Противокорабельный ракетный комплекс П-500 «Базальт» (СССР)
Работы по созданию противокорабельного ракетного комплекса П-500 «Базальт» начаты в 1963 году и завершились принятием на вооружение в 1975 году. Состоит на вооружении ракетных крейсеров пр.1164. На западе ракета получила обозначение SS-N-12 “Sandbox”. По аэродинамической и конструктивно-компоновочной схеме П-500 была подобна П-6, но обладала большей скоростью полета, увеличенной дальностью стрельбы и поболее сильной фугасно-кумулятивной боевой частью, спроектированной в ГСКБ-47. Могла применяться и ядерная боевая часть. Ракета "Базальт" была первой крылатой ракетой морского базирования с высочайшей сверхзвуковой (до 2М) скоростью полета. Это значимым образом сказалось на конструкции. Был разработан подфюзеляжный секторный воздухозаборник с двухскачковым центральным телом. В конструкции ракеты использовались титановые сплавы, владеющие необходимыми прочностными чертами при завышенной температуре. Исследованию конструкции при одновременном воздействии силовых причин нагружения и температурного нагрева было уделено самое пристальное внимание.
Специально для П-500 был сотворен маршевый турбореактивный движок завышенной тяги и экономичности КР-17-300, разработанный в ОКБ-300 ГКАТ. Для ракеты П-500 ЦНИИ "Гранит" разработал систему управления "Аргон", в которую в первый раз врубалась бортовая цифровая вычислительная машина (БЦВМ). На П-500 был сохранен принцип телеуправления, но устанавливалась более нынешняя система управления завышенной помехозащищенности, позволяющая производить целераспределение ракет в залпе и избирательное поражение головных целей из состава атакуемого корабельного соединения. В первый раз на ПКР была применена бортовая станция радиоэлектронного противодействия (активных помех), которая воздействовала на ГСН ЗУР противника и обеспечивала неуязвимость КР в зоне ПВО атакуемого корабля.
Созданная для борьбы с большими корабельными группировками противника П-500 была эффективна только при залповой стрельбе, обеспечивающей ее прорыв через средства ПРО. Залп формировался из 8 ракет с интервалом менее 8 секунд. Ракета имела один большой недочет. Она имела очень форсированный маршевый турбореактивный движок, который перед стартом был должен выводиться на режим воздушным стартером конкретно в пусковой установке методом его раскрутки в течение 20-30 секунд. Старт и разгон ракеты до маршевой скорости осуществлялся 2-мя твердотопливными ускорителями. При залповой стрельбе нужно было запускать сразу маршевые движки всех восьми ракет, находящихся в пусковых установках. При пуске первой ракеты жаркие пороховые газы, попадали на входы воздухопоглотителей работающих маршевых движков ракет. Из-за недочета кислорода и высочайшей температуры газов обороты падали, движки глохли. В первый раз это явление было найдено на подводных лодках пр.651 и 675. с ним не смогли совладать и потому на подводных лодках пр.675, принятых на вооружение, пришлось снять часть пусковых установок, оставив только носовыe и кормовые, удаленные на существенное расстояние друг от друга. Они обеспечивали залп только 4-х ракет. Создатели пусковой установки СМ-241 знали об этом явлении, и, потому, на пусковых установках первого корабля проекта 1143 предусмотрели специальную систему измерений в составе сенсоров давления и температуры в нужных зонах пусковой установки. При первых же бросковых испытаниях на Черном море явление проявилось - при пуске первой ракеты глохли движки оставшихся в ПУ ракет. Только после проведения специальной программки испытаний, был определен порядок запуска ракет в залпе, обеспечивший размеренный залп с интервалом наименее 8 секунд. При всем этом доработки вещественной части не потребовалось, потребовалась только доработка программных средств системы управления.
Источник: dogswar.ru
Возможно интересно:
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.