ArtGuns » Военная авиация » Беспилотный летательный аппарат Bayraktar Akinci (Турция)

Беспилотный летательный аппарат Bayraktar Akinci (Турция)

16 июнь 2025, Понедельник
3
0
Bayraktar Akıncı (Знаменосный рейдер, читается «Акынджи») - высотный далекий (HALE – High Altitude Long Endurance) двухдвигательный турбовинтовой разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат (БПЛА), разработанный и производимый турецкой компанией Baykar Makina. Он может летать на высоте до 12 000 метров и находится в воздухе до 24 часов. БПЛА Bayraktar Akinci предназначен для ведения оперативно-стратегической воздушной разведки, также нанесения авиационных ударов по объектам противника. В разработке БПЛА активное роль воспринимали спецы украинской госкомпании "Укрспецэкспорт", входящей в концерн "Укроборонпром". Украинский вклад в проект - движок, композитные материалы и опыт в проектировании больших авиационных конструкций. 1-ый полет Bayraktar Akinci состоялся 6 декабря 2019 года на аэродроме в городке Чорлу на северо-западе провинции Текирдаг. К весне 2021 г., на испытаниях находилось три опытнейших эталона БЛА Bayraktar Akinci: 1-ый из них, PT-1, в первый раз поднялся в воздух 6 декабря 2019 г., 2-ой (PT-2) - 8 августа 2020 г., а 3-ий (PT-3) - 27 марта 2021-го. Они все комплектовались закупленными на Украине турбовинтовыми движками АИ-450Т разработки запорожского ГП «Ивченко-Прогресс» взлетной мощью 450 л.с. (на 5-минутном наивысшем взлетном режиме - 495 л.с.) - сообщалось, что в общей трудности в 2018-2020 гг. в Турцию прибыло 20 таких движков. Серийный вариант беспилотника с силовой установкой из 2-ух АИ-450Т получил заглавие Bayraktar Akinci-А. Головная серийная машина (S1) взлетела 19 мая 2021 г., до конца года за ней последовали еще 5 (с S2 по S6). Официальная церемония передачи вооруженным силам Турции первых 3-х Bayraktar Akinci-А свершилась 29 августа 2021 г., а практически к месту службы - в размещение 3-го армейского батальона беспилотных летательных аппаратов на аэродром поблизости г. Батман на юго-востоке страны - они прибыли в октябре-ноябре такого же года. В конце декабря туда же поступили еще три серийных Bayraktar Akinci-А, доведя их количество в строю до 6. Наряду с освоением эксплуатации в войсках первых серийных БЛА Bayraktar Akinci-А на опытнейших машинах компания Baykar продолжала тесты по расширению критерий их внедрения и интеграции разных систем вооружения. 1-ые сбросы корректируемых авиабомб с лазерным наведением МАМ-Т (масса 94 кг), МАМ-L (22 кг) и МАМ-С (всего 6,5 кг) с опытнейшего Bayraktar Akinci PT-3 состоялись в апреле 2021 г. В июле такого же года были выполнены тесты по подтверждению наибольшей длительности пребывания в воздухе: 7 июля 2021 г. Bayraktar Akinci сделал полет, продолжавшийся 25 часов 46 минут (он проходил в большей степени на высоте около 11,6 км, дальность полета превысила 7500 км), а 10 июля - полет длительностью 13 часов 24 минутки с нагрузкой 1360 кг (в ее состав заходила противобункерная бомба Tubitak NEB массой 870 кг на наружной подвеске под фюзеляжем). Но для более полного раскрытия способностей Bayraktar Akinci, в особенности в ударном варианте, требовалась силовая установка завышенной мощи. Так появился вариант беспилотника с движками Pratt & Whitney Canada PT6A-135A взлетной мощью по 750 л.