ArtGuns » Бронетехника » Основной боевой танк Type 59 (WZ-120) (Китай)

Основной боевой танк Type 59 (WZ-120) (Китай)

29 сентябрь 2025, Понедельник
5
0
В 1956 году НОАК получила для ознакомления несколько образцов русских танков Т-54А и нужную для развертывания лицензионного производства этих машин техно документацию. В апреле прибыла бессчетная группа русских технических профессионалов, посреди которых находились представители завода в Нижнем Тагиле. В её задачку заходила всесторонняя помощь китайским сотрудникам как в освоении танка, так и в строительстве завода №617 по его производству в городке Баотоу (Внутренняя Монголия). Необходимо подчеркнуть, что технологию русские спецы передали китайским партнерам не в полном объеме. Ограничения задели, а именно, конвейерной сборки. Темпы работ оказались очень высочайшими, и уже в 1957 году 1-ый собранный ещё из русских девайсов серийный танк покинул сборочный цех. В текущее время это построенное с русской помощью предприятие называется «Первой машиностроительной компанией Внутренней Монголии» и заходит в состав гос промышленной группы NORINCO, оставаясь единственным изготовителем танков в КНР Также для проектных разработок в области бронетанковой техники в Пекине сделали НИИ-201. 1 октября 1959 года на параде в Пекине, посвященном 10-летней годовщине образования КНР, прошли уже 32 танка. Машины первых серий фактически на сто процентов повторяли конструкцию Т-54А, но равномерно китайские инженеры начали заносить конфигурации для наилучшего приспособления машины к климатическим условиям Юго-Восточной Азии. Сначало на заводе планировали изготавливать до 1000 машин в год. Но темпы освоения производства очень замедлились, после того как, вследствие ухудшения отношений меж 2-мя странами, русские технические спецы были отозваны с китайских народнохозяйственных строек. К тому же завод №617 столкнулся с нехваткой девайсов, многие из которых в то время ещё поставлялись из СССР. В 1961 году китайские руководители решили присвоить машине «национальное» наименование Type 59, но употреблялся также фабричный индекс WZ-120. К 1967 году объём производства танков составлял 600 машин в год. Несколько позже выстроили ещё два предприятия в Шанхае и Внутренней Монголии. Сначала 1970-х годов годичный объём производства танков колебался в границах от 500 до 700 единиц, в 1979 году удалось преодолеть планку в 1000 машин в год, потом это количество снизилось до 500 в 1980 году и 600 - в 1981-м. В 1982 году количество сделанных машин возросло до 1200 единиц и, начиная с 1983 года до прекращения выпуска в 1987 году, составляло 1500 - 1700 танков в год. Равномерно, к 1983 году в частях НОАК накопилось уже порядка 1500 - 1700 танков Type 59. К середине 1990-х годов их число возросло до 6000 машин различных модификаций. Невзирая на поступление более нынешних танков, по состоянию на 2014 год в НОАК продолжает находиться 2200 единиц Type 59-I, 550 - Type 59-II и 650 - Type 59D. Танк Type 59 (WZ-120) почти во всем повторяет конструкцию Т-54 и имеет традиционную сборку с фронтальным расположением отделения управления и задним - моторно-трансмиссионного. Корпус сварной. Верхний лобовой броневой лист шириной до 100 мм выполнен цельным и установлен под углом 60° к вертикали. С целью роста прочности днищу дали корытообразную форму. Борта размещены вертикально. Башня - литая, полусферической формы с дифференцированными по толщине стенами. Привод разворота - электронный. Экипаж 4 человека: командир, механик-водитель, наводчик, заряжающий. Рабочее место механика-водителя оборудовали сдвижным лючком. В положении «по-боевому» для обзора использовались два призматических наблюдательных устройства. В ночное время заместо 1-го из них мог устанавливаться инфракрасный активный устройство. Имевшийся