
Мысль спец вертолета-крана была реализована Сикорским в 1959 году на базе вертолета Sikorsky S-56, но внедрение поршневых движков ограничивало грузоподъемность и не отвечало главному направлению технического прогресса винтокрылых аппаратов - использованию ГТД. Возникновение в Русском Союзе вертолета-крана Ми-10 (1961 г.) с ГТД стимулировало ускорение работ в США. В армии США вертолет Sikorsky S-64 получил обозначение Sikorsky CH-54 Tarhe. 1-ое летное испытание выполнено 9 мая 1962 года. Необходимо подчеркнуть, что на Sikorsky S-64 обширно были применены элементы S-56, такие, как несущий винт, коробка, шасси.
В вертолете Sikorsky S-64 отсутствует фюзеляж, имеется только опора для поддержки движков, несущий винт, коробки ХВ. Два летчика управляют вертолетом, а сидячий вперед спиной оператор следит за грузом. Роль оператора может делать 2-ой летчик. На варианте Sikorsky CH-54B была увеличена мощность каждого мотора до 3580,8 кВт, что привело к необходимости усилить коробку, установить новые лопасти несущего винта, спаренные колеса на главных стойках шасси. Грузоподъемность возросла до 12,5 т, но уступала вертолету Ми-10 КБ Миля на 2,5 т. Штатский вариант S-64E в 1969 году получил сертификат летной годности на перевозку грузов массой до 10160 кг.
Вертолет Sikorsky CH-54 Tarhe - одновинтовой схемы, с управляющим винтом, 2-мя ГТД и трехопорным шасси. Конструкция вертолета усилена. Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок, выполнен в виде балки коробчатого сечения, имеющей четыре узла крепления контейнеров либо грузовых платформ, рассчитанные на усилия до 4540кг. Кабина экипажа трехместная/ с 2-мя расположенными рядом сиденьями летчиков и креслом с обзором задней полусферы для оператора, управляющего вертолетом при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. Для удобства все управление вывели на единую ручку на локотнике. У пилота, сидячего на месте оператора, был красивый обзор, и он мог отлично управлять вертолетом и манипулировать грузом.

В конструкции несущего винта S-64 использовали много частей от S-56. Поперечник несущего винта остался предыдущим - 22 м, правда, сейчас он стал шестилопастным. Шарнирная втулка изготавливалась из железных и дюралевых сплавов. Цельнометаллические лопасти из дюралевого сплава имели прямоугольную форму. Четырехлопастный управляющий винт остался как и раньше с шарнирным креплением цельнометаллических лопастей. С другой стороны от управляющего винта на концевой опоре крепился агрессивно зафиксированный стабилизатор. Управляющий винт поперечником 4.88м, четырехлопастный, с шарнирным креплением лопастей, имеет цельнометаллические лопасти прямоугольной формы в плане. Шасси трехопорное, с носовой опорой, давление в пневматике носового колеса 0.67 МПа, в пневматиках основных колес 0.63 МПа. Главные опоры вертолета СН-54В имеют сдвоенные колеса с давлением в пневматиках 0.67 МПа. Предвидено регулирование высоты фюзеляжа над землей в границах 0.2м методом конфигурации хода стоек основных опор шасси. Колея шасси 6.02 м, база - 7.44 м.

Силовая установка состояла из 2-ух газотурбинных движков "Pratt-Whitney" JFTD 12A-4A мощью по 4500 л.с. Они располагались впереди от головного редуктора, уравновешивая хвостовую опору. В силовую установку заходил и вспомогательный двигатель-турбостартер Solar Т-62-16А мощью 55 кВт, от которого через главный редуктор осуществляется привод электро- и гидросистем при стоянке вертолета. Впереди и сзади головного редуктора размещались два топливных бака емкостью по 1664 л каждый. Еще два доп бака могли подвешиваться под стойками головного шасси. Топливная система включает два топливных бака емкостью по 1664 л, расположенные в фюзеляже перед и за основным редуктором. Предусмотрена установка доп бака емкостью 1664 л. Коробка включает главный и промежный редукторы и соединительные валы, незакрытые обтекателями, и редуктор привода управляющего винта. Главный редуктор вертолета СН-54А рассчитан на передачу мощи 4850 кВт, вертолета СН-54В - 5800 кВт. Передаточное отношение от мотора к несущему винту 49.6:1, к управляющему винту 10.6:1. Ресурс коробки 500 ч. Система управления дублированная, гидравлическая, включает систему автоматической стабилизации.
