
В 1953 году компания «D.Napier & Son, Ltd.» начала массовое создание первого английского легкого высокооборотного судового дизеля, нареченного «Napier Deltic». Двухтактный 18-цилиндровый дизель в поперечном сечении имел форму треугольника, в верхушках которого размещались три коленчатых вала, а его стороны создавали цилиндры с обратно передвигающимися поршнями. Коленчатые валы соединялись меж собой системой шестерен, с которой был связан вал отбора мощи. Большая мощность, развиваемая движком, составляла 2500 л.с. Движок вышел очень удачным и долгие и длительные годы в разных модификациях употреблялся как судовой, также в тепловозах и передвижных электрических станциях.
1-ый торпедный катер с дизельной силовой установкой «Dark Hunter», спроектированный конструкторами компании «Saunders-Roe Ltd», вступил в состав английского флота 18 марта 1954 года. Катер имел корпус остроскулых обводов смешанной конструкции (набор корпуса и палуба - из дюралевого сплава, обшивка - из дерева). Корпус отличался очень малым относительным удлинением. Схожее соотношение многие годы являлось специфичной «визитной карточкой» английской школы проектирования боевых катеров.
На «Dark Hunter» расположенные в корме два дизеля «Napier Deltic» работали через угловую передачу на свои гребные валы, обеспечивая катеру скорость 42 уз. Топливные цистерны располагались побортно в районе миделя. Для обеспечения рационального ходового дифферента зависимо от нагрузки, скорости хода и состояния моря катер был обустроен управляемой транцевой плитой с гидроприводом. На катерах типа «Dark Hunter» была реализована достаточно отважная концепция «сменного вооружения» (в первый раз опробована на экспериментальном МТВ-538): в торпедном варианте катер вооружался 4-мя 533-мм аппаратами и одним 40-мм автоматом, а в артиллерийском - одним 114-мм орудием и одним (либо 2-мя) 40-мм автоматом. Боевое внедрение катеров планировалось в составе смешанных групп (часть кораблей в торпедном варианте, а часть - в артиллерийском).
На теоретическом уровне из торпедного варианта в артиллерийский и напротив катер мог быть переоборудован за одни день. Но «Dark Hunter» не пошел в массовую серию. Всего для ВМС Англии в 1954-1958 годах было выстроено 18 кораблей (при этом последний в серии, «Dark Scout», вошедший в строй 20 марта 1958 года, имел на сто процентов сварной корпус из дюралевого сплава), еще 5 катеров в экспортном варианте: два - для ВМС Бирмы, два - для Финляндии и один - для Стране восходящего солнца. В ВМС Бирмы и Финляндии катера эксплуатировались как патрульные и имели только артиллерийское вооружение, а японский катер употреблялся в качестве макета для личных разработок.
И все таки, по признанию самих англичан, проект был не совершенно удачным: катера оказались перегруженными, на полном ходу отмечалась мощная вибрация, использовать полную мощность дизелей оказалось неосуществимым из-за неверного подбора гребных винтов. Заместо проектных 46 уз на тихой воде катер развивал только 42, а при волнении моря 3-4 балла - 35-37 уз. Беря во внимание этот опыт, в конце 1950-х годов английские конструкторы отказались от использования дизелей на боевых катерах и сделали ставку на внедрение газотурбинной силовой установки.
«Реабилитировал» дизель «Napier Deltic» норвежский инженер-кораблестроитель Жан Линг (Jean H.Linge), под управлением которого в 1957 году был спроектирован опытнейший ТКА «Nasty». Стоит отметить, что, как и большая часть успешных конструкций (боевых катеров, танков, самолетов и т.д.), проект этого ТКА разрабатывался личной компанией «Boat Services Ltd» в деятельном порядке, а не являлся результатом кропотливо обмысленной технической политики ВМС страны.
Выполненный из дерева корпус катера (набор - из ясеня, обшивка - из красноватого дерева) имел комбинированные обводы (круглоскулые в носу и остроскулью в корме) и отличался рекордно малым (даже по сопоставлению с английскими катерами) относительным удлинением, равным 3,0. В силовой установке использовались два дизеля марки Т18-37К с турбонаддувом суммарной мощью 6200 л.с., работавшие через угловую передачу на свои гребные валы и обеспечивавшие скорость полного хода 45 уз. Вооружение ТКА состояло из 4 однотрубных 533-мм торпедных аппаратов и 2-ух 40-мм автоматов «Bofors».
Головной катер компания выстроила в 1958 году. После всесторонних испытаний командование ВМС Норвегии заказало серию из 20 кораблей. Серийные катера типа «Tjeld» некординально отличались от макета (правда, чтоб облегчить носовую часть катера, 40-мм АУ «Bofors» пришлось поменять более легкой 20-мм «Oerlikon»). Но серийная постройка катеров этого типа началась в 1960 году, другими словами в то время, когда в Русском Союзе уже завершилась постройка ТКА проекта 183.
создатель статьи: Апальков Ю.В.
Катера российского военного флота
Источник: dogswar.ru