
Система пуска персонала NASA HL-20 - это концепция галлактического самолета для орбитальных полетов с экипажем, изученная Исследовательским центром NASA в Лэнгли приблизительно в 1990 году. Она была задумана как спускаемый аппарат, аналогичный конструкции русского галлактического самолета БОР-4. Его заявленные цели заключались в достижении низких эксплуатационных трат, повышении безопасности полетов и способности посадки на обыденные взлетно-посадочные полосы.
В 1983 г. отделение анализа летательных аппаратов (Vehicle Analysis Branch) Исследовательского центра имени Лэнгли NASA начало исследование аэродинамики БОР-4 методом продувок в аэродинамических трубах масштабных моделей аппарата, специально сделанных с учетом австралийских фото. На следующих шагах проводилось исследование вероятных вариантов внутренних компоновок пилотируемых галлактических аппаратов, имеющих наружные обводы, почти во всем подобные БОР-4. Результатом этих исследовательских работ стали проекты аппаратов NASA HL-20/HL-42, созданных для доставки экипажа на борт галлактической станции и проведения спасательных (эвакуационных) мероприятий. Оба аппарата должны были производиться по схеме «несущий корпус» и при наружном подобии отличались только размерами. Наименьший из них, NASA HL-20, имел длину 9 м и размах крыла 7,16 м.

В рамках реализации проектных работ в октябре 1990 г в Исследовательском центре имени Лэнгли (Langley Research Center) была построена полномасштабная модель NASA HL-20 для наземных макетных испытаний. На модели были отработаны варианты сборки кабины экипажа: исследовались вопросы, связанные с обеспечением резвого доступа к оборудованию и его оперативного обслуживания и подмены, проверялся наружный обзор с рабочих мест членов экипажа и отрабатывались другие эргономические вопросы. Этими работами NASA, на самом деле, пробовало воссоздать наш несуществующий «Ураган». По планам маленький (массой без экипажа 9980 кг) крылатый многоразовый галлактический аппарат PLS (Personnel Launch System), получивший неофициальное заглавие «космическое такси», был должен выводиться на орбиту при помощи разовой ракеты Titan ШС либо многообещающего носителя NLS. HL-20 рассматривался как дополнение к шаттлам и был должен учавствовать в обслуживании орбитальной станции «Фридом». Предполагалось, что экипаж аппарата из 2-ух человек сумеет доставлять на станцию и возвращать на Землю еще 8 космонавтов.
Грузопассажирская версия NASA HL-20, предназначавшаяся только для транспортно-технического обеспечения станции, получила обозначение NASA HL-42. Она была больше и имела стартовую массу 28734 кг, но на орбите после сброса адаптера крепления к последней ступени (2700 кг) и 4 РДТТ системы аварийного спасения (4930 кг) масса корабля уменьшалась до 21 104 кг. В это число входили масса пустого аппарата (13367 кг), используемые припасы (горючее, кислород и т. д., всего 3519 кг) и нужный груз (4218 кг), включающий в себя массу членов экипажа. Используемые припасы разрешали экипажу из 4 космонавтов выполнить автономный полет длительностью до 3-х суток. При полной заправке NASA HL-42 имел характеристическую скорость 290 м/сек. Зависимо от соотношения численности экипажа и объема доставляемых грузов предусматривалось четыре варианта сборки: одна стопроцентно грузовая (весь полет осуществляется без экипажа в автоматическом режиме) и три смешанные (космонавты плюс грузы в разных стойках и контейнерах).
Любопытно, что при наружном подобии с БОР-4, создатели оценили наибольший боковой маневр NASA HL-42 при спуске в 1850 км, т.е. на 300 км больше, чем у «Спирали». Это можно попробовать разъяснить тем, что орбитальный самолет «Спирали» и БОРы проходили участок гиперзвукового планирования со сложенными консолями крыла, а южноамериканские проектанты лицезрели на фото эвакуации БОР-4 только конечное, т.е. разложенное положение консолей, и задумывались, что это и есть неизменное положение крыла. Естественно, в собственных исследовательских работах они продували в аэродинамических трубах на всех скоростях только эту конфигурацию и в итоге получали большее значение гиперзвукового аэродинамического свойства и, соответственно, большее значение бокового маневра. По проекту, NASA HL-42 имел размах крыла 10,2 м, длину 12,8 м и высоту на стоянке 5,48 м.