в распоряжении механика-водителя курсоуказатель-гирополукомпас позволял в течение недлинного времени выдерживать направление движения танка в критериях ограниченной видимости и отсутствия ориентиров. Справа от механика-водителя размещались аккумуляторные батареи, фронтальные топливные баки и часть боекомплекта. Танки первых серий вооружались стабилизированной в вертикальной плоскости 100-мм нарезной пушкой Type 59 - лицензионной копией русского орудия Д-10ТГ. Пушка комплектовалась эжектором для продувки канала ствола после выстрела, что значительно снижало загазованность боевого отделения. Затвор имел предохранительное устройство, противодействующее самопроизвольному спуску при ударах на ходу. Углы вертикальной наводки находились в спектре от -4° до +17°. Орудие снабжалось телескопическим шарнирным прицелом китайского производства (копия русского ТШ-2А-22) с переменным 3,5 и 7-кратным повышением. Действенная дальность стрельбы по стандартной цели - до 1200 метров. Одноплоскостной стабилизатор вооружения являлся копией русского СТП-1 «Горизонт». Он позволял вести прицельный огнь на ходу. Его основным недочетом было отсутствие способности для наводчика следить за целью, когда пушка блокировалась на определенных углах возвышения. После разрыва советско-китайских отношений установку стабилизаторов вооружения и устройств ночного видения пришлось закончить. Справа от орудия монтировался спаренный 7,62-мм пулемет Type 59-Т (лицензионная копия русского СГМТ). Ещё один агрессивно крепился в лобовом листе корпуса по правому борту. Действенная дальность стрельбы составляла до 1000 метров. Над лючком заряжающего на турели установили 12,7-мм зенитный пулемет Type 54 (копия ДШКМ) с углами вертикального наведения от 4,5° до +82°. Для понижения отдачи станок комплектовался пружинными противооткатными устройствами. Боекомплект состоял из 34 унитарных выстрелов к орудию, 3500 7,62-мм и 200 12,7-мм патронов. Силовая установка представлена 12-цилиндровым V-образным дизельным движком жидкостного остывания «12150L» (копия русского В-54) мощью 520 л.с. при 2000 об./мин. Конструкция коробки также повторяла таковую Т-54А и состояла из входного редуктора (гитары) с принудительной смазкой и железным картером, многодискового головного фрикциона сухого трения, механической пятиступной коробки, механизма поворота и обычных однорядных бортовых редукторов. Припас горючего в 532 литра находился в 3-х внешних и 3-х внутренних баках. Дополнительно на корме могли устанавливаться ещё две бочки, что увеличивало припас хода с 440 до 600 км. Ходовка, применительно к одному борту, состояла из 5 сдвоенных опорных катков огромного поперечника с резиновыми бандажами, ведущего колеса заднего расположения и ленивца. Подвеска персональная, торсионная. Опорные катки взяли в долг от Т-55, как более легкие и технологичные. Любая гусеница состояла из 90 траков шириной 580 мм. Удельное давление на грунт - 0,81 кг/см2. Наибольшая скорость по шоссе - 50 км/ч. Танк Type 59 (WZ-120) преодолевал подъём в 30°, вертикальную стенку высотой 0,8 м и ров шириной 2,7 м. Позже все машины оборудовали средствами для подводного вождения по эталону русских, что позволяло преодолевать по дну водоёмы глубиной до 5,5 м. Установленное на танке углекислотное противопожарное оборудование обеспечивало тушение трёх разных пожаров либо 2-ух, сразу появившихся в различных отделениях. В кормовой части корпуса снаружи устанавливались две дымовые шашки с удаленным зажиганием от электрозапалов. Управлять постановкой дымовых завес могли командир и наводчик. Позже заместо шашек установили термодымовую аппаратуру по эталону русской. В качестве средства связи использовались китайские копии русских радиостанций Р-113 и танкового переговорного устройства ТПУ Р-120.