с., получивший заглавие Bayraktar Akinci-B. 1-ый опытнейший эталон аппарата с таковой силовой установкой - PT-4 - поднялся в воздух 2 марта 2022 г., потом был построен PT-5, а на недавнешней выставке вооружений в Абу-Даби в феврале 2023 г. демонстрировался экземпляр PT-7. В следующем испытательном полете 21 июня 2022 г. на опытнейшем Bayraktar Akinci-B с новейшей силовой установкой была достигнута длительность пребывания в воздухе 20 часов 23 минутки (полет проходил в главном на высотах порядка 13,7 км). Начиная с седьмой серийной машины (S7) Akinci строились уже с движками PT6A-135A. 1-ые три из них были передана: ВВС Турции 3 августа 2022 г., еще три - в конце такого же месяца. Они все направились на ту же 14-ю авиабазу беспилотных летательных аппаратов в Батмане, где, вместе с армейскими беспилотниками, дислоцируется 341-я эскадрилья БЛА турецких ВВС. Всего, по неким данным, к началу этого года было поставлено уже полтора 10-ка серийных Bayraktar Akinci: восемь получила турецкая армия, 6 - ВВС и очередной - Национальное разведывательное управление Турецкой Республики (MIT). Скоро 1-ые беспилотники этого типа могут показаться и в других странах. О заключении первого экспортного соглашения по Bayraktar Akinci в компании Baykar сказали еще 23 января 2022 г., а 2 марта такого же года объявили уже о 2-ой схожей сделке. Официально забугорные заказчики Akinci пока не именуются, но посреди более возможных первых зарубежных получателей таких БЛА обычно молвят об Азербайджане и Пакистане, понятно также, что переговоры по данному вопросу велись с Кыргызстаном, Катаром и Индонезией, а ранее докладывали о планах поставки 13 этих беспилотников на Украину. Не исключено, что 1-ые экспортные поставки Bayraktar Akinci могут состояться уже в этом году. На перспективу компания Baykar планирует создание еще больше энерговооруженной модификации - Bayraktar Akinci-С, у которой мощность силовой установки будет доведена с сегодняшних 1500 до 1900 л.с. По всей видимости, на ней подразумевается внедрение одной из модификаций турбовинтового мотора МС-500В-С разработки и производства запорожского АО «Мотор Сич» -соответствующее соглашение было подписано сторонами в ноябре 2021 г. в процессе выставки Saha Expo в Стамбуле. Базисный турбовальный движок МС-500В взлетной мощью 630 л.с. (на 2,5-минутном чрезвычайном режиме - 710 л.с.) был сертифицирован Авиарегистром МАК еще в мае 2014 г. Позже в карту данных сертификата типа были внесены более мощная модификация МС-500В-01 (810/1000 л.с.) и турбовинтовой МС-500В-02С взлетной мощью 950 л.с., 1-ый пуск которого на щите состоялся в сентябре 2018 г. Судя по располагаемой мощи, на его базе и предполагалось создать вариант, приспособленный для внедрения на БЛА типа Akinci. Подобно канадским PT6A-135A, применяемым на Bayraktar Akinci-B, и в отличие от АИ-450Т, устанавливавшихся на Bayraktar Akinci-А, турбовинтовой МС-500В-02С имеет «перевернутую» схему (центробежный компрессор размещен сзади, а выхлопные сопла находятся впереди, сразу за редуктором воздушного винта). Вобщем, с учетом сегодняшней ситуации, реализация турецко-украинского соглашения вызывает определенные сомнения. В рамках предстоящего продвижения разведывательно-ударного БЛА Bayraktar Akinci на мировой рынок компания Baykar приняла роль в февральской выставке IDEX 2023 в Абу-Даби, где показывала на статической стоянке седьмой опытнейший экземпляр беспилотника (PT-7) с широкой номенклатурой вооружения. Согласно представленным на мероприятии материалам, наибольшая взлетная масса аппарата сейчас составляет 6000 кг (сначало создатель гласил о 4500 кг, позже - о 5500 кг) при массе полезной нагрузки 1500 кг (ранее она определялась в 1350 кг, включая 450 кг сменного оборудования снутри фюзеляжа и 900 кг вооружения на наружной подвеске). Длина аппарата - 12,3 м, размах крыла -20,0 м, высота - 4,1 м. Сообщалось, что наибольшая скорость полета Bayraktar Akinci добивается 360 км/ч (крейсерская - 280 км/ч), практический потолок превосходит 13,7 км, а дальность и длительность полета - 6000 км и поболее 24 часов. Вооружение может