ArtGuns » Оружейная экзотика » Опытный плавающий танк Р-39 «Объект 101» (СССР)

Опытный плавающий танк Р-39 «Объект 101» (СССР)

29 июнь 2025, Воскресенье
5
0
Танк Р-39Объект 101») был разработан в 1948-1949 гг. конструкторским бюро завода №112 «Красное Сормово» в Горьком (сейчас Нижний Новгород) под управлением заместителя головного конструктора завода А.С. Окунева и начальника конструкторского сектора Н.И. Юрыгина. Два опытнейших эталона машины, собранные в апреле-июне 1949 г., не выдержали промышленных испытаний. Танк признали не подходящим данным ТТТ, и последующие работы по нему были прекращены.

В конце 1947 г. в Бронетанковом управлении состоялось заседание, посвященное вопросу форсирования танками аква препядствий… Исходя из опыта вояки было выдвинуто предложение предугадать возможность переправы танков через водные преграды без использования понтонных и других водоизмещающих переправочных средств. Предусматривалось, что легкие разведывательные танки обязаны иметь возможность переправляться на плаву, а средние и томные использовать глубочайшие броды для переправы по дну водоема. Весной 1948 г. вышло тактико-техническое задание на проектирование плавающего танка со последующими ТТХ: масса 11–13 т, бронирование шириной 10-12 мм, скорость хода на суше макс 55 км/ч, по проселку 30 км/ч, на плаву 15 км/ч, вооружение 76-мм пушка и пулемет, также плавающего БТР для оснащения передовых частей Бронетанковых и механизированных войск (БТМВ) Русской армии.

Эскизный проект танка (получившего индекс Р-39 «Объект 101») был утвержден в конце июня, БТР (Р-40 «Объект 102») в первых числах июля. 16 июля 1948 г. вышел приказ по Министерству транспортного машиностроения № 237, в каком говорилось, что завод должен окончить проектирование и к 1 июня 1949 г. сделать и испытать по 2 экз. танка и бронетранспортера. В августе-сентябре макетным участком завода «Красное Сормово» было сделано 5 экз. моделей разных модификаций танка и БТР в масштабе 1:5. Может быть, эти макеты дискуссировались и «наверху», потому что 13 октября заводу от Научно-технического комитета (НТК) БТМВ были переданы замечания по доработке конструкции обозначенных боевых машин. 19 октября 1948 г. постановлением Совета Министров (ПСМ) №368 заводу ставилась задачка не только лишь сделать к 1 июня 1949 г. бывалые танки и БТР. но во 2-м полугодии 1949 г. сдать в войска опытную серию из 40 танков Р-39 и БТР Р-40. Последняя инстанция, которая давала танку «зеленый свет», был командующий БТМВ С. Богданов, который 5 ноября 1948 г. на резолюции об изготовлении танков поставил свою подпись. Специально для танка ОКБ-92 разработало 76-мм пушку ЛБ-76 с двухкамерным дульным тормозом, но затянуло со сроками производства, и опытнейший образен был готов только 16 июля. Вобщем, и без орудия танки к 1 июня готовы не были. Так, Челябинский завод на месяц запоздай с отгрузкой дизель-мотора. Радиаторы системы остывания по кооперации были получены в марте. Завод №255 затянул с электрическим оборудованием, подав его в апреле 1949 г., заместо января по плану.

Согласно отчету директора завода №112 «Красное Сормово», 29 мая 1949 г. начались ходовые тесты эталона Р-39. Для испытаний танка была разработана особая программка пробегом 3000 км и 200 км на плаву. Но программка была выполнена не стопроцентно. В процессе промышленных испытаний отмечалось нередкое спадание гусеничных цепей при маневрах на мягенькой почве, недостающая скорость на суше (52 км/ч) и воде (9,2 км/ч), большой дифферент на корму, неудовлетворительная работа системы остывания мотора. Обнаружилось огромное количество недоработок в разных узлах танка. К концу промышленных испытаний в Р-39 была проведена доработка ходовой части и винтов, но конструктивного улучшения черт не последовало. 9 августа И.Бер констатировал, что сделанные бывалые эталоны танка Р-39 не соответствуют заданию, нужно передать их для эксплуатации до полного износа, а заводу для проведения муниципальных испытаний в мае 1950 г. сделать новые эталоны танка.

Но Минтрансмаш не согласился с этим воззрением. Тут работы были оценены неудовлетворительно. А 15 августа был готов проект постановления Совета Министров СССР №3472, в каком говорилось: «Изготовленные заводом «Красное Сормово» эталоны плавающего танка не соответствуют утвержденному заданию и вследствие этого неприменимы дли вооруженных сил. Последующие работы по плавающему танку передать в Челябинск на опытнейший завод № 100.».

