Противолодочный ракетный комплекс BA-111 «Шквал» (СССР)

Для ускорения движения в воде была использована каверна. По предложению М.С.Меркулова для ракеты создавался прямоточно-гидрореактивный движок с внедрением твердого гидрореагирующее горючего, которое разрабатывалось в НИИ «Прикладной химии» (НИИПХ). Отработка горючего и стендовые тесты движков проводились на щитах на о. Коневец. Скоро была сотворена экспериментальная модификация подводной ракеты М-1 (сделана заводе в Алма-Ате). В предстоящем было сотворено еще семь модификаций изделия до сотворения боевой ракеты «Шквал». Были спроектированы, сделаны и прошли стендовые и морские тесты модификации: черт. М-1, М-3, М3-М, М-4, М4-В1, М4-1М. Морские тесты проводились на базе №1 на озере Иссык-Куль. Сначало по канатной дороге, оставшейся от испытаний ракеты РКТ-45, потом в свободном движении. В 1961 году в бухте Ирдык канатную дорогу разобрали и начались запуски модификации ракеты «Шквал» в свободном движении на дистанцию в один километр в глубь бухты, несколько позднее был построен пусковой щит со штатными торпедными аппаратами.
С 1961 года комплекс «Шквал» прорабатывался для установки на титановую мало-габаритную АПЛ пр. 705. При испытании ракеты М-3 в 1963 году была выявлена необходимость сделать движок, обеспечивающий жесткие требования при переходе от разгонного участка движения к маршевому без временного разрыва, что не обеспечивалось автономным разгонным движком. Сделанный скоро комбинированный движок привел к изменению конструкции ракеты и задержке ее отработки. Во время проведения ОКР «Шквал» появилось противоборство некоторых министерств и компаний, так 4 ГУ Минсудпрома, ЦНИИ «Гидроприбр» (НИИ-400), ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова (ЦНИИ-45) - с одной стороны решали пробы закрыть работу, а ВМФ, Минмаш и ЦАГИ с другой стороны настояли на продолжении работ по теме «Шквал».
Новое Постановление СМ №1111463 на разработку подводной ракеты «Шквал» вышло 13 октября 1963 года. Эскизный проект торпеды был выполнен в 1963 году. Подводная реактивная торпеда «Шквал» имела дальность стрельбы 15-20 км при скорости хода в 200 узлов, в качестве системы управления предполагалось применить автономную систему. «Шквал» комплектовалась особым зарядом тактической мощи. Для целеуказания использовались данные гидроакустической станции подводной лодки. По проекту ракета «Шквал» стартовала с ПЛ с глубины 30 метров, после выхода из торпедного аппарата она под углом 15 градусов подымалась к поверхности воды и совершала движение на глубине 8-12 метров, при подходе к цели ракета резко меняла траекторию перемещения и пикировала на подводную лодку противника. В 1964 году начались бывалые запуски на озере Иссык-Куль с самоходного испытательного щита СИС-48А с глубин до 30 метров. На модификации опытнейшей ракеты «Шквал» в 1965 году в первый раз получено устойчивое движение в кавитационном режиме.
Разработка опытнейшей ПЛ пр. 613РВ (С-65) под "Шквал" была поручена СКБ-143 (гл. конструктор Р.А.Шмаков). Опытнейшая ПЛ была переоборудована в 1965 году силами ЧСЗ и предприятия «Эра» в Севастополе, в работах учавствовали спецы завода «Красное Сормово», ЦКБ-18, НИИ-24 и СКБ-143. В мае-апреле 1966 года с ПЛ в районе Феодосии прошли отстрелы макетов. В 1969 году на базе подразделений НИИ-24 (НИМИ) и ГСКБ-47 создается НИИ «Прикладной гидромеханики» (НИИПГМ) - головной создатель подводных ракет. Разработка ракеты «Шквал» НИИПГМ была задана Постановлением СМ № 1111-463 от 13 октября 1969 года. Была поновой разработана техно документация на ракету «Шквал». В предстоящем проводились тесты модификации ракеты М-4 до 1972 года. На ней в 1969 году была доказана устойчивость движения в кавитационном режиме. После доработки ракета получила индекс М-5, с 27 января 1972 по 28 мая1976 года было проведено 43 запуска этой ракеты с испытательного стенка в рамках муниципальных испытаний. С июня по декабрь 1976 года Госиспытания проводились с ПЛ проекта 613РВ, было выполнено семь пусков ракеты М-53. Последующие тесты проводились на Северном флоте с атомной подводной лодки. В 1977 году были завершены Муниципальные тесты и ракета «Шквал» была принята на вооружение ВМФ в 1978 году под обозначением ВА-111.