располагаться на восьми точках подвески под крылом и одной - под фюзеляжем. Одним из самых больших средств поражения, используемых с Bayraktar Akinci (с его подфюзеляжной подвески), должна стать разработанная проектно-исследовательским институтом оборонной индустрии Tubitak SAGE и выпускаемая компанией Roketsan крылатая ракета SOM-J с обеспечиваемой турбореактивным движком высочайшей дозвуковой скоростью полета, инерциально-спутниковой системой навигации, корректировкой по рельефу местности и тепловизионным конечным самонаведением. Она имеет стартовую массу около 540 кг при боевой части в 140 кг и дальность запуска до 275 км. На IDEX 2023 была также представлена информация о планах интегрировать в состав вооружения БЛА Bayraktar Akinci новейшую дозвуковую крылатую ракету «Çakir» компании Roketsan с турбореактивным движком (стартовая масса - 275 кг, масса БЧ - 70 кг, дальность запуска - 150 км) и создаваемую этим же предприятием на базе реактивного снаряда РСЗО управляемую ракету класса «воздух-поверхность» IHA-230 (TRG-230-IHA) с твердотопливным ракетным движком и инерциально-спутниковой системой наведения (стартовая масса - 215 кг, масса БЧ - 42 кг, дальность запуска - от 20 до 70 км). Но главным орудием Bayraktar Akinci, как и до этого, числятся корректируемые авиабомбы самых различных калибров - массой всего от 6,5 кг до более 900 кг. Часть из них уже прошла летную отработку на этих беспилотниках, другим еще предстоят тесты по интеграции и боевому применению. Посреди компактных корректируемых бомб, которые могут употребляться с Akinci, - изделия компании Roketsan с лазерным наведением MAM-C (масса 6,5 кг) и MAM-L (22 кг), которые могут сбрасываться с расстояния до цели более 15 км и Bozok разработки Tubitak SAGE (16 кг, 9 км). На выставке в Абу-Даби были представлены также подвешиваемые по четыре штуки на одном пилоне «мини-бомбы Tolun компании Aselsan с раскрывающимся крылом и инерциально-спутниковым наведением с термический ГСН (сообщалось, что в процессе испытаний в декабре 2022 г. они сбрасывались с Bayraktar Akinci на высоте около 8 км при дальности до цели порядка 30 км). К этой же группе боеприпасов можно отнести маленькие управляемые ракета: Cirit («Джирит») и противотанковые ракета: L-UMTAS компании Roketsan c твердотопливным движком и полуактивной лазерной системой наведения, имеющие дальность запуска до 8 км (стартовая масса этих ракет - 15 и 37,5 кг соответственно, поперечник корпуса - 70 и 160 мм). Несколько более большой является в первый раз испытанная на БПЛА Bayraktar Akinci еще в апреле 2021 г. корректируемая бомба MAM-T разработки компании Roketsan массой 94 кг с раскрывающимся крылом, оснащаемая инерциально-спутниковым и лазерным наведением и способная поражать цели на удалении более 30 км от точки сброса. В состав вооружения Bayraktar Akinci заходит также по последней мере десяток различных управляемых боеприпасов, сделанных в Турции на базе стандартных американских авиабомб Mk.81, Mk.82, Mk.83 и Mk.84 калибра 250, 500, 1000 и 2000 фунтов (114, 227, 454 и 907 кг) соответственно. Посреди них, а именно, разработанные и производимые компанией Roketsan на базе Mk.81 и Mk.82 корректируемые бомбы TEBER-81 и TEBER-82 массой 155 и 270 кг, оснащаемые модулем инерциально-спутникового и лазерного наведения TEBER. Институт Tubitak SAGE, в свою очередь, спроектировал комплекты наведения HGK (инерциально-спутниковый), LGK (с лазерной головкой самонаведения), LHGK (инерциально-спутниковый плюс лазерная ГСН) и KGK (как в прошлых случаях, но с доп модулем раскрывающегося крыла). Набор LGK обеспечивает поражение цели на удалении до 12 км, HGK - до 28 км, а KGK - до 110 км. На БПЛА Bayraktar Akinci предусматривается