Зенитный ракетный комплекс 9К35 Стрела-10СВ (СССР)

Головным создателем комплекса в целом, также ракеты 9М37 и ряда пусковых агрегатов было назначено КБ четкого машиностроения Миноборонпрома (главный конструктор А. Э. Нудельман). Головной организацией по разработке головки самонаведения и неконтактного взрывателя являлось ЦКБ "Геофизика" Миноборонпрома. Созданием шасси боевой машины занимался Харьковский тракторный завод, а установкой на неё артиллерийской части — Саратовский агрегатный завод Миноборонпрома. Массовое создание ракет велось на Ковровском механическом заводе.
Фабричные тесты первого опытнейшего эталона комплекса начались в августе 1971 года. Но они скоро замедлились из-за срыва поставок головок самонаведения, потому совместные (муниципальные) тесты ЗРК 9К35 «Стрела-10СВ» завершились только в мае 1974 года на Донгузском полигоне. На вооружение же 9К35 «Стрела-10СВ» была принята в 1976 году после многих доработок и долгих споров меж создателями, ГРАУ и командованием ПВО сухопутных войск.
Ракета 9М37, выполненная по аэродинамической схеме "утка", имела управляющие органы (рули) в фронтальной части корпуса, а недвижный стабилизатор — в задней. Она комплектовалась однокамерным двухрежимным реактивным твердотопливным движком и пассивной двухканальной головкой самонаведения. Основной канал наведения оптический. Его аппаратура работала в видимой части диапазона солнечных лучей и фиксировала цель, контрастирующую на фоне неба. После захвата цели головка самонаведения начинала аккомпанировать её. Инфракрасный же канал употреблялся исключительно в сложной фоновой обстановке, при малой освещенности и при постановке противником оптических помех.
К числу преимуществ таковой системы перед радиолокационными системами наведения ракет комплексов "Куб" и "Круг" можно отнести более низкую цена, имунность к радиолокационным помехам и неуязвимость боевых машин для ракет типа "Шрайк", наводившихся по лучу радиолокатора. Недочетами её следует считать невозможность стрельб по цели, заходящей со стороны солнца (угол меж направлением на цель и солнцем был должен превосходить 20°), и чуствительность к инфракрасным и оптическим помехам создаваемым противником.
Ракета 9М37 с боевой частью 9Н125 со стержневыми поражающими элементами помещалась в контейнере, который обеспечивал пылебрызгозащищенность и при пуске делал роль направляющей. На контейнере располагались пороховой газогенератор и элементы системы остывания головки самонаведения.
При проектировании в качестве базисного шасси боевой машины (пусковой установки) рассматривалось три кандидатуры: БМП-1, БМД-1 и МТ-ЛБ. Все три машины гусеничные, потому что "стрелы" предпопагалось использовать вместе с "Щилками". В конце концов, наилучшим вариантом признали бронированный транспортёр-тягач МТ-ЛБ. На его базе сделали две машины - 9А35 и 9А34. Разница меж ними маленькая, 1-ая комплектовалась пассивными радиопеленгаторами 9СШ, а 9А34 их не имела. Радиопеленгатор служил для обнаружения и четкого пеленгования целей, парящих с работающей бортовой радиолокационной аппаратурой.
Корпус 9К35 «Стрела-10СВ» сварен из железных плит шириной менее 7 мм, обеспечивающих защиту от огня лёгкого стрелкового орудия и осколков снарядов и мин малого калибра. Снутри корпус машины делится на несколько отделений: трансмиссионное, управления, моторное, боевое. Трансмиссионное отделение находится в фронтальной части машины. В нём смонтированы коробка и механизм поворота, составляющие единый блок, бортовые передачи и элементы системы смазки. Доступ к коробки обеспечивает крышка на верхней фронтальной бронированной плите.
Отделение управления размещено сразу за трансмиссионным и отделено от него перегородкой из броневой стали. В нём располагаются два сидения — механика-водителя (слева) и командира (справа). Обзор обоим обеспечивают лобовые окна, которые по мере надобности запираются железными защитными крышками, и 6 обогреваемых перископов. Над сиденьями в крыше корпуса имеются лючки, через которые механик-водитель и командир садятся в машину и выходят из неё. Меж сиденьями механика-водителя и командира под особым защитным кожухом находится промежный редуктор и вал отбора мощи на блок "коробка передач-механизм поворота".