Вертолет Sikorsky CH-54 Tarhe имел трехстоечное шасси с фронтальной опорой. Под фюзеляж свободно мог подъехать тягач с прицепом. Увеличенный разнос основных стоек и их большая длина расширили спектр перевозимых грузов. Особенная конструкция амортизационных стоек позволяла "присесть" вертолету на 20 см и очутиться верхом на грузе, чтоб позже подцепить его. Для защиты управляющего винта на хвостовой опоре имелась выдвижная механическая опора. В погрузочное оборудование вертолета входили гидравлическая лебедка, рассчитанная на усилие до 11340 кг, трос с крюком, система стабилизации подвешенного груза, четыре боковые лебедки для подвески грузов до 4540 кг, и целый ряд узлов крепления контейнеров под фюзеляжем.
На Sikorsky CH-54 Tarhe принято увлекательное решение, связанное с перевозкой десантников. В особом контейнере-вагоне (8,36 х 2,69 х 1,98 м), закрепленном под опорной балкой, располагалось обычно 45 десантников (на испытаниях 87) либо 24 покалеченых на носилках. Сделано 22 контейнера. Обширное создание вертолета-крана совпало с началом боевых действий США во Вьетнаме. За время войны было перевезено более 380 покоробленных самолетов и вертолетов. В штатской сфере использовались модификации Sikorsky S-64E и S-53F, близкие по характеристикам к Sikorsky CH-54B. Вертолеты применялись для перевозки и установки нефтедобывающего оборудования, разгрузки кораблей, монтаже вышек и других крупногабаритных частей.
После войны потребность в вертолетах-кранах начала медлительно спадать, приемущественно из-за сравнимо малой скорости полета и наличия соперников в лице Boeing CH-47 Chinook (грузоподъемностью 12т) и S-65 (вариант CH-53E Sea Stallion грузоподъемностью 13,6 т). Все же еще посреди 80-х годов можно было повстречать S-64, но уже исключительно в государственной гвардии США. Создание завершено во 2-ой половине 80-х годов, выпущено порядка 100 вертолетов. Сначала 70-х годов на вертолете Sikorsky CH-54B установлено 10 глобальных рекордов для собственного класса по подъему груза на высоту и по скороподъемности. К примеру, подъем массы 10 т на высоту 3307 м, 10 т на 5246 м и 5 т на 7778 м. В октябре 1970 года проведен увлекательный опыт. Два Sikorsky CH-54B на совместной наружной подвеске подняли груз массой 18488 кг.
Лётно-технические свойства Sikorsky CH-54 Tarhe
Экипаж, чел 2
Поперечник головного винта, м 21.95
Поперечник хвостового винта, м 4.88
Длина,м 21.46
Высота ,м 5.67
Масса, кг
- пустого 7820
- обычная взлетная 17237
- наибольшая взлетная 19051
Внутренние горючее, л 3331 + опционально 1666
Тип двигателя 2 ГТД Pratt Whitney T73-P-1 (JFTD12A-4A)
Мощность, кВт
- при взлете 2 х 3355
- при полете 2 х 2982
Наибольшая скорость, км/ч 203
Крейсерская скорость, км/ч 169
Дальность деяния, км 370
Скороподъемность, м/мин 405
Практический потолок, м 4745
Статический потолок, м 3230
Нужная нагрузка: до 9072 кг груза
Источник: dogswar.ru