ArtGuns » Артиллерия » Реактивная система залпового огня 8У32 БМ-14 (СССР)

Реактивная система залпового огня 8У32 БМ-14 (СССР)

28 июнь 2025, Суббота
6
0
В 1952 году была принята на вооружение сделанная в СКБ МОП под управлением конструктора В.П.Бармина установка БМ-14, стрелявшая турбореактивными снарядами М-14. Боевая машина БМ-14 (8У32) имела шасси от автомобиля ЗИС-151. Система предназначалась для оснащения реактивных дивизионов общевойсковых соединений сухопутных войск. Ее отличительные черты: высочайшая маневренность; маленькое время на подготовку залпа; достаточно высочайшие огневые способности поражения таких объектов, как жива сила и огневые средства, расположенные открыто и в легкобронированной технике, артиллерийские батареи буксируемых орудий, минометные подразделения в районах сосредоточения и на позициях, также разрушение легких полевых фортификационных сооружений. Конструктивно пусковые установки представляли собой гладкостенные трубы поперечником 140,3 мм, открытые с обоих концов. На трубах были смонтированы контактные рычаги, фронтальный и задний стопоры. Ферма (пакет направляющих, люлька) - сварная конструкция. Она устанавливалась в подшипниках креплений поворотной рамы и совместно со стволами создавала качающуюся часть боевой машины. Ферма состояла из фронтальной и задней обоймы и поперечных труб. Поворотный механизм червячного типа. Подъемный механизм винтообразного типа. Уравновешивающий механизм толкающего типа, предназначен для уменьшения усилия на рукояти привода подъемного механизма. Поворотная рама с установленной на ней фермой. механизмами наведения и уравновешивающим механизмом представляла собой крутящуюся часть установки. Поворотная рама под действием поворотного механизма крутилась на тумбе, на которую опиралась 3-мя вертикальными роликами. 6 горизонтальных роликов центрировали вращение поворотной рамы и удерживали ее от опрокидывания. Имелась выносная катушка для управления ведением огня на расстоянии до 60 м от боевой машины. БМ-14 имела механический панорамный прицел с барабаном, также снабженый боковым уровнем. Турбореактивный осколочно-фугасный снаряд М-14-ОФ состоял из головной и ракетной частей. Ракетная часть состояла из камеры, порохового заряда, воспламенителя, диафрагмы, соплового дна и свечки. Пороховой заряд состоял из 7 цилиндрических одноканальных шашек нитроглицеринового пороха. Воспламенитель предназначен для возгорания порохового заряда. Он состоял из 40 г дымного ружейного пороха, помещенного в дюралевую оболочку. Диафрагма предотвращала выброс недогоревших частей порохового заряда через сопловые отверстия и совместно с предохранительным диском воспламенителя задерживала шашки порохового заряда от передвижения в камере. Диафрагма закреплена в сопловом деньке 2-мя винтами. Стабилизация снаряда в полете достигалась его вращением за счет истечения пороховых газов через 10 наклонных отверстий, проделанных в сопловом деньке снаряда под углом 22° к его продольной оси. Так как малая дальность стрельбы снарядами М-14 составляла около 7500 м, для стрельбы на наименьшие дистанции на снаряд надевались кольца, тормозившие его в полете. С малым кольцом дальность полета составляла от 7550 до 5400 м, а с огромным - от 5420 до 1000 м. Возможное отклонение снаряда М-14-ОФ на предельной дальности без кольца было: по дальности 30 м и боковое 85 м. Не считая М-14-ОФ, в боекомплект установки БМ-14 вошел дымовой снаряд М-14Д, оснащенный желтоватым фосфором. А в 1955 году был принят на вооружение хим снаряд М-14. В процессе использования установка БМ-14 получила новые шасси. Это отыскало отражение и в индексах установок - БМ-14М (2Б2) на автомобиле ЗИЛ-157 и Б-14ММ (2Б2Р) на автомобиле ЗИЛ-131. Артиллерийская часть при подмене шасси не изменялась. Вес БМ-14М составил 8080 кг, а БМ-14ММ - 9340 кг. Габариты боевой машины БМ-14М в походном положении: ширина 2330 мм, высота 2560 мм. Высота машины при самом большом угле возвышения 3045 мм. Для боевой машины БМ-14ММ габариты в походном положении составляли: ширина 2500 мм, высота 2750, высота при наивысшем угле возвышения 3230 мм. В 1958 году под управлением головного конструктора А. И. Яскина была сотворена новенькая 140-мм пусковая установка БМ-14-17 (8У36) на базе автомобиля ГАЗ-63 либо ГАЗ-63А. Шасси автомобиля ГАЗ-63 отличалось от ГАЗ-63А только наличием лебедки, установленной на фронтальном конце рамы перед радиатором и приводимой