесткости крыла появляется флаттер. Полеты пришлось остановить, крыло подвергнуть доработкам, а потом провести новый цикл прочностных испытаний, который закончился в декабре 1999 г. Полеты были возобновлены в марте 2000 г. Сроки поставок серийных истребителей переносили еще пару раз, и в конце концов они начались исключительно в 2002 г. К началу 2009 г в войска поступили 50 F-2A и 30 F-2B. Машины имеют уникальный «морской» камуфляж. Любопытно, что истребители Митсубиши F-2 все почаще именуют Viper Zero, вроде бы подчеркивая историческую связь нового самолета с знаменитым истребителем 2-ой мировой войны.

Тактико-технические свойства Митсубиши F-2 Размах крыла, м   11.13 Длина самолета, м   15.52 Высота самолета,м   4.96 Площадь крыла, м2   34.84 Масса, кг пустого самолета   9527 обычная взлетная   15000 наибольшая взлетная   22100 топлива   3842 Тип двигатель   1 ТРДДФ General Electric F110-GE-129 Наибольшая тяга, кН   1 х 131.70 Наибольшая скорость на высоте   М=2 у земли   М=1 боевая скорость, км/ч   555 Боевая дальность деяния, км   830 Практический потолок, км   18000 Макс. эксплуатационная перегрузка   9 Экипаж, чел   1 Вооружение:   одна 20-мм пушка M61A1 Vulcan (250 патронов) боевая нагрузка - 8050 кг на 11 узлах подвески 2 - 6 УР воздух-воздух AIM-7F/M Sparrow, 2 - 4 УР AIM-9 Sidewinder либо AAM-3, 2 - 4 ПКРx ASM-1 либо ASM-2 либо Type 80 , 12 бомб Mk.82, 12 бомб с ИК наведением GCS-1, 2х 450-кг либо 1х 900 кг бомбы

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!