Моторное отделение занимает часть корпуса за отделением управления вдоль левого борта машины. В нём установлен движок с некими элементами вспомогательных систем, также главный фрикцион. Доступ к движку обеспечивается через сьемную панель в крыше корпуса. ЗРК 9К35 «Стрела-10СВ» обустроен 8-цилиндровым 4-тактным дизелем жидкостного остывания ЯМЗ-238В, развивающим мощность 177 кВт при 2100 об/мин, что позволяет машине двигаться по дорогам с твёрдым покрытием с наибольшей скоростью 61,5 км/ч. Радиатор системы остывания находится в моторном отделении, а поток охлаждающего воздуха, поступающего снаружи, регулируется при помощи жалюзи в левой стене корпуса.
Ходовка ЗРК 9К35 «Стрела-10СВ» состоит, применительно к одному борту, из 6 обрезиненных опорных катков, ведущего колеса фронтального и направляющего колеса заднего расположения. Опорные катки выполнены из дюралевого сплава. Меж ступицей и наружным кольцом с резиновым бандажом каждого катка приварены два диска, образующие внутреннюю воздушную камеру, которая наращивает плавучесть машины. Ведущие колеса, расположенные в фронтальной части корпуса, имеют съемные зубчатые венцы, что упрощает их замену при лишнем износе. Механизм натяжения гусениц располагается снутри корпуса. Регулировка натяжения гусениц также осуществляется изнутри машины.
Подвеска состоит из 12-ти торсионных валов, расположенных поперек машины. По этой причине опорные катки с правого борта сдвинуты малость вперед по отношению к каткам левого борта. С балансирами первых и последних опорных катков ведут взаимодействие гидравлические рессоры авто типа. Вертикальный ход этих опорных катков дополнительно регулируется пружинными буферами.
Как и базисный тягач МТ-ЛБ, ЗРК 9К35 «Стрела-10СВ» является плавающей машиной. Движение на воде осуществляется за счет перематывания гусениц. Во время плавания в фронтальной части корпуса подымается волноотражательный щиток, предотвращающий заливание водой фронтальной части машины. При движении на ппаву 9К35 «Стрела-10СВ» развивает скорость 6 км/ч.
Время перевода пусковой установки из походного положения в боевое около 20 секунд, а назад — 2-3 минутки. В отличие от ЗРК "Куб" и "Круг", боевая машина комплекса 9К35 «Стрела-10СВ» не имеет специального мотора, работающего на генератор бортовой сети. Потому комплекс может работать только при работе главного мотора либо при подключении наружного источника электропитания.
Пусковая установка вооружена аппаратурой оценки зоны поражения 9С86 для автоматического определения дальности до цели, круговой скорости цели в границах 450—10000 м и вычисления углов упреждения запуска ракеты, отрабатываемых приводами наведения пусковой установки. В состав аппаратуры входят когерентно-импульсный радиодальномер миллиметрового спектра волн и аналоговое счетно-решающее устройство. Для определения гос принадлежности воздушных целей, оборудованных ответчиками "Кремний-2", "Кремний-2М", "Пароль" и др., на машине установлен радиозапросчик 1РЛ246-10-2, работающий при наклонной дальности до 12000 м и высотах от 25 до 5000 м.
На пусковой установке в походном и боевом положениях расположены четыре ракеты в контейнерах, прикреплённых к раме пусковой установки при помощи бугелей. Масса 1-го контейнера с ракетой 74 кг. Перезаряжание полного боекомплекта делается вручную за три минутки. В боеукладке машины имеются четыре запасные ракеты. Углы наведения составляют по вертикали от -5° до +80° при скорости наведения 50 град/с, а по горизонтали — 360° при скорости наведения 100 градусов за секунду.
Расчет боевой машины состоит из 3-х человек командира, оператора и механика-водителя. Для самообороны на корпусе боевой машины закрепляется 7,62-мм пулемет ПКТ.