применение последующих из таких корректируемых бомб: в калибре 500 фунтов (227 кг) - HGK-82, LGK-82, KGK-82 и Gozde («Гёздэ»), в калибре 1000 фунтов (454 кг) - HGK-83, KGK-83 и Gokce («Гёкче»), в калибре 2000 фунтов (907 кг) - HGK-84. Создание LGK-82 и оснащаемых инерциальной-спутниковой и лазерной системой наведения Gozde и Gokce с дальностью внедрения до 28 км осуществляется компанией Aselsan. В составе вооружения БПЛА Bayraktar Akinci на IDEX 2023 был представлен также некоторый боеприпас под заглавием KAGEM, который, согласно ряду публикаций в СМИ, может являться разрабатываемым самой компанией Baykar «дроном-камикадзе» с боевой частью массой 10 кг и дальностью внедрения 50-60 км. Но официальной инфы о нем отыскать пока не удалось. В предстоящем подразумевается интегрировать в комплекс вооружения БПЛА Bayraktar Akinci и создаваемые Tubitak SAGE управляемые ракеты «воздух-воздух» Bozdogan и Gokdogan. 1-ая (ее заглавие читается «Боздоан» и можно перевести как «Кречет») представляет собой ракету близкого боя стартовой массой порядка 130-140 кг с термический ГСН и дальностью запуска до 25-30 км, 2-ая («Гёкдоан», «Сапсан») - ракету средней дальности с активной радиолокационной ГСН и дальностью более 65-100 км. Обе разрабатываются в Турции с 2013 г. для оснащения имеющихся на вооружении ВВС страна: истребителей F-16, а в предстоящем - личных многообещающих истребителей TF-X и легких боевых самолетов Hurjet, также БЛА типа Akinci и Kizilelma. Сообщалось, что тесты ракеты Bozdogan начались в 2018 г., полеты с ней на турецком F-16С - в 2020 г., а 1-ый запуск с него состоялся в сентябре 2021-го. На недавнешней выставке в Абу-Даби была также представлена информация о намерении включить в состав вооружения БПЛА Bayraktar Akinci легкую ракету «воздух-воздух» Sungur с термический головкой самонаведения и дальностью запуска до 8 км, которая предлагается компанией Roketsan на базе зенитной управляемой ракеты ее одноименного ЗРК малой дальности. В заключение, несколько слов о составе оборудования Bayraktar Akinci. В его базе - нынешний цифровой бортовой вычислительный комплекс с 3-мя БЦВМ, обеспечивающими решение задач пилотирования, навигации и боевого внедрения, 2-мя вычислителями системы «искусственного интеллекта» и отдельными цифровыми контроллерами управления силовой установкой, орудием и т.п. Система сателлитной связи с антенной вверху фюзеляжа в районе фронтальной кромки крыла обеспечивает надежное управление аппаратом фактически на неограниченном расстоянии от наземного командного пт, в прямой радиовидимости которого действует обоесторонняя система конкретной радиосвязи. В состав мотивированного оборудования входят радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой (в носовой части фюзеляжа) и оптико-электронная обзорно-прицельная система CATS (под фюзеляжем за отсеком уборки главных опор шасси), также сменная аппаратура радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы как снутри фюзеляжа, так и в навесных контейнерах. Заявляется, что всё оборудование и вооружение для внедрения на Bayraktar Akinci разработаны и выполняются в Турции (а именно, РЛС с АФАР, система сателлитной связи и оптико-электронная система CATS сделаны компанией Aselsan). Технические свойства Bayraktar Akinci Длина: 12,2 м Размах крыльев: 20,0 м Высота: 4,1 м Наибольший взлетный вес: 5500 кг Нужная нагрузка: 1350 кг Внутренний: 400 кг Наружный: 950 кг Силовая установка: 2 украинских турбовинтовых мотора АИ-450Т мощью по 450 л. с. либо 2 поршневых PD-222 Наибольшая продолжительность полета: 24 часа Практический потолок: 12 192 м Навесных точек: 9, внутренняя 450 кг и 8 наружных 900 кг

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!