Модификации танка Type 59 (WZ-120)

Type 59-I (WZ-120A) - Сначала 1960-х годов в создание запустили улучшенную модификацию Type 59-I (WZ-120A). По своим чертам эта модель соответствовала русскому Т-54Б, но без двухплоскостного стабилизатора вооружения. Танк получил модернизированное 100-мм орудие Type 69-II, приблизительно соответственное по своим чертам русскому Д-10Т2С. Одна из входящих в группу NORINCO компаний разработала новый оперенный бронебойный подкалиберный снаряд с удлиненным сердечником AP100-2. Он обладал исходной скоростью 1480 м/с и на дистанции 2400 м пробивал расположенный под углом 65° 150-мм броневой лист. За счет внедрения бака-стеллажа боекомплект орудия довели до 44 выстрелов. Командир и механик-водитель получили новые инфракрасные приборы ночного видения, а наводчик - ночной прицел активного типа с инфракрасным прожектором, который крепился справа-сверху от пушки. Боевое отделение оборудовали вращающимся поликом, что потребовало внесения некоторых конфигураций в размещение боеукладки. Танк получил закрывающие ходовку резино-тканевые бортовые экраны и скопированную с русских танков автоматическую систему пожаротушения. Сначала 1980-х годов на танки стали устанавливать лазерные дальномеры Type 83-II и Type 82 китайской конторы CEIEC. Последний обеспечивал измерение расстояний до цели в спектре дальностей от 300 до 3000 м с точностью до 10 м. Дальномер размещался на маске орудия справа от инфракрасного прожектора. В первый раз в истории китайского танкостроения применили обычный аналоговый баллистический вычислитель. Все нужные данные вводились в него вручную при помощи кнопочной панели управления, после этого устройство выдавал подходящий угол возвышения орудия. Равномерно все имеющиеся в НОАК танки Type 59 модернизировали до эталона Type 59-I. Для Пакистана разработали модификацию Type 59AP, отличающуюся наличием приваренной к кормовой части башни сеточной корзины с установленными по бортам дымовыми гранатометами британского производства. В 1986 году компания NORINCO подготовила вариант модернизации танков Type 59 и Type 59-I, поставленных в различное время на экспорт. В ряде источников эту модификацию именуют Type 59R. Проект предугадывал установку более массивного (730 л.с.) дизельного мотора 12150L7BW (того же, как на танке Type 80), что наращивает удельную мощность и, как следствие, проходимость по пересеченной местности. Поменялась и конструкция коробки - разработали новые фрикционы. Гусеницы получили резино-металлические шарниры и съёмные резиновые ботинки. Боекомплект 100-мм орудия дополнили новыми оперенными трассирующими подкалиберными снарядами завышенной бронепробиваемости APFSDS-T. Систему управления огнем также усовершенствовали. Сейчас она включала бесподсветочные ночные прицелы командира и наводчика, лазерный дальномер и усовершенствованный стабилизатор вооружения в вертикальной плоскости. Для защиты от орудия массового поражения танк оборудовали создающей лишнее давление снутри машины фильтровентиляционной установкой. Компания NORINCO интенсивно рекламировала собственный пакет доработок на разных интернациональных выставках вооружений, но данные о таковой модернизации танков отсутствуют. Type 59-II (WZ-120B) - Сначала 1980-х годов произвели замену 100-мм орудия на новейшую 105-мм нарезную пушку Type 81, получив тем модификацию Type 59-II. Новое орудие представляло лицензионную копию американской пушки M68 израильского производства. В свою очередь, америкосы сделали её для вооружения собственного M60 на базе английской Royal Ordnance L7. В Израиле M68 устанавливали на танки Centurion Shot и Merkava 1-й и 2-й модификаций. Орудие отлично зарекомендовало себя в Шестидневной войне и Войне Судного денька, непоколебимо поражая находящиеся на вооружении арабских стран Т-54 и Т-55. К тому же проводились бессчетные опыты установки этого орудия на трофейные сирийские и египетские Т-54, которые под индексом «Тиран-4Ш» поступали на вооружение ЦАХАЛа. Новенькая артсистема получила существенное преимущество в плане точности стрельбы и могущества выстрелов перед предыдущей 100-мм китайской пушкой. К тому же схожие массо-габаритные свойства дозволили установить его в имеющейся башне без значимых переделок, но стабилизатор вооружения остался предыдущим. Углы