ArtGuns » Артиллерия » Тактический ракетный комплекс 9К79-1 «Точка-У» (Россия)

Тактический ракетный комплекс 9К79-1 «Точка-У» (Россия)

18 сентябрь 2025, Четверг
7
0
Сразу после приёма тактического ракетного комплекса 9К79 «Точка» на вооружение начались работы над улучшенной модификацией ракеты, оснащённой новыми электрическими элементами. В итоге модернизации в 1983 году на вооружение Русской Армии приняли тактический ракетный комплекс «Точка-Р». От базисного комплекса 9К79 «Точка» он отличался только ракетой с новейшей системой наведения. С ракетным блоком 9М79 скооперировали систему наведения 9Н915 с пассивной радиолокационной головкой самонаведения. Она способна захватывать излучающую цель на дальности около 15 км, после этого ракета наводится на нее с помощью стандартных систем управления. Комплекс «Точка-Р» сохранил возможность внедрения ракет со стандартной инерциальной системой наведения. Но новым требованием военных являлось улучшение ТТХ комплекса, сначала - повышение дальности полёта и увеличение точности. С 1984 года начались работы по очередной модернизации всего комплекса, получившего заглавие «Точка-У» (индекс ГРАУ - 9К79-1, обозначение НАТО - SS-21 Scarab B, в документации к переговорам по Договору о сокращении РСМД ракеты семейства «Точка» именовались «ОТР-21»). Тесты модернизированного комплекса начались летом 1986 года и продолжились по 1988 год. В 1989 году он был принят на вооружение Русской Армии и поставлен в массовое создание. В процессе модернизации боевая машина комплекса перетерпела некие конфигурации, сначала связанные с обновлением ракеты. В конечном итоге полная масса самоходной пусковой установки 9П129-1, а потом и 9П129-1М возросла на 200-250 килограмм. Ракета 9М79-1 при модернизации получила новый твердотопливный ракетный движок с зарядом горючего 1 000 кг. Применение более действенной топливной консистенции позволило прирастить дальность полета до 120 км. С принятием на вооружение ракетного комплекса 9К79-1 «Точка-У» он стал поступать в войска на смену ранешних модификаций тактических ракетных комплексов. В конце первой декады двухтысячных годов появилась информация о вероятном начале работ по модернизации тактических ракетных комплексов «Точка», в итоге которой они могли бы существенно прирастить свои боевые способности. Фигурировало даже заглавие таковой модернизации - «Точка-М». Но управление Министерства обороны РФ решило отрешиться от предстоящего развития комплекса «Точка» в пользу более нового и многообещающего оперативно-тактического ракетного комплекса 9К720 «Искандер». Тактический ракетный комплекс типа 9К79-1 «Точка» предназначался для поражения точечных малоразмерных целей в глубине обороны противника: наземных средств разведывательно-ударных комплексов, пт управления разных родов войск, стоянок самолетов и вертолетов, запасных группировок войск, хранилищ боеприпасов, горючего и других вещественных средств.

Управляемая ракета 9М79 комплекса «Точка» либо 9М79-1 комплекса «Точка-У»

