
15 апреля 2017 г. в Тегеране состоялся показ очередных новинок иранского военно-промышленного комплекса, ставший типичным отчетом о его деятельности за два года перед президентом страны Хасаном Рухани, а, благодаря бессчетным телерепортажам и публикациям в местной прессе, - и перед всем иранским народом. Основным событием мероприятия стала демонстрация руления по очевидно не созданной для взлета и посадок самолётов недлинной полосе вертолеторемонтного предприятия PANHA макета иранского истребителя F-313 Qaher. В первый раз о нем стало понятно 2 февраля 2013 г., когда президенту Ирана Махмуду Ахмадинежаду был показан его полноразмерный макет, а надлежащие репортажи обошли все иранские сми. За четыре года, миновавшие с момента презентации макета, F-313 Qaher перетерпел ряд конфигураций, но колебаний в необходимости принятых при его разработке компоновочных и конструкторских решений у многих наблюдателей не поубавилось.
Поначалу на короткий срок вернемся на четыре года вспять. Продемонстрированный тогда в присутствии президента Ирана Махмуда Ахмадинежада и министра обороны Ахмада Вахиди макет многообещающего истребителя F-313 Qaher не вызвал у профессионалов и любителей авиации ничего, не считая искренних насмешек. Грубое изготовка, беспереплетный фонарь кабины с качеством бутылочного стекла, кресло от турбовинтового учебно-тренировочного самолета Pilatus РС-7 (такие имеются в составе иранских ВВС), странноватая комплектация приборной доски из устройств от самолетов авиации общего предназначения... В общем, то, что должно было олицетворять торжество иранской авиационной мысли, местами не дотягивало даже до 3D-моделей интернет-дилетантов. Естественно, никакого доверия не вызвали и заявления официальных лиц о том, что F-313 Qaher тогда уже существовал в качестве летного макета и даже провел в воздухе много-много часов. Не посодействовали даже показанные по иранскому телевидению видеозаписи. Мутная картина наводила лишь на одну идея: на дисплее всего только летающая модель неведомого масштаба.
Не удалась иранцам и попытка «оживляжа» методом вброса в веб фото буксировки макета по аэродрому. Из-за хлипкости шасси макет пришлось установить на автоприцеп. Не считая того, фонарь кабины при транспортировке был открыт, что не могло не вызвать вопроса: «А он вообщем запирается?». В общем и целом, презентацию 2013 г. следует признать провальной. Сейчас иранцы попытались учитывать свои ошибки четырехлетней давности и сделать все «по-взрослому». Никаких праздничных мероприятий с речами официальных лиц. Главный конструктор ведает о самолете, летчик садится в кабину, фонарь запирается, истребитель рулит по аэродрому, телеведущий дает комменты. Но сомнения в том, что F-313 Qaher - реальный самолет, хотя и стали меньше, но не пропали совсем.
Начнем с выбора места презентации - это не «самолетный» аэродром, а вертолетная площадка, длина ВПП которой составляет 550-600 м. Может быть, конкретно вследствие недочета места скорости руления F-313 Qaher были невелики - их можно оценить в 15-20 км/ч. Но не исключено, что это обосновано не длиной полосы, а тем, что движки нельзя выводить на высочайшие обороты из-за перегрева конструкции хвостовой части фюзеляжа. Вообщем не очень понятно: какой смысл выкатывать новый самолет на полосу, с которой он заранее не может взлететь? Размещена эта площадка, принадлежащая занимающемуся вертолетами предприятию PANHA, «на задворках» тегеранского интернационального аэровокзала Мехрабад. Рулежных дорожек, соединяющих ее с аэровокзалом, нет, а перспективы буксировки F-313 Qaher по улицам иранской столицы, невзирая на его маленькие размеры, вызывают недоумение. Разъяснить нахождение самолета там можно только одним: его привезли сюда (может быть, в разобранном виде) специально, чтоб показать президенту - в одном месте с остальными достижениями иранского военно-промышленного комплекса.
Сейчас побеседуем об различиях макета эталона 2013 г. от сегодняшнего «изделия». Главное из них - наличие 2-ух движков заместо 1-го. При всем этом входные устройства воздухопоглотителей остались предыдущими. Вобщем, для 1-го мотора на «макете-2013» (будем именовать его так) они выглядели переразмеренными. Можно с высочайшей степенью вероятности представить, что и в первом, и во 2-м случае на самолете употреблялся (либо планировался к установке) движок Owj, официально представленный в сентябре прошедшего года. Практически это иранская нелицензионная копия южноамериканского General Electric J85, который стоит на самолете F-5E - самом бессчетном в истребительном парке ВВС Ирана. Этот движок имеет расход воздуха приблизительно 20 кг/с, и, по зрительной оценке, сечения воздухопоглотителей F-313 Qaher для такового расхода достаточно.
А вот конфигурация входов вызывает вопросы. Во-1-х, они не имеют системы слива пограничного слоя. Да, воздухопоглотители без «клиньев» известны: они употребляются и на южноамериканском истребителе 5-ого поколения F-35, и на ряде китайских самолетов (FC-1/JF-17, J-20, J-31, J-10B). Но подобные воздухопоглотители типа DSI (Divertless Supersonic Inlet) имеют специфическую конфигурацию с выступающей вперед кромкой, а обшивка фюзеляжа в зоне входа образует «бульб», который повлияет на заторможенную часть потока (пограничный слой), и допускает на вход только невозмущенный поток. На иранском F-313 Qaher ничего подобного нет. Во-2-х, если даже представить, что иранские аэродинамики смогли создать вход воздухопоглотителя, использующего вихревую систему, вопросы остаются. На положительных и медлительно меняющихся углах атаки вихревой жгут, может быть, и пойдет выше него. А вот на околонулевых и отрицательных углах атаки, также при резвом их изменении, да еще со скольжением, вихревая система может «пойти не туда», и возникнет помпаж мотора.
Тогда и остается надеяться лишь на газодинамическую устойчивость иранского «клона» J85. Не считая того, при отказе мотора и попытке его пуска сходящие с наплыва вихри могут совсем «заткнуть» вход. При таковой конфигурации воздухопоглотителей F-313 Qaher навряд ли можно считать демонстратором «истребительных» технологий. Но к этому мы еще вернемся, а пока перейдем от входов движков к их «выходам» - соплам. Как и на «макете-2013», сопла F-313 Qaher выполнены утопленными в цилиндрические ниши фюзеляжа. Видимо, это должно символизировать малую заметность самолета в ИК-диапазоне в задней полусфере. Правда, неясно, что делать при всем этом с нагревом хвостовой части фюзеляжа, которая будет «светить» достаточно очень. Количество расположенных в зоне центроплана на высшей части фюзеляжа «подтопленных» воздухопоглотителей удвоилось (было два - стало четыре). Вероятнее всего, эти заборники обеспечивают остывание удлинительных труб движков, которых стало два заместо 1-го. Такая конфигурация хвостовой части фюзеляжа исключает возможность использования движков с форсажной камерой и регулируемыми соплами. Значительны будут и утраты при движении реактивной струи движков в длинноватых «колодцах». В итоге, взлетная тяга будет невелика. Если стендовая бесфорсажная тяга J85 составляет порядка 1,6 тс, то с учетом суммарных утрат в воздухопоглотителе и сопле она не превзойдет полутора тонн, а вероятнее всего, будет и того меньше. Неполных 3-х тонн тяги заранее недостаточно для того, чтоб Qaher вышел на сверхзвук - в особенности с учетом «нюансов» его аэродинамики.
Источник: dogswar.ru