вертикальной наводки - от -4° до +17°. Для пушки Type 81 компания NORINCO разработала новый набор боеприпасов, включающий оперенный бронебойный подкалиберный снаряд с сердечником из уранового сплава, также производимые по израильской технологии фугасные и кумулятивные снаряды. Боекомплект остался предыдущим - 44 выстрела. Пулеметное вооружение конфигураций не перетерпело. Танк получил новейшую систему управления огнем, аналогичную установленной на Type 79 и включающую бесподсветочные перископические ночные приборы командира (DC 1026/00), наводчика (DC 1024/00) и механика-водителя (Dc 1028/00) разработки британской компании Mel. Лазерный дальномер перенесли в особое окно в командирской башенке. Снаряженные таким оборудованием танки получили индекс Type 59-IIA. Другим их различием стало введение в конструкцию орудия термозащитного кожуха. Модернизации подверглись противопожарное оборудование, радиостанция и термодымовая аппаратура. В отличие от линейных, командирские машины получили доп радиостанцию. Модификация Type 59-II выполнялась только для НОАК и на экспорт не поставлялась, кроме нескольких машин для Пакистана. Часть сделанных ранее танков Type 59 также довели до эталона Type 59-II. Наряду с китайской модернизацией английская компания Royal Ordnance разработала два схожих варианта модернизации танков Type 59, находящихся на вооружении армии Пакистана. Создатели также пошли по пути установки 105-мм орудия L7A3, но в качестве боеприпасов предложили стандартные снаряды британского производства. 1-ый вариант получил тепловизионный прицел IR18 компании Barr and Stroud, смонтированный в фронтальной части башни слева от пушки, и удачно испытанную в Бовингтоне улучшенную систему управления огнем. От многокалиберного зенитного пулемета над лючком заряжающего отказались. 2-ой вариант оказался более конструктивным. Он предугадывал установку доп плит комбинированной брони POMOR-B на верхней и нижней лобовых деталях корпуса, также передней части башни. В фронтальной области ходовой части сверху расположили сгруппированные по три штуки элементы динамической защиты POMOR-A. От курсового пулемета отказались, а сдвоенную фару и противогрязевой щиток вынесли поближе к краю. Орудие получило двухплоскостной стабилизатор. По краям башни смонтировали дымовые гранатометы, а в кормовой части приварили доп короб для ЗиП и остального имущества. Оба варианта в 1987 году прошли демо тесты на пакистанских полигонах, но заказов компания Royal Ordnance так и не дождалась. Type 59Gai (BW-120K) - В 2000 году китайцы сделали опытнейший эталон Type 59-II, созданный для отработки некоторых западных систем и технологий. Танк вооружили 120-мм гладкоствольной пушкой со стволом длиной 44 калибра, аналогом германской Rh-120-L44, технологию производства которой компания NORINCO получила из Израиля, где лицензионная копия этого орудия под наименованием MG253 была принята в качестве главного орудия танков Merkava. Считая, что в перспективе машины со 120-мм пушками начнут поступать на вооружение НОАК, спецы китайской компании освоили и серийный выпуск боеприпасов к MG253: оперенных бронебойных подкалиберных, кумулятивных и осколочно-фугасных. В связи с повышением размеров применяемых унитарных выстрелов боекомплект пришлось понизить до 28 снарядов. Кстати, не следует путать эту артсистему с уникальной китайской разработкой - 50-калиберной 120-мм гладкоствольной пушкой, устанавливаемой на противотанковую САУ Type 89. Новое орудие потребовало отчасти переконструировать башню. Вооружение получило двухплоскостной стабилизатор. Конфигурации в бронирование, также в конструкцию мотора и ходовой части не вносились. Боевая масса машины составила 36,5 тонн. На вооружение НОАК Type 59Gai не принимался. Сведений о предстоящей судьбе макета отыскать не удалось. Type 59-IID (WZ-120C) - В 1990-х годах китайцы приступили к модернизации имевшихся у них Type 59-II. В конечном итоге конструкторы сделали модификацию, получившую наименование Type 59-IID (WZ-120C). Главными направлениями были увеличение живучести и повышение боевой продуктивности. На танк установили динамическую защиту FY, которая представляет собой заполненные пластичным взрывчатым веществом коробчатые контейнеры. Их расположили на верхней лобовой детали корпуса (13 штук), также на скулах башни (по 15 штук). Верхнюю лобовую плиту сделали сплошной, убрав курсовой пулемет и перенеся сдвоенную фару на надгусеничную полку, что прирастило снарядостойкость. Ходовка получила доп защиту из 5-секционных резино-тканевых экранов фигурной формы. 