Подводная лодка проекта 637 (СССР)

В 1954-1955 годах на базе проекта А615 был выполнен технический проект опытнейшей подводной лодки с «единым» движком, работавшим на продукте Б-2 (проект 637). Вооружение, средства навигации и связи, машинная установка были оставлены по пр.А615. В части размещения оборудования проект 637 отличался от проекта А615 только IV отсеком, в каком находился продукт Б-2 и оборудование для регенерации отработанных газов дизелей. В других отсеках конфигурации были очень малозначительны. Для хранения технической надперекиси натрия побортно устанавливались четыре пары бункеров; в нижней части располагались реакторные устройства, в которые подавалась морская вода. Под воздействием морской воды техно надперекись натрия распадалась, образуя газообразный кислород и раствор щелочи. Предусматривалась одновременная работа 2-ух бункеров по одному с каждого борта. Забортная вода для разложения продукта подавалась от судовой магистрали остывания теплообменников. От