Основной составляющей ракетного комплекса «Точка» («Точка-У») является ракета 9М79 (9М79-1). Ракета одноступенчатая, состоит из ракетной части и головной части. Ракетная часть делает функцию доставки головной части к цели и состоит из корпуса ракетной части, включающего приборный, двигательный, хвостовой отсеки, аэродинамические поверхности и два кабельных ствола, также из двигательной установки и устройств бортовой системы управления. Корпус приборного отсека размещен в фронтальной части ракетной части, герметично закрыт крышкой и представляет собой цилиндрическую обечайку с рёбрами жёсткости, изготовленную из дюралевого сплава. В нём находится система управления с цифровым вычислителем. Употребляется инерциальное наведение, устойчивое к средствам противодействия, причём линия движения полёта корректируется не до момента отключения мотора, а до момента заслуги точки прицеливания. Из-за того, что до встречи с целью ракета неизменного управляется, она не считается баллистической. На фронтальном шпангоуте приборного отсека размещены элементы для крепления головной части, а в нижней части приборного отсека - транспортировочный бугель и отрывной электроразъём, через который приборы бортовой системы управления связаны с наземной аппаратурой пусковой установки. Оптическая связь меж системой прицеливания СПУ (либо устройствами АКИМ 9В819) и бортовой системы управления ракеты обеспечивается иллюминатором на правой стороне приборного отсека. Корпус двигательной установки размещен в средней части ракетной части за приборным отсеком и представляет собой цилиндрическую конструкцию из прочной стали. Однорежимный твердотопливный ракетный движок (РДТТ) представляет собой камеру сжигания с сопловым блоком и размещёнными в ней топливным зарядом и системой возгорания. Камера сжигания состоит из эллипсоидного фронтального торца, заднего торца с сопловым блоком и цилиндрического корпуса, сделанных из высоколегированной стали. Внутренняя сторона корпуса двигательной установки покрыта слоем теплозащитного покрытия. Сопловый блок состоит из корпуса и составного сопла; до момента старта сопло двигательной установки закрыто герметизирующей тарелью. Материалы, использованные в сопловом блоке: титановый сплав (корпус), упрессованные материалы типа графит-кремний (вход и выход из сопла), силицированный графит и вольфрам (вкладыши в критичном сечении сопла и внутренняя поверхность вкладыша соответственно). Система возгорания топливного заряда, установленная на фронтальном торце камеры сжигания, содержит в себе два пиропатрона 15Х226 и воспламенитель 9Х249. Воспламенитель представляет собой корпус, снутри которого помещены пилюли пиротехнического состава и дымный ракетный порох. При срабатывании пиропатроны зажигают воспламенитель, а тот в свою очередь - топливный заряд 9Х151. Топливный заряд 9Х151 сделан из смесевого твёрдого горючего типа ДАП-15В (окислитель - перхлорат аммония, связывающее - каучук, горючее - дюралевый порошок), представляет собой цилиндрический моноблок, главная часть наружной поверхности которого покрыта бронировкой. Во время работы мотора заряд пылает как по поверхности внутреннего канала, так и по фронтальному и заднему торцам, имеющим кольцевые проточки, и по небронированной наружной поверхности, что позволяет обеспечить практически постоянную площадь горения в течение всего времени работы двигательной установки. В камере сжигания заряд закреплён с помощью узла крепления (из покрытого резиной текстолита и железного кольца), зажатого с одной стороны меж шпангоутом заднего днища и корпуса двигательной установки, а с другой стороны прикреплённого к кольцевой выточке заряда. Такая конструкция узла крепления предутверждает протекание газов в область хвостового отсека, сразу позволяя сформировать в кольцевом зазоре (меж зарядом и корпусом) относительно прохладную застойную зону, противодействующую прогоранию стен камеры сжигания и сразу компенсирующую внутреннее давление на топливный заряд. По сопоставлению с ракетой 9М79, на движке ракеты 9М79-1 было поновой спроектировано сопло и применен другой топливный заряд. Хвостовой отсек - конической формы, имеет продольные рёбра жёсткости, сделан из дюралевого сплава и является обтекателем соплового блока двигательной установки. Также в корпусе хвостового отсека размещены турбогенераторный источник питания вкупе с исполнительными органами системы управления, а на задней части корпуса хвостового отделения размещены 4 узла крепления решётчатых аэродинамических и газоструйных рулей. В нижней части хвостового отделения установлен сенсор схода. На высшей части корпуса находятся два лючка для проведения с ракетой регламентных работ, а в нижней части хвостового отделения имеются два отверстия для выхода газов работающего турбогенераторного источника питания. Крестообразное оперение ракеты содержит в себе 4 недвижных крыла (складывающихся в транспортном положении попарно), 4 аэродинамических и 4 газоструйных руля. Главными отличиями новых ракет от первого варианта ракеты 9М79 комплекса «Точка» стали: - на ракете 9М79М появилась возможность использования пассивной головки самонаведения (ГСН) в составе боевой части; - на ракетной части ракеты 9М79Р (комплекс «Точка-Р») употребляется новый набор кабелей и новое ДАВУ 9Б65М. Начиная с 1983 г. все ракеты комплекса «Точка» стали выпускаются с новым комплектом кабелей; - ракета 9М79-1 комплекса «Точка-У» получила модернизированный РДТТ, в каком масса горючего была увеличена на 80 кг, что позволило прирастить дальность стрельбы до 120 км. Не считая в новейшей ракете были перекомпонованы приборный и хвостовой отсеки.

Бортовая система управления ракеты 9М79-1 комплекса «Точка-У»

Ракета имеет автономную инерциальную бортовую систему управления (БСУ) с гиростабилизированной платформой и бортовым цифровым вычислительным комплексом. В БСУ реализован метод терминального наведения на цель, когда попадающая линия движения рассчитывается на всём протяжении полёта и ракета управляется прямо до падения в точку прицеливания. Это отличает «Точку» от более ранешних ракетных комплексов, к примеру 9К72 «Эльбрус», в каком реализован многофункциональный способ наведения - когда управление ракетой заключается в определении момента выключения мотора (обычно по достижении данной величины и направления скорости движения ракеты, так именуемая «функция отсечки тяги по псевдоскорости»), а дальше ракета (либо её головная часть) движется по линии движения свободно брошенного тела. В состав БСУ ракеты 9М79 заходит гиростабилизированная платформа (либо командно-гироскопический устройство), дискретно-аналоговое вычислительное устройство, блок автоматики гидропривода, блок управления и сенсор угловых скоростей и ускорений типа ДУСУ1-30В, расположенные снутри корпуса приборного отсека. Исполнительными органами БСУ являются решётчатые аэродинамические рули, приводимые в действие гидравлическими управляющими машинками. На стартовом участке линии движения, когда скорость ракеты недостаточна для действенного деяния аэродинамических рулей, управление происходит при помощи газоструйных рулей из тугоплавкого вольфрамового сплава, установленных на одном валу с решётчатыми. Снабжение бортовых потребителей электроэнергией осуществляется от турбогенераторного источника питания, приводимого во вращение жарким газом, вырабатываемым блоком газогенераторов. И гидропривод рулей (в составе 4 управляющих машинок и питающей гидравлической установки), и турбогенераторный источник питания (в составе газотурбинного блока и блоков сопротивлений и регуляторов) размещаются в хвостовом отсеке, электронная связь меж устройствами в приборном и хвостовом отсеках осуществляется при помощи комплекта кабелей через кабельные стволы в корпусе ракеты.

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!