105-мм орудие после модернизации получило обозначение Type 83-I. Танк получил новейшую систему управления огнем, включающую новые комбинированные пассивные прицелы командира и наводчика, вспомогательный телескопический прицел, интегрированный лазерный дальномер, улучшенный двухплоскостной стабилизатор вооружения и цифровой баллистический вычислитель. Заместо перископического прицела наводчика быть может установлен тепловизор. По краям башни расположили два блока по четыре дымовых гранатомета, а в кормовой части - корзину для имущества экипажа. Постановка дымовой завесы осуществляется методом впрыскивания горючего в выхлопной патрубок. Движок 12150L7 форсировали методом роста подачи горючего и степени сжатия, что позволило довести его мощность до 580 л.с. В итоге удельная мощность 36-тонной машины составила 15,67 л.с./т. Скорость по шоссе - 50 км/ч, по пересеченной местности - 25 км/ч. Припас хода - 440 км (с доп баками - 600 км). Механическая коробка представлена многодисковым основным фрикционом сухого трения, 5-ступенчатой коробкой и планетарными механизмами поворота. Валы торсионов усилили. Гусеница получила резино-металлические шарниры. Среднее удельное давление на грунт - 0,81 кг/см2. С помощью ОПВТ Type 59D способен преодолевать по дну водные преграды глубиной до 5,5 м. Также имеются противоатомная защита и фильтровентиляционная установка. Новенькая радиостанция А-220А способна поддерживать связь на дистанциях до 16 км. Не считая фактически модификации Type 59D, существует вариант Type 59D1 (WZ-120C-I), вооруженный 105-мм пушкой Type 79 с алюминиево-композитным тепловым кожухом. Конструктивно это орудие как и Type 83-I идентично английской L7a3, но способно вести через ствол стрельбу ПТУРами с наибольшей дальностью стрельбы до 5,2 км и бронепробиваемостью до 700 мм гомогенной брони. По состоянию на 2014 год в рядах НОАК находится 650 танков Type 59D. Модификация Type 59D1 создана для экспортных поставок. Al Zarrar - В значимых количествах (1759 единиц) танки Type 59-I поставлялись в Пакистан. Также лицензионное создание машин этого типа развернули на построенном с ролью Китая заводе г. Таксила (Пенджаб). К 1990-м годам назрела необходимость их глубочайшей модернизации, которая и была осуществлена с привлечением профессионалов не только лишь из Китая, да и из Харькова. В начальную конструкцию занесли более 50 конфигураций. Итог работы пакистанской государственной компании Heavy Industries Taxila под заглавием «Al Zarrar» в первый раз представили в ноябре 2000 года на проходившей в Карачи выставке вооружений IDEAS-2000. Масса танка возросла до 45 тонн. Корпус и башню оставили предыдущими, но усилили их защищенность за счет установки блоков динамической защиты китайского производства, также закрывающих ходовку резино-тканевых экранов с подобными блоками. В носовой части установили фары с огораживанием и противогрязевой щиток. В качестве главного вооружения применили стабилизированную в 2-ух плоскостях 125-мм китайскую гладкоствольную пушку ZTP-98, которую большая часть источников считают нелицензионной копией русской 2А46. Но сами китайцы говорят, что их орудие ведет свою родословную от проходившего в 1984 году тесты 120-мм танкового орудия. Автомат заряжания отсутствует, потому экипаж состоит из 4 человек, включая заряжающего. Боеприпасы для этой артсистемы выпускает компания NORINCO. Справа от орудия расположен спаренный 7,62-мм пулемет Type 59-Т, а на крыше башни 12,7-мм пулемет Type 54. По бортам башни смонтировали два блока дымовых гранатометов, аналогично танку Type 85-IIM. Система управления огнем французского производства включает стабилизированные комбинированные прицелы командира и наводчика с тепловизионным каналом и лазерным дальномером, цифровой баллистический вычислитель, панель управления и атмосферный сенсор. Силовая установка представлена 12-цилиндровым дизельным движком 12150-BW китайского производства мощью 730 л.