Работы над проектами NASA HL-20/HL-42 велись в течение 9 лет, до 1998 г, когда они сменились работами над проектом сотворения корабля-спасателя X-38 CRV. По воззрению создателя, конкретно в наличии реальных работ в США по созданию корабля-аналога БОР-4 кроется разгадка того факта, что фотоснимки эвакуации «Космоса-1374», изготовленные американским самолетом-разведчиком 3 июня 1982 г, не рассекречены до сего времени, в то время как фото эвакуации «Космоса-1445», изготовленные в марте будущего года экипажем австралийского «Ориона», были рассекречены фактически сразу. Разъяснение обычное: австралийцам и их союзникам эти фото были уже в особенности не необходимы, к этому моменту в США уже велись практические исследования по исследованию конфигурации БОР-4 на основании личных снимков, которые стали частью государственных проектов по созданию новых пилотируемых галлактических аппаратов в рамках муниципальных галлактических программ. Ну и показывать еще раз всему миру, как «технологически передовая» Америка просто копирует чужие разработки, не хотелось.
Потому фото «Космоса-1374» в полном объеме не размещены до сего времени, но взамен мы можем созидать изображения южноамериканского аппарата NASA HL-20. Естественно, при копировании америкосы могли не знать некие технические особенности (к примеру, наличие подвижных консолей крыла], но все же, фото NASA HL-20 свидетельствуют, что копирование (с учетом предполагаемого масштабного фактора) велось практически, т. е. наружняя форма заимствовалась полностью, включая форму и соотношения сечений фюзеляжа, консолей крыла и оперения (киля). Даже форма и остекление фонаря кабины повторяет подобные обводы БОР-4! Поперечный угол установки консолей крыла у NASA HL-20 также точно соответствует положению консолей БОР-4, при этом конкретно в том положении, в каком они были засняты в момент его подъема из воды в Индийском океане. Пожалуй, трудно вспомнить другой таковой случай, когда бы США так конкретно копировали советскую разработку - почаще все происходило как раз напротив.
Это еще раз свидетельствует об умственном потенциале, заложенном в проекте «Спираль» еще посреди 1960-х годов. Феноминально, но, рассматривая NASA HL-20/HL-42, мы сейчас можем себе представить, как мог бы смотреться наш многоразовый галлактический корабль «Буран», если б мы пошли не по пути копирования южноамериканского шаттла, а развивали бы свои работы в рамках проекта «305-1», предлагавшегося в 1976 г НПО «Молния» вместе с ЭМЗ имени В. М. Мясищева. И хотя аппараты NASA HL-20/HL-42 так и не были построены, эти конструкторские проработки, судя по всему, не пропали даром: в проекте южноамериканского корабля-спасателя X-38 CRV, разрабатывавшегося в 1996-1998 гг для Интернациональной галлактической станции, можно при желании рассмотреть черты нашего БОР-4.

Естественно, CRV разрабатывался на базе южноамериканского аппарата X-24A середины 1960-х гг, и всяко утверждать, что X-38 является прямым потомком нашего БОР-4, ошибочно, т. к. он базируется на заделе по своим аппаратам с несущим корпусом. Но непременно одно: при разработке собственного корабля-спасателя америкосы непременно брали во внимание опыт (и доступную им информацию, включая результаты аэродинамических исследовательских работ) наших ракетопланов. А законы аэродинамики, общие для конструкторов всех государств, сделали аппараты очень схожими: В доказательство произнесенного приведем на последующей страничке две фото, которые делит более 14 лет. Поглядите на них - два аппарата, снятые в схожем ракурсе, при взоре на которые вспоминаются детские картинки-загадки из серии «Найди хоть одно отличие!»
