ArtGuns » Оружейная экзотика » Экспериментальный истребитель F-26 Stalma (США)

Экспериментальный истребитель F-26 Stalma (США)

24 июль 2025, Четверг
3
0
Самолёт F-26 Stalma - многоцелевой истребитель 5-ого поколения разработанный американской компанией Stavatti Tactical Air Warfare Systems для подмены тактических истребителей F-16 Falcon, состоящих на вооружение государств НАТО. STALMA значит Short Takeoff Advanced Light Multi-role Aircraft (передовой многоцелевой лёгкий самолёт с маленьким взлётом). Это одноместный однодвигательный интегральный триплан с изменяющейся стреловидностью крыла (угол стреловидности крыла меняется от 5° до 70°, хорошей маневренностью и низкой заметностью для систем РЛС. Ввод в строй самолета намечается после окончания Программки Демонстрации и Проверки (Demonstration and Validation (DEM/VAL) program) в 2004 года. Самолёт похож по схеме на спортивный SLEEK и больше, пожалуй, ни на кого.

Самолёт при схожей с F-117 Nighthawk вооруженности и защищенности стоит существенно меньше, 24-29млн. баксов США. А его маневренность и способность выполнения задач проникания и завоевания приемущества в воздухе выше чем у F-16. Самолёт имеет также очень высшую весовую отдачу - 68%. Проектирование самолёта началось в августе 1994г, схема совсем обусловилась в 1997г. Разработка ведется с помощью CAD-системы CATYA и программ моделирования. Компания планирует выкатить 1-ый YF-26 в 2003г, 2-ой - в 2004г, прямо за чем выстроить от 9 до 15 предсерийных самолётов. Полный цикл испытаний рассчитан на 5000ч полёта, но уже через 2500ч планируется начать массовое создание. 1-ые серийные машины могут быть поставлены в 2006г. Перспективы заказов не ясны, но Stavatti планирует продавать самолёт конкретно странам НАТО, и уже заявил, что ни при каких критериях не будет поставлять свои самолёты в Россию, Китай и ряд других государств. Так что в своём родном небе мы в не далеком будущем ничего так уродливого не увидим.

Истребитель F-26 Stalma - это среднеплан с крылом изменяемой стреловидности. Угол выбирается автоматом, но есть и ручное управление. Профиль крыла - измененный NACA 66-415. Каркас состоит из 2 титановых лонжеронов и 1-го лонжерона из кобальто-хромо-никелевой стали, 15 титановых нервюр и огромного числа графито-титановых стрингеров. Каркас обшит сотовым наполнителем из титана, обшивка - графитоэпоксидные композиты. Крыло образует интегральный титановый топливный бак. Передняя и задняя кромки - графитокомпозиты, арамидокомпозиты и титан. По всей фронтальной кромке идут предкрылки, на задней кромке - двухщелевые закрылки Фаулера. Закрылки и предкрылки выдвигаются с помощью гидроцилиндров компании Bertea/National Water Lift. На дозвуковой скорости употребляются элероны, для конкретного управления подъёмной силой - спойлеры в средней части крыла. На каждом крыле установлены 4 узла подвески вооружения: два из них рассчитаны на 2270 кг, а ещё два - на 1360 кг. Пилоны поворачиваются при изменении стреловидности крыла, но, при полной загрузке угол стреловидности ограничивается 35°. (При полёте с углом стреловидности 70° можно подвешивать орудие лишь на три наружных пилона под каждым крылом).

Фюзеляж - полумонокок, состоит из 3-х секций. Базу составляет пространственная ферма из сплавов и каркас из графитоэпоксидов, обшивка из арамидовых композитов не несущая. Оперение V-образное (угол наклона 55°). В основании плоскостей оперения изготовлены большие вырезы для того, чтоб там помещалась консоль при наибольшей стреловидности. На чём оперение держится (там же большой вращающий момент) - неясно. Как ведет взаимодействие "задвинутая" консоль крыла с оперением и с щелями меж ними - тоже неясно. Угол стреловидности оперения по фронтальной кромке 52°. Нижняя часть оперения недвижна, верхняя цельноповоротная и обеспечивает управление по всем трём осям, в том числе по наклону при полетах на сверхзвуке (при дозвуковых скоростях для этого употребляются элероны). В подвижной части оперения установлены антенны и станции предупреждения об облучении. Недвижная часть оперения - четырехлонжеронная, обшивка графитоэпоксидная, кроме носка, обшитого сталью. Хвост крепится к титановой ферме, удерживающей и движок.

ПГО - цельноповоротное, с оборотной стреловидностью. Угол стреловидности по фронтальной кромке -32°, по задней кромке -51°. Профиль ПГО - измененный NACA 65A0045. Каркас - три титановых лонжерона и 8 титановых нервюр, обшивка графитоэпоксидная. Консоли отклоняются дифференциально и используются совместно с хвостовым оперением для управления по тангажу и наклону. Шасси трехстоечное, с носовым колесом, убирается гидравлически. Главные стойки убираются вспять, передняя стойка вперёд. Наибольшая вертикальная скорость при посадке - 7м/с. Шасси можно выпускать при скорости не выше 480км/ч. Самолёт имеет три воздухопоглотителя. В дозвуковом режиме употребляется воздухозаборник под фюзеляжем, а для сверхзвукового полёта - два боковых регулируемых воздухопоглотителя. Они обеспечивают приток воздуха более чем 150кг/c при скорости полёта до M=2,8. Установлен один ТРДД Pratt & Whitney F119-PW-100. Горючее хранится в 9 железных фюзеляжных (7 из них протектировано) и 2-ух титановх крыльевых баков. Общая масса горючего - 8100кг. Есть пенная система пожаротушения и система наполнения баков инертным газом (азотом, устанавливается по спецзаказу). Заправка централизованная, единая заправочная горловина находится в нижней части фюзеляжа. Слева в носу смонтировано устройство для дозаправки в полёте.