2-ой опытнейший эталон танка Р-39 собрали в июне 1949 г. От первой машины он отличался смещением оси вращения башни на 240 мм в сторону носовой части корпуса для уменьшения дифферента и установкой гребных винтов с рулями вовне корпуса машины. Ходовые тесты и тесты на плаву этот танк прошел во ВНИИ-100. 15 сентября закончились тесты Р-39 на плаву и тесты буксировкой в морском канале. Всего в процессе испытаний опытнейший эталон танка Р-39 прошел 1500 км по суше и 150 км на воде. Тесты проявили, что наибольшая скорость танка при движении на плаву не возросла и осталась на предыдущем уровне. Не считая того, вынос гребных винтов и рулей из тоннелей корпуса затруднял движение машины на суше к аква преграде, а из-за огромного расстояния меж первыми и вторыми опорными катками, наблюдался сброс гусениц.

Танк Р-39Объект 101») имел традиционную схему сборки, корпус огромных размеров, нужный для обеспечения плавучести, и экипаж из 3-х человек. Рабочее место механика-водителя в отделении управления было смещено к левому борту корпуса. В боевом отделении слева от пушки размещался командир машины (он же наводчик), справа - заряжающий.

В качестве главного орудия на танке устанавливалась 76,2-мм нарезная танковая пушка ЛБ-76Т с длиной ствола 42 калибра, разработанная специально для него в КБ завода №92 (главный конструктор А.И. Савин). С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет СГ-43. Для стрельбы из пушки и спаренного пулемета употреблялся телескопический прицел типа ТШ. В боекомплект танка входили 30 унитарных выстрелов к пушке и 1000 патронов к спаренному пулемету. Броневая защита - противопульная, с наибольшей шириной броневых листов лобовой части корпуса 12 мм и лобовой части башни 20 мм, обеспечивавшая защиту экипажа и внутреннего оборудования от бронебойных пуль Б-32 калибра 14,5 мм.

Силовая установка, узлы и агрегаты коробки были взяты у среднего танка Т-54. Но задросселированный (дефорсированный) дизель В-54 имел наименьшую мощность - 221 кВт (300 л.с.) при наибольшей частоте вращения коленчатого вала 1500 мин. Охлаждающая система мотора - жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждайки и эжекционным просасыванием охлаждающего воздуха через водяной и масляный радиаторы. Эжектор располагался в кормовой части крыши корпуса машины в изолированном герметичном коробе, который при движении на плаву наполнялся забортной водой.

В системе воздухоочистки устанавливался двухступенчатый воздухоочиститель с автоматическим удалением пыли из первой ступени при помощи доп устройства в эжекторе системы остывания. Для обеспечения защиты мотора от попадания забортной воды задействовались особые устройства (свободно падающие заглушки-тарелки на притертые поверхности седел в выхлопных трубах перед входом в эжектор и крановый запор на трубе автоматического удаления пыли).

В системе подрессоривания применялась персональная торсионная подвеска с 4-мя гидравлическими амортизаторами на последних узлах. В гусеничном движителе использовались двухдисковые опорные катки огромного поперечника с внешней амортизацией, цельнометаллические направляющие колеса с механизмами натяжения гусениц, ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами и гусеницы с ОМШ. Зубья ведущего колеса имели так называемое «беззазорное» зацепление с цевками траков, которое приводило к набеганию траков на ведущее колесо, выходу их из зацепления и, в итоге, к сбрасыванию гусеницы, чему в большой степени содействовало и огромное расстояние меж первыми и вторыми опорными катками.

Движение танка на плаву производилось при помощи 2-ух гребных винтов. На первом опытнейшем образчике гребные винты размещались в тоннелях днища корпуса танка и имели высочайшие частоты вращения при маленьких размерах по поперечнику (порядка 320-360 мм). На втором опытнейшем образчике стояли гребные винты увеличенного до 600 мм поперечника, монтировавшиеся совместно с поворотными рулями вовне габаритов корпуса. Скорость опытнейших образцов танка на плаву не превосходила 7 км/ч, что было практически в 2 раза меньше значения скорости, данной по ТТТ. Припас плавучести и нужный дифферент танка обеспечивался за счет водоизмещения корпуса и установки на его бортах поплавков (булей), сделанных из тоненькой листовой стали и заполненных легким наполнителем - труднозатопляемым материалом ТЗМ (типа пенопласта).

Тактико-технические свойства танка Р-39 («Объект 101»). Боевая масса - 15 т; экипаж - 3 чел.; орудие: пушка - 76,2 мм нарезная, пулемет - 7,62 мм; броневая защита - противопульная; мощность мотора 221 кВт (300 л.с.); наибольшая скорость: по шоссе - 52 км/ч, на плаву - 7 км/ч.

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!