Да, X-38 похож на пилотируемый исследовательский аппарат X-24A (и это родство выдает форма и сечения фюзеляжа с расположением управляющих поверхностей), да и его сходство с БОР-4 непременно! Казалось бы, после закрытия программки CRV жизнь «американского» БОР-4 закончилась. Но нет! В 2006 г личная компания SpaceDev предложила NASA на конкурсной базе проект шестиместного туристского ракетоплана Dream Chaser, взяв за базу муниципальные выработки по проекту NASA HL-20. Новый корабль предполагалось использовать не только лишь в суборбитальных туристских полетах с гибридным ракетным движком, да и доставлять с его помощью южноамериканские экипажи на Международную галлактическую станцию после того, как в 2010 году шаттлы будут выведены из эксплуатации.
Имея незначительно наименьшие размеры, чем у макета (NASA HL-20), новый корабль должен быть существенно легче за счет наименьшей наибольшей численности экипажа, что должно было сделать лучше его свойства. При длине аппарата 8,84 м, размахе крыла 7,16 м и внутреннем герметичном объеме 16 м проектантам удалось понизить взлетную массу до 9 т. Компания SpaceDev утверждала, что в случае денежной заинтригованности NASA 1-ые испытательные суборбитальные полеты Dream Chaser мог бы начать уже в 2008 г., а пилотируемые - в 2010 г. Скептичный читатель может нам сделать возражение: дескать, создатели перегибают палку, по сути это мы нередко копировали янки, а они всегда все делали сами, без оглядки на нас. Тем паче что корпоративный веб-сайт SpaceDev ничего не упоминает о БОР-4.
Но вот знатное свидетельство человека, информированность которого не вызывает колебаний. Это основоположник компании SpaceDev Джим Бенсон (Jim Benson; 1945-2008), который в сентябре 2006 г ушел с постов председателя и головного технолога компании для организации новейшей своей фирмы-оператора галлактических полетов с честолюбивым заглавием Benson Space Company, которая должна сосредоточиться на галлактическом туризме. От лица новейшей компании Бенсон планировал закупить многоцелевой ракетоплан Dream Chaser, первым выйдя на рынок личных коммерческих суборбитальных и орбитальных полетов. Он также намеревался поучаствовать и в снабжении Интернациональной галлактической станции.

Итак вот, корпоративный веб-сайт Benson Space Company еще более откровенен, рассказывая об настоящих корнях аппарата Dream Chaser: «Космический корабль Dream Chaser имеет длинноватую и успешную историю. Он основан на 10-местном аппарате Исследовательского центра NASA в Лэнгли HL-20, известном также как PLS либо "галлактическое такси" (Space Taxi). NASA HL-20, в свою очередь, базируется на русском БОР-4 и, таким образом, имеет существенное галлактическое наследие. БОР-4 был удачным беспилотным транспортным средством, возвращаемым с орбиты, и употреблялся для отработки доступа человека в космос. После получение разведывательных фото БОР-4 NASA издержало 10 лет (с середины 1980-х до начала 1990-х годов) на анализ и улучшения проекта, проведя более чем 1200 тестов в аэродинамических трубах и на компьютерах для исследования и улучшения красивых наружных обводов аппарата. Результатом этой работы стал NASA HL-20.
С того времени SpaceDev, удачный и стремительно возрастающий создатель новых общественных галлактических технологий, творчески использовал прошлые проекты. SpaceDev избрал для предстоящей работы NASA HL-20 из-за его славного галлактического наследства, приобретенного в удачных русских орбитальных миссиях, и доработок, добавленных NASA». Да, такое признание многого стоит... Лучше и не скажешь! Вот так: чтоб обойти соперников и смотреться посолиднее на рынке галлактических услуг, главе компании пришлось на публике признать внедрение «удачного русского опыта» и впрямую ссылаться на наши БОРы... Как говорится, без комментариев!
По результатам первого шага конкурса NASA не избрало Dream Chaser для предстоящей реализации, и компания SpaceDev продолжила проработку проекта своими силами. Перефразируя узнаваемый девиз русских времен, можно отважно сказать: БОР-4 и сейчас, спустя 26 лет, живее всех живых! Потому, любуясь изображениями прототипов и проектов американских пилотируемых галлактических кораблей (выполненных по схеме «несущий корпус»), создаваемых в течение последних 15 лет, никогда не надо забывать, что своими корнями, кроме личных наработок собственных творцов, они часто уходят в начало 1980-х, в бурные воды Индийского океана.
Источник: dogswar.ru