Действие комплекса происходит последующим образом: данные целеуказания от пт управления ПУ-12 либо командирской машины "Овод М-СВ" поступают по радио либо проводной связи к оператору комплекса, который наводит пусковую установку в направлении цели и при помощи оптического визира 9Ш127 производит четкое прицеливание. При автономной работе комплекса цель обнаруживает командир по индикатору радиопеленгатора, а оператор совсем прицеливается и при попадании цели в нулевое кольцо визира надавливает кнопку "слежение — запуск" до первого упора. При всем этом раскрывается передняя крышка контейнера ракеты. После захвата цели головкой самонаведения ракеты, радиодальномер начинает источать зондирующие импульсы, и наряду с ним запросчик определяет муниципальную принадлежность цели. После чего происходит запуск, и связь ракеты с машиной прерывается, т.е. реализуется принцип "выстрелил и забыл».
Комплексы 9К35 «Стрела-10СВ» вошли в состав зенитных батареи мотострелковых и танковых полков. При этом батареи состоят из взвода ЗРК и взвода "Шилок". Взвод первых состоит из одной машины 9А35 и 3-х 9А34. В качестве командного пт употребляется пункт управления ПУ-12 (9С482) на шасси БТР-60ПБ, который предполагалось поменять на унифицированный батарейный командный пункт "Ранжир" (9С737). сделанный на шасси МТ-ЛБУ и принятый на вооружение в 1989 году.
В 1977 году начались работы по модернизации комплекса 9К35 «Стрела-10СВ». Модернизация состояла в усовершенствовании головки самонаведения ракеты и аппаратуры её пуска. Модернизированная головка могла создавать селекцию теплоизлучающих целей по траекторным признакам, что позволяло отличить часть инфракрасных ловушек от цели. Тесты модернизированного комплекса проходили с января по май 1978 года на Донгузском полигоне, а на последующий год он был принят на вооружение под заглавием «Стрела-10М».
В том же 1979 году началась 2-ая модернизация комплекса. Основной целью её являлось обеспечение боевыми машинами автоматического приема и отработки данных целеуказания от средств управления полкового звена ПВО. Для этого их оснастили доп радиостанциями Р-123М для приёма теле-кодовой инфы. Не считая того, предполагалось обеспечить их плавание с полным боекомплектом (8 ракет). Для этого пусковые установки оснастили особыми поплавками из пенополиуретана, и комплекс получил возможность запускать ракету даже на плаву.
В июле - октябре 1980 года на том же полигоне были проведены тесты модернизированного эталона ЗРК. А в 1981 году комплекс под заглавием 9К35М2 «Стрела-10М2» приняли на вооружение. В 1983 году началась 3-я модернизация "Стрелы-10". В её состав ввели новейшую ракету 9М333, которая по сопоставлению с 9М37М имела усовершенствованные движок и контейнер, новые головку самонаведения, автопилот, неконтактный взрыватель и боевую часть. Неконтактный взрыватель, имевший вдвое больше лазерных импульсных излучателей, формирующих восьмилучевую диаграмму направленности, значительно повысил возможность поражения малоразмерных целей.
Последняя модификация была принята на вооружение в 1989 году под заглавием 9К35М3 «Стрела-10М3». Организационная структура подразделений оснащённых «Стрела-10М3», осталась без конфигураций. Ракеты 9М333 и 9М37М можно запускать со всех модификаций боевых машин комплекса.
ЗРК 9К35 «Стрела-10СВ» обширно экспортировалась как в страны Варшавского контракта, так и в развивающиеся страны. Комплекс достаточно удачно применялся в процессе боевых действии в Ливане и Анголе.
Тактико-технические свойства ЗРК 9К35 «Стрела-10СВ» Боевая масса, т 10,9 Экипаж, чел. 3 Габаритные размеры, мм длина 6454 ширина 2850 высота в походном положении 2300 высота в боевом положении 3800 клиренс 395 Бронирование противопульное Вооружение 4 ракеты 9М37; 7,62-мм пулемёт Боекомплект 8 ракет 9М37 Наклонная дальность стрельбы, м. наибольшая 5000 малая 800 Движок ЯМЗ 238В. 4-тактный, V-образный дизель жидкостного остывания, мощность 177 кВт Наибольшая скорость, км/ч: по шоссе 61,5 на плаву 5-6 Припас хода по шоссе, км 500 Припас горючего, л 450 Преодолеваемые препятствия подьем, град, 30 высота стены, м 0,7 ширина рва, м 2,7 глубина брода, м плавает
Источник: dogswar.ru
Возможно интересно:
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.