Принятая на вооружение ракета «Шквал» состоит из последующих главных частей: боевой части; бортовой системы управления и блоков питания; турбоводометного маршевого мотора на жестком гидрореагирующем горючем с большой тягой; твердотопливного стартового мотора; отклоняемых поверхностей управления с приводами. В 1977-1980 годах в районе г. Пржевальска был построен сборочно-снаряжательный комплекс для подготовки ракет «Шквал» к опытным и серийным испытаниям. Всего в процессе сотворения и испытаний ракеты «Шквал» было проведено выше 300 пусков, из них 95 % выполнено на озере Иссык-Куль с плавучих испытательных щитов и 5 % с подводных лодок на Черно-морском и Северном флотах. Правительство РФ в 1992 году решило разрешить продажу ракет «Шквал» на экспорт. Подводная ракета «Шквал» в первый раз была представлена на интернациональной выставке вооружений в Абу-Даби в 1995 году.

Улучшение ракеты - варианты «Шквал-15» («Шквал-15Б») было продолжено и в 80-х годах. Для испытаний был введен в строй буксируемый мощнейший плавучий щит «Шельф». В 1998 году на Тихоокеанском флоте ВМФ РФ были проведены 1-ые тесты модернизированной ракеты «Шквал», которая была выполнен в обыкновенном неядерном выполнении и вооружена системой самонаведения на цель. В текущее время ракеты «Шквал» имеются у Рф, Украины и Казахстана. С конца 90-х годов Китай ведет переговоры с Казахстаном о закупке подводных ракет «Шквал», которые там проходили тесты. Более 2-ух лет канадская разведка вела переговоры с Киргизией о продаже ей подводных ракет «Шквал», сумма договора оценивалась в 6-10 млн. баксов, предполагалось закупить 5 ракет и документацию к ним. Сделка сорвалась по не выясненным причинам в 2000 году. В текущее время ГНПП «Регион» предлагает подводную ракету «Шквал-Э» («Шквал-Е») на экспорт для поражения надводных кораблей. Ракету предлагается использовать с подводных лодок, надводных кораблей и берега. «Шквал-Э» не имея аналогов, обладает высочайшим поражающим действием, сочетающим нанесение вреда как от взрыва ВВ, так и от кинетического воздействия на цель. Скорость хода «Шквал-Э» - до 200 узлов.
Высокоскоростная подводная ракета «Шквал-Э» имеет главные части и конструкцию аналогичную "Шквалу". Зависимо от критерий внедрения и технических требований, по желанию заказчика, могут быть изменены калибр, длина и масса ракеты. Тактико-технические свойства BA-111 «Шквал» Корабль-носитель- ПЛ проекта 613РВ (тесты), все АПЛ второго и третьего поколения Боевая часть: СБЧ либо фугасная (экспортный вариант "Шквал-Э") - мощность заряда, кт. 186 (по забугорным данным - 200 и 300) - вес, кг 210 (тротиловый эквивалент при использовании фугасной БЧ) - глубина подрыва, м до 20 Система управления - автономная Тип старта - из торпедного аппарата Глубина старта, м до 30 Глубина хода, м 10 (8-12) Дальность стрельбы, км до 7-12 (по проекту - 15-20, 6 миль) Скорость хода, узл. 194-200 (по ТТЗ) (90-100м/с) Отклонение по скорости +5% Vmax Точность стрельбы (КВО), м. 1 %D Число ступеней 1 Длина ракеты, м 8,2 Макс. поперечник корпуса, м 0,53 Стартовый вес, т 2,66-2,7 Пусковая устаповка: особый 533-мм торпедный аппарат Средства целеуказания - Угасал подводной лодки
Источник: dogswar.ru
Возможно интересно:
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.