в действие от мотора автомобиля. Число труб возросло на одну, а вот вес пусковой установки уменьшился практически на 3 тонны. Блок стволов в БМ-14-17, в отличие от БМ-14, помещен не в ферму, а в люльку, которая представляла собой жесткую сварную коробку и создавала качающуюся часть установки. Люлька устанавливалась на основании, схожем на станок артиллерийского орудия. Поворотный механизм служил для горизонтальной наводки стволов в границах от -33°30' до +166°30' от главного направления стрельбы боевой машины. Главное направление стрельбы боевой машины (76° от продольной оси машины с левого борта) определялось методом совмещения указателей на штыре и кожухе штыря. Поворотный механизм состоял из червя и червячного колеса, закрепленного на валу-шестерне, которые смонтированы на вращающейся части, и коренного колеса, смонтированного на недвижной части. Подъемный механизм винтообразного типа. С помощью подъемного механизма стволам можно было придавать углы возвышения от 0° до +50° в секторах ±33°30' и от +119°30' горизонтального обстрела (от главного направления стрельбы); в секторе от +33°30' до +119°30' горизонтального обстрела стволам можно придавать углы возвышения от +19° до +50°. Уравновешивающий механизм пружинный, толкающего типа, служил для уменьшения усилия на ручке маховика привода подъемного механизма. Основание имело мощный штырь, установленный на подшипниках в особом кожухе. Кожух был приварен к шасси автомобиля. Боекомплект остался предыдущим. Боевые машины БМ-14, БМ-14М, БМ-14-ММ и БМ-14-17 состояли на вооружении стрелковых дивизий. С 1948 по 1953 год в состав этих дивизий был включен 2-ой артиллерийский полк с боевыми машинами типа БМ-14. В полку было три дивизиона трехбатарейного состава, в каждой батарее состояло четыре боевых машины; итого 36 боевых машин на полк. Не считая того, пусковая установка от БМ-14-17 (8У36) устанавливалась на речных бронекатерах проекта 1204. Посреди 50-х годов в ГСОКБ-43 была разработана буксируемая 16-ствольная пусковая установка РПУ-14 для ракет типа М-14. Бывалые эталоны РПУ-14 прошли фабричные тесты в течение 1956 года. А с 3 мая по 27 июня 1957 года две РПУ-14 удачно прошли полигонные тесты. В процессе полигонных испытаний обе установки прошли на прицепе автомобиля ГАЗ-63 по 3000 км. РПУ-14 смонтирована на лафете 85-мм дивизионной пушки Д-44. Качающаяся часть установки состоит из 16 труб (стволов) и сварной люльки, которая 2-мя цапфами соединена с верхним станком. На верхней станине смонтирован подъемный механизм секторного типа и поворотный механизм винтообразного типа. Установка имеет минометный панорамный прицел МП-46М. Нижний станок с подрессориванием представляет собой железную полуотливку, снутри которой собраны торсионное подрессоривание и механизм горизонтирования. Нижний станок является основанием вращающейся части пусковой установки. Станины трубчатого типа с неизменными лемехами шарнирно присоединены к нижнему станку. Подрессоривание торсионное, врубается и выключается автоматом при сведении и разведении станин. Колеса взяты от грузового автомобиля ГАЗ-АА с шиной ГК и со ступицей от пушки Д-44. Пусковая установка может транспортироваться самолетами и сбрасываться на парашютах в имеющихся на вооружении контейнерах. РПУ-14 буксируется машинами либо тягачами, а на малые расстояния - силами орудийного расчета. Для перекатывания установки вручную под хоботовую часть подставляется особый каток, который в походном положении закрепляется и перевозится на станинах. Управление стрельбой установки РПУ-14 делается при помощи выносного пульта управления с дистанции 50-60 м от установки. РПУ-14 учавствовала в 10-ках локальных конфликтов, ее боевое применение длится и доныне. Тактико-технические свойства 8У32 БМ-14 Масса без снарядов и расчета 7000 кг Масса в боевом положении 8200 кг Длина в походном положении 6920 мм Ширина в походном положении 2300 мм Высота в походном положении 2650 мм Клиренс 260 мм Калибр 140,3 мм Длина ствола 1370 мм Количество направляющих 16 Дальность стрельбы малая 1000 м Дальность стрельбы наибольшая 9800 м Наибольший угол возвышения 50° Перевод системы из походного положения в боевое менее 1,5-2 мин Время залпа 7—10 с Тип мотора - рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного остывания Мощность мотора 92 л.с. Наибольшая скорость по шоссе 60 км/ч Колёсная формула 4 х 4

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!