ArtGuns » Боеприпасы » Противокорабельная авиационная торпеда РАТ-52 (СССР)

Противокорабельная авиационная торпеда РАТ-52 (СССР)

19 август 2025, Вторник
3
0
Для вооружения первых российских реактивных самолетов-торпедоносцев Ту-14Т и Ил-28Т была разработана под управлением головного конструктора Г.Я.Диллон и заместителя головного конструктора В.П.Голикова (после погибели Г.Я.Диллона был основным конструктом) подводная реактивная торпеда РАТ-52. Работы реактивным торпедам были начаты в НИИ-1 МСХМ в 1944 году и завершились в НИИ-2 МАП (НИИАС) в 1952 году. В 1947 году был разработан проект 45-см реактивной авиационной торпеды с пороховым движком с тягой 800-1200 кг (определялась температурой порохового заряда). Она могла сбрасываться с самолета-носителя с высот до 10 км при скорости полета до 800 км/ч. На данном курсе воздушного участка линии движения торпеда удерживалась системой управления, состоящей из 3-х гироскопов, при помощи специального крыла и элеронов.

Сначало на реактивной торпеде предполагалось установить систему гидроакустического самонаведения, но в предстоящем от этой идеи отказались. Система самонаведения усложняла конструкцию торпеды и затягивала сроки сотворения, т.к. для ее разработки требовалось проведение базовых исследовательских работ. В конструкции торпеды обширно применялись легкие сплавы, за чей счет была увеличена масса боевой части. Торпеда отличалась простотой внедрения. Тесты опытнейшей партии торпед проводились в 1947 году. Снаряжение реактивных торпед и их фабричные тесты проводилось на филиалах завода №466 в Феодосии и Лисьем Носу. В 1950 г. торпеда прошла фабричные тесты, на них проводились запуски с самолета Ту-2 при скорости полета 450 км/ч. Муниципальные тесты были завершены в 1952 году. 4 февраля 1953 года реактивная торпеда под обозначением РАТ-52 была принята на вооружения торпедоносцев ВМФ. Войсковые тесты РАТ-52 проходила в сентябре-ноябре 1953 года на Черном море, с торпедоносцев Ту-14Т и Ил-28Т из 943-го мтап, было сброшено 54 торпеды различного оснащения. При испытании на полигоне возможность поражения одной торпедой составляла 0,17-0,38. За время всех видов испытаний реактивной торпеды было произведено около 700 выстреливаний и сбросов.

Торпеда РАТ-52 состояла из боевого зарядного отделения (заряд ВВ и два взрывателя), приборного отсека, кормового отделения (с твердотопливным движком и управляющими машинками) и парашютной системы. В фронтальной части с углом атаки 23 градуса устанавливалось железное носовое крыло для вывода торпеды на заданную глубину после приводнения. Для постепенного понижения скорости падения торпеды с самолета-носителя на РАТ-52 была установлена парашютная система из 2-ух парашютов: малого и огромного, которая приводилась в действие автоматом раскрытия парашюта ПАС-1. Стабилизацию торпеды обеспечивали цилиндрическое стабилизирующее кольцо, воздушные элероны. Торпеда РАТ-52 предназначалась для прицельного высотного торпедометания и поражения надводных кораблей с осадкой более 2 метров. Она могла применяться с высот от 1500 м до практического потолка самолета-носителя. Для прицеливания торпедоносцы использовали радиолокационный прицел ПСБН-м и оптический ОПБ.

Перед сбросом штурман самолета задавал глубину хода торпеды от 2 до 8 метров, подключал на зарядку конденсаторы торпеды. Потом самолет выводился на боевой курс, выполнялось прицеливание как при бомбометании и автоматическая отцепка торпеды в данный момент. После отделения от самолета-носителя у РАТ-52 раскрывался малый тормозной парашют, имеющий форму пропеллера, на высоте 500 м раскрывался большой тормозной парашют. При спуске торпеды на парашютной системе элероны, по командам системы управления, удерживали ее в плоскости стрельбы, предотвращали вращение. На воздушном участке в системе управления торпеды действовали: три гироскопа - курса, носовой и элеронный. В момент входа в воду парашютная система отделялась, торпеда проваливалась на глубину 20 метров и под действием носового крыла приводилась в горизонтальное положение. В предстоящем носовое крыло отстреливалось, врубался гидростат, запускался движок и на данной глубине 2-8 м торпеда шла к цели.

По опыту учений было выявлено, что атака транспортов из состава конвоев торпедами РАТ-52 более эффективна при сбросе их группами с высоты 4000 м и поболее (до 13000 м). При одиночном применении торпеды РАТ-52 возможность попадания в цель была 0,02%. Для предотвращения коррозии торпеды РАТ-52 хранились в особых контейнерах, заполненных азотом. Для занятий личного состава был сотворен учебный вариант торпеды РАТ-52. На нем заместо взрывчатого вещества в боевом зарядном отделении находилась регистрирующая аппаратура и бачок со спиртоводной консистенцией, которая вытеснялась сжатым воздухом после остановки торпеды для обеспечения всплытия. Реактивная торпеда РАТ-52 поставлялась за предел: в Китай и на Кубу. Китайские воздушные суда Ил-28Т ее удачно применили в боевых действиях в конце 50-х годов в Тайваньском проливе. В процессе серийного производства РАТ-52 была заменена измененной торпедой РАТ-52М. Одним из главных недочетов реактивной торпеды РАТ-52 была ее малая дальность стрельбы (подводного хода).

Тактико-технические свойства РАТ-52 Тип торпед - подводная противокорабельная реактивная прямоходная Самолеты-носители - Ил-28Т (до 3-х РАТ-52, две на внешней повеске и одна в бомболюке), Ту-14Т, Ту-16Т (до 4-х РАТ-52 в бомбоотсеке), М-4 (проект, до 6 торпед) Калибр, мм. 450 Длина, мм. 3897 Размах оперения, мм 750 Вес, кг: 627 Боевая часть: - тип - фугасная - вес, кг 2401-2433, - взрыватель - два контактных инерциальных КАВТ-55 время взведения через 30-35 м хода в воде Дальность подводного хода, м: - наибольшая 520-600 (400-500) (зависимо от температуры заряда мотора) - без работы мотора 60 Глубина хода, м. 2-8 Глубина моря, м. более 20 Скорость хода, узл. 58-68 Высота внедрения, м. 1500-4000 Скорость носителя, км/ч. 800 Время от сброса до попадания в цель, с. менее 35

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Читайте также:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!