В кабине установлено катапультное кресло Aces II класса 0-0. Кабина герметичная. Кислородная система Litton, кондюк AiResearch. Фонарь цельный, каплевидный. Угол обзора вперед вниз - 13°, вбок-вниз - 40°. Фонарь двигается электромотором, но можно это сделать и вручную. Управление - только электродистанционное, счетверённое. На левой консоли сосредоточено управление связью, РЛС, вооружением, оборонительными системами и навигационные приборы. Справа - управление движком, контроль систем, освещение, запасные навигационные системы, системы электрообеспечиная, гидравлики, антиобледенительные системы, аварийные системы. В центре сосредоточены приборы управления самолётом - цифровые и аналоговые, в том числе три жидкокристаллических функциональных монитора. Центральный имеет квадратную форму со стороной 20см. Два боковых (слева и справа) - трапецевидные, 4/6 на 8 дюймов. Любой из мониторов может показывать информацию и о самолётных системах, и о тактической обстановке, о навигации, о наличие вооружения и горючего. Обозначения согласованы с протоколом министерства обороны США и НАТО. Не считая мониторов, употребляются и круглые аналоговые приборы поперечником 8см и 5,7см. Посреди них: укзазатели воздушной скорости, высоты, вертикальной скорости, ускорения, компас, гирокомпас, датчик оборотов, индикатор угла атаки, указатель температуры выхлопных газов, манометры масла, гидравлики и горючего, топливомер, указатель температуры масла, указатель скорости расхода горючего, указатель температуры температуры перед турбиной, манометр давления в кабине, часы и дублирующие указатели скорости, высоты и вертикальной скорости. Справа и слева от ИЛС находятся два жидкокристаллических экрана радара для обзора, соответственно, фронтальной и задней полусферы.

Две независящие гидравлические системы работают под давлением 275атм. Гидравлика употребляется для конфигурации угла стреловидности, уборки и выпуска шасси, регулировки воздухопоглотителя, управления носовым колесом, колесных тормозов, воздушных тормозов и поверхностей управления. Давление поддерживается движком. Это не очень отлично - при отказе мотора скоро откажет и гидравлика, хотя есть и батареи давления. Не считая того, вспомогательная силовая установка Allied Signal G250 обеспечивает старт мотора и ограниченную поддержку электронных и гидравлических систем при неработающим движке. Резервуары с рабочей жидкостью поддавливаются азотом. Переменный ток вырабатывается одним генератором Sunstrand (90кВт, 400Гц). Электронных шин две: главная и дублирующая, для снабжения только критичных систем. Есть аварийный генератор (10кВт), он работает от гидравлического мотора. Неизменный ток вырабатывается 28-вольтовым преобразователем. Есть и 4 аккума на 24В. Шин неизменного тока три: главная, дублирующая для критичных систем и шина пуска мотора. Батареи употребляются для снабжения устройств управления и старта мотора в случае отказа других систем. Есть и ветрянка в канале воздухопоглотителя - на последний случай. По правому борту самолёта есть штеккеры для подключения наземных источников неизменного тока.

РЛС и система управления орудием AN/APG-73 разработаны компанией Hughes. Могут устанавливаться также радары Westinghouse AN/APG 68ABR либо Ericsson PS-05/A. APG-73 имеет фазированную антенную решётку. Навигация обеспечивается лазерными гироскопами Honeywell H-423 либо H-764G либо Litton LN-100F,G либо LN-94 и интегрированной системой глобального позиционирования (GPS). Инсталлируются приёмники навигационных систем Collins AN/ARN-118 Tacan, Rockwell AN/ARN-112 либо ARN/ALN-147 ILS, Collins ADF, Magnavox AN/ARC-164 и/либо Collins AN/ARC-210(V) либо Collins AN/ARC-186 передатчик РЭБ, система засекреченной голосовой связи Raytheon KY-58 TSEC, ответчик "свой-чужой" Litton AN/APX-109. Может подвешиваться контейнер с системой Lockheed Martin LANTIRN, включая навигационную станцию AN/AAQ-13 и станцию наведения AN/AAQ-14. Видеомагнитофон записывает информацию с ИЛС и МФД и всех связных систем. Темный ящик хранит данные о последних 90мин полёта. Установлена станция РЭБ Integral ALR-67(V)3, станция предупреждения об облучении AAR-58, разбрасыватели ловушек AN/ALE-47 и ALE-55.

Тактико-технические свойства F-26 Stalma Экипаж   1 Размах крыла, м - наибольший (5 град)   17.37 - малый (70 град)   9.15 Длина, м   15.18 Высота, м   4.173 Площадь крыла, м2   41.81 Масса, кг - пустого самолета   7078 - обычная взлетная   16566 - наибольшая взлетная   27556 Тип двигателя   1 ТРДД Pratt & Whitney F119-PW-100 Тяга нефорсированная, кгс   1 х 15875 Наибольшая скорость   М=2.4 Крейсерская скорость   М=0.9 Перегоночная дальность, км   5186 Боевой радиус деяния, км   1200 Наибольшая скороподъемность, м/с   300 Практический потолок, м   22860 Макс. эксплуатационная перегрузка   10 Вооружение:  20-мм пушка M61A2 Vulcan Боевая нагрузка - 8164 кг на 13 узлах подвески УР воздух-воздух AIM-9 Sidewinder, AIM-120 AMRAAM, AIM-7 Sparrow УР воздух-земля AGM-65 Maveric, AGM-88 HARM Бомбы GBU-32, В-61, В-83

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!