с. при 1400 об./мин. Это потребовало перекомпоновки моторно-трансмиссионного отделения с выводом выхлопных патрубков на правый борт. Танк получил усовершенствованную независимую торсионную подвеску, также снабженные асфальтоходными ботинками гусеницы с резино-металлическими шарнирами. Наибольшая скорость - 65 км/ч. Припас хода по шоссе - 450 км. К 2004 году разработали вариант танка с доп панелями пассивной брони, что придало башне коробчатую форму. Довести до уровня «Al Zarrar» запланировали все состоящие на вооружении пакистанской армии танки Type 59, но по состоянию на 2010 год модернизацию прошли всего только 80 машин. Safir-74 (Type 72Z) - Иранский вариант глубочайшей модернизации танков Т-54/55 и Type 59. Разработан с целью продления срока их службы. Китайские машины поступили в Иран в 1982 - 1986 годах (около 300 единиц). Состоит на вооружении с 1996 года по большей части в танковых подразделениях Корпуса стражей исламской революции и некоторых частях сухопутных войск. 100-мм пушку поменяли 105-мм нарезной M68, устанавливаемой на южноамериканские M60A1, установили систему управления огнем Fontona EFCS-3 словенского производства, состоящую из лазерного дальномера, электрического баллистического вычислителя, обеспечивающего применение снарядов разных типов, дневного прицела 10-кратного роста с полем зрения 6° и 7-кратного ночного прицела с таким же полем зрения. Заместо штатных дизелей установили движок V-46-6 V-12 мощью 780 л.с. и коробку SPAT 1200, способную работать, как в автоматическом, так и в автоматическом режимах. Гусеницы получили резино-металлические шарниры. Установили элементы подвесной динамической защиты. Боевая масса машины достигнула 36 тонн. Наибольшая скорость движения по шоссе - 65 км/ч, припас хода - 510 км. По состоянию на 2014 год на вооружении Ирана состоят 450 танков Т-54/55 и Type 59, модернизированных до эталона Safir-74. Остальные модификации Не считая обрисованных выше, есть ещё и другие, наименее известные модификации танка Type 59. Type 59P в первый раз представили публике на выставке IDEX2007 в качестве усовершенствованной модификации Type 59D1. Его отличительная особенность - усиленное бронирование башни и лобовой части корпуса. В 2006 году Танзания решила модернизировать состоящие на вооружении танки Type 59. По их заказу китайские конструкторы разработали проект, получивший наименование Type 59G. Данную модификацию можно, пожалуй, отнести к более глубочайшей переработке базисной конструкции. Танк получил 125-мм гладкоствольную пушку с нынешней сварной башней, напоминающей таковую Type 96G. От танка Type 96 позаимствована и система управления огнем. Единственное отличие - с целью удешевления конструкции заместо тепловизора установили обыденный инфракрасный ночной прицел. В конечном итоге вес машины достигнул 42-43 тонн. По уровню защищенности Type 59G превосходит близкий по чертам пакистанский «Al Zarrar». Не считая Танзании, ранее эталона планирует модернизировать свои танки Бангладеш. Технические свойства Type 59 (WZ-120) Компоновочная схема - традиционная Боевая масса, т 36 Экипаж, чел 4 Главные размеры, мм - длина с пушкой вперед 9000 - длина по корпусу 6040 - ширина  3270 - высота полная 2590 - высота по крыше башни  2400 - клиренс 425 Удельное давление на грунт, кг/см2  0,81 Бронирование, мм - лоб корпуса  97 - борт корпуса 20-79 - лоб башни 203 - борт башни 150 - крыша 20 Вооружение (боезапас, выстр.) - 100-мм нарезная пушка Type 59 - 1 (34) - 7,62-мм пулемет Type 59-T - 2 (3500) - 12,7-мм зенитный пулемет Type 54 - 1 (200) Углы вертикальной наводки орудия, град -4 +17 Стабилизация вооружения в вертикальной плоскости Механизм заряжания - ручной Прицельные приспособления ТШ-2А-22 Средства постановки дымовой завесы 2х БДШ-5 Радиостанция  А-33 (Р-113) Переговорное устройство А-221 (Р-120) Подвижность - тип и марка мотора дизельный «12150L» - количество цилиндров (их размещение)  12 (V-образное) - наибольшая мощность, л.с 520 - удельная мощность, л.с./т 14,44 - наибольшая скорость, км/ч 50 - емкость топливных баков (+в доп баках), л 532 (+400) - припас хода (с доп баками), км 440 (600) Преодолеваемые препятствия - подъем, град 30 - наклон, град 30 - ров, м 2,7 - стена, м 0,8 - брод, м 1,4

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Читайте также:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!