ArtGuns » Бронетехника » Тяжелый танк Т-10М «Объект 272» (СССР)

Тяжелый танк Т-10М «Объект 272» (СССР)

10 апрель 2025, Четверг
4
0
Танк T-10M, разра6отанный в конструкторском бюро (ОКБТ) ЛКЗ в 1955 г. иод управлением головного конструктора завода Ж.Я. Котина, являлся последним серийным томным танком, изготавливавшимся в СССР. Он представлял собой улучшенный вариант танка Т-10Б. При проектировании имел обозначение «Объект 272». Опытнейший эталон был сделан в 1957 г. Танк был принят на вооружение приказом министра обороны СССР от 26 сентября 1957 г. Массовое создание танка производилось в Челябинске на ЧТЗ с 1958 г. по 1965 г. и в Ленинграде на ЛКЗ с 1958 г. по 1962 г. Серийные танки ЧТЗ сначало имели некие конструктивные отличия по сопоставлению с танками ЛКЗ и обозначались индексом «Объект 734». С 1962 г. в производстве на обоих заводах находились только танки Т-10М («Объект 272»). Всего было выпущено 1079 танков Т-10М. Указом Президента РФ от 23 сентября 1997 г. танк был снят с вооружения МО РФ. Танк имел традиционную схему общей сборки с разобщенным размещением экипажа из 4 человек, установкой 122-мм пушки высочайшей баллистики во вращающейся башне и продольным расположением дизеля в кормовой части броневого корпуса. Механик-водитель располагался в носовой части корпуса в центре отделения управления вдоль продольной оси корпуса. В боевом отделении слева от пушки поочередно размещались наводчик и командир танка, справа от пушки -заряжающий. Для посадки и выхода членов экипажа из танка были предусмотрены индивидуальный лючок для механика-водителя в высшей части отделения управления и два лючка в крыше башни. В днище танка, за сидением механика-водителя, размещался лючок запасного выхода, крышка которого раскрывалась вниз. В крышке лючка механика-водителя и в верхних броневых листах носа корпуса устанавливались смотровые перископические приборы наблюдения. Для вождения танка ночкой на рабочем месте механика-водителя устанавливается ночной бинокулярный смотровой устройство ТВП-2Т. В качестве источника инфракрасного света использовалась фара ФГ-100, которая устанавливалась на характером скуловом листе корпуса танка. Для наблюдения за полем боя на рабочем месте наводчика, кроме прицелов, устанавливался один смотровой устройство ТПБ-51, на рабочем месте заряжающего - один призменный смотровой устройство ТПН. на рабочем месте командира в командирской башенке - устройство ТПКУ-2 и семь призменных смотровых устройств ТНП. Для наблюдения за местностью в ночных критериях в командирской башенке заместо устройства ТПКУ-2 устанавливался устройство ночного видения ТКН-1. В качестве источника инфракрасного света употреблялся осветитель ОУ-3Т, устанавливавшийся на командирской башенке. Наводчик в ночных критериях использовал для наблюдения ночной прицел ТПН1-29-14 с ИК-прожектором Л-2. Танк был вооружен 122-мм нарезной cтaбилизиpoвaннoй пушкой М62-Т2 высочайшей баллистики, 14,5-мм спаренным пулеметом КПВТ, располагавшимся справа от пушки, также 14,5-мм пулеметом КПВТ, установленным на вращавшейся турели зенитной установки, смонтированной на основании лючка заряжающего. Пушка была снабжена электромеханическим досылателем снарядов и гильз, эжекционным устройством удаления пороховых газов после выстрела и дульным тормозом активно-реактивного типа. Боевая скорострельность пушки составляла 2-3 выстр./мин. Наибольшее давление пороховых газов в канале ствола было равно 392 МПа (4000 кгс/см) дульная энергия пушки - 11,3 МДж (1154 тс»м). Вылет ствола пушки составлял 2165 мм. Наводка пушки в цель осуществлялась при помощи двухплоскостного стабилизатора «Ливень» и устройства ПУОТ-2С либо при помощи ручных устройств подъема пушки и поворота башни. Главным элементом устройства ПУОТ-2С являлся перископический прицел Т2С-29 «Удар» со стабилизированным в 2-ух плоскостях полем зрения. При стрельбе ночкой употреблялся электронно-оптический монокулярный перископический прицел ТПН1-29-14. При стрельбе из пушки с закрытых огневых позиций применялись боковой уровень и азимутальный указатель. Углы наводки пушки по вертикали составляли от -4 до +15°. Большая прицельная дальность стрельбы достигала 5000 м, наибольшая дальность стрельбы при помощи бокового уровня - 15 000 м. Дальность прямого выстрела бронебойным снарядом по цели высотой 2 м составляла 1130 м. Плавное изменение скорости поворота башни электрическим приводом производилось в границах от 0,05 до 18 град./с. Гребневого типа стопор башни обеспечивал фиксацию башни относительно корпуса танка в любом ее положении. Для стопорения пушки в походном положении имелись два стопора. Одни стопор крепился к крыше башни и позволял закреплять пушку в положении «пушка вперед» при угле возвышения около +4°, а 2-ой - накренялся к кормовому листу корпуса и обеспечивал крепление пушки в положении «пушка назад» при угле возвышения около +5°. Многокалиберный пулемет, спаренный с пушкой, мог употребляться как пристрелочный, стреляные гильзы отводились через гильзовыводную трубку наружу машины. При стрельбе из пулемета зенитной установки но воздушным целям употреблялся коллиматорный прицел ВК-4, при стрельбе по наземным целям - оптический прицел ПУ-1. Конструкция зенитной установки позволяла вести радиальный обстрел при углах возвышения пулемета от -5 до +85°. Боекомплект танка состоял из 30 выстрелов раздельно-гильзового заряжания к пушке и 744 патронов к пулеметам. Не считая того, снутри танка укладывались два автомата АК-47 с боекомплектом 600 патронов, 20 гранат Ф-1 и сигнальный пистолет с 24 сигнальными патронами. В состав боекомплекта к пушке с 1964 г. входили кумулятивные снаряды с исходной скоростью 950 м/с, а с 1967 г. - бронебойно-подкалиберные снаряды с исходной скоростью 1600 м/с. Кумулятивный снаряд пробивал вертикально расположенную броневую плиту шириной 450 мм, а бронебойно-подкалиберный - 320 мм на дальности 2000 м. Броневая защита танка - противоснарядная. Сварной корпус танка был сделан из катаных броневых листов шириной 16, 20, 50, 60, 80 и 120 мм. Лобовая часть корпуса состояла из 2-ух верхних и нижнего броневых листов шириной 120 мм, имевших углы наклона от вертикали соответственно 55° и 50°. Угол подворота верхних листов составлял 40°. Борт корпуса состоял из сваренных меж собой верхнего наклонного листа и нижнего гнутого листа шириной 80 мм, имевшего наклонную (62° от вертикали) и вертикальную части. Корма корпуса была сварена из 2-ух броневых листов - верхнего шириной 50 мм, размещенного под углом 55° от вертикали, и нижнего шириной 60 мм, установленного под углом 20° от вертикали. Толщина броневых листов крыши корпуса над обитаемыми отделениями составляла 30 мм, днища корпуса - 16 мм. Башня танка отливалась из броневой стали марки МБЛ-1. Наибольшая толщина брони в лобовой части была доведена до 250 мм. Крыша башни изготавливалась из броневого листа шириной 30 мм и приваривалась к литой части башни. Башня танка устанавливалaсь на шариковой опоре с охватываемым подвижным погоном, с касанием шариков с беговыми дорожками погонов в 2-ух точках. Сначало на танке устанавливались две дымовые шашки БДШ-5, также стационарное углекислотное противопожарное оборудование трехкратного деяния с термодатчиками в моторно-трансмиссионном отделении и один ручной огнетушитель ОУ-2. С 1964 г. на танке устанавливались унифицированная автоматическая система ППО «Роса-2» и два ручных огнетушителя ОУ-2.

Источник: dogswar.ru

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!