
Еще одна модернизация РСЗО «Град» была разработана в НПО «Сплав» в 1980-х годах под управлением головного конструктора Г. А. Денежкина. В процессе этой работы была сотворена РСЗО 9К59 «Прима», созданная для подмены дивизионной РСЗО 9К51 «Град». В конце 1980-х годов в 1987 году РСЗО 9К59 «Прима» была принята на вооружение Русской Армии. Но последовавший скоро разрушение СССР и денежные трудности, постигшие прямо за этим оборонный комплекс Рф, привели к приостановке закупок вооружений в стране. РСЗО 9К59 «Прима» фактически так и не стала выполняться серийно и поставляться в войска. Потому в первой половине 90-х годов прошедшего столетия создатели предложили вновь модернизировать систему «Град», временно отказавшись от производства РСЗО 9К59 «Прима».
РСЗО 9К59 «Прима» создана для поражения живой силы и небронированной боевой техники, инженерных сооружений и других целей на огромных площадях с высочайшей точностью, также для удаленного минирования местности в наиблежайшей тактической глубине. Одним из главных различий новейшей РСЗО 9К59 «Прима» было введение в ее состав новейшей боевой машины 9А51, которая имела 50 направляющих для реактивных снарядов, что на 10 больше, чем в традиционном «Граде». Также для системы 9К59 «Прима» в НПО «Сплав» были разработаны новые типы реактивных снарядов, владеющие большей продуктивностью. В состав РСЗО 9К59 «Прима» входят: боевая машина 9А51, транспортно-заряжающая машина 9Т232М, 122-мм реактивные снаряды типа 9М53 различного предназначения, 122-мм реактивный дымокурящий снаряд 9М43. Реактивные снаряды типа 9М53 имеют огромную длину, чем штатные снаряды РСЗО «Град», потому направляющие пусковые трубы БМ на 200 мм длиннее подобных БМ-21 системы «Град».

Боевая машина 9А59 сотворена в свердловском ГКБ компрессорного машиностроения Минавиапрома (под управлением головного конструктора А.И. Яскина и представляет собой самоходную пусковую установку, состоящую из артиллерийской части и авто шасси высочайшей проходимости Урал-4320 с колесной формулой 6х6. Базу артиллерийской части боевой машины составляет пакет из 50 трубчатых направляющих. Машина оборудована системой удаленного ввода команд во взрыватели разных типов. Поворотный станок с пакетом из направляющих может наводиться в горизонтальной плоскости без перестановки шасси в спектре углов от -60° до +60°, а в вертикальной - до +55°. В задней части платформы находятся два амортизатора, для поглощения отдачи при ведении огня. Стрельба может вестись как из кабины, так и с выносного пульта.
Главными элементами РСЗО 9К59 «Прима» являются 122-мм неуправляемые реактивные снаряды 9М53Ф с отделяющейся осколочно-фугасной головной частью и 9М53К с кассетной боевой частью сделанные в НПО «Сплав». Реактивные снаряды имеют твердотопливный ракетный движок на баллиститном горючем. Для запуска ракет использована двухпроводная схема возгорания. Высочайшая продуктивность осколочного поражения целей, используемых в РСЗО 9К59 «Прима» реактивных снарядов типа 9М53Ф, получается из-за отделения боевой части на линии движения и спускаемой на парашюте боевой части и подхода ее к цели под углом 85-90 градусов, также использования в ней блока готовых осколков 2-ух фракций, сведенных в блоки. Всего в боевой части реактивного снаряда 9М53Ф находится 2450 готовых осколков.

Ввод команд на время отделения головной части осуществляется удаленно из кабины боевой машины. РСЗО 9К59 «Прима» оснащалась разработанной ленинградским НИИ «Поиск» (сейчас АО «Научно-производственное объединение «Поиск») аппаратурой удаленной установки (АДУ) 9П612, служащей для выработки в данной временной последовательности и передачи по проводной полосы связи через гальванический контакт на взрыватель ракеты управляющих команд для задействования термического источника тока и введения требуемой установки времени удаленного деяния. Фугасное действие реактивных снарядов обеспечивается без отделения боевой части. Подрыв боевой части осуществляется после встречи с преградой с замедлением. Для увеличения кучности и точности стрельбы в системе использован переменный темп стрельбы.
Транспортно-заряжающая машина 9Т232М РСЗО 9К59 «Прима» сотворена в ГСК компрессорного машиностроения. Она смонтирована на том же колесном шасси высочайшей проходимости Урал-4320, что и боевая машина 9А51. Заряжание боевой машины осуществляется особыми средствами транспортно-заряжающей машины 9Т232М. В отличие от РСЗО «Град», где заряжание делается вручную, в системе «Прима» использовано автоматическое заряжание, что обеспечивает перезаряжание пакета из 50 направляющих всего за 10 минут. Транспортно-заряжающая машина 9Т232М в составе РСЗО 9К59 «Прима» была принята на вооружение в 1987 г. Как проявили тесты для выполнения одной поставленной огневой задачки с внедрением РСЗО «Прима» требуется от 5 до 19 раз меньше боевых машин по сопоставлению с системой «Град». Одна боевая машина 9А59 залпом из 50 ракет, произведенным в течение 30 секунд, способна поражать цели противника на площади 19 гектар, когда боевая машина РСЗО «Град» лишь на площади 3,5 гектара.
Технические свойства РСЗО 9К59 «Прима»
Шасси Урал-4320
Колёсная формула 6х6
Расчёт БМ 3 чел.
Масса в боевом положении 13 845 кг
Длина в походном положении 7349 мм
Ширина в походном положении 2430 мм
Высота в походном положении 2680 мм
Клиренс 400 мм
Калибр 122,4 мм
Длина ствола 3200 мм
Количество направляющих 50
Дальность стрельбы малая 5000 м
Дальность стрельбы наибольшая 20400 м
Площадь поражения 190000 м²
Наибольший угол возвышения 55°
Время залпа 30 с
Тип мотора КамАЗ-740
Мощность мотора 210 л. с.
Наибольшая скорость по шоссе 85 км/ч
Припас хода по шоссе 1040 км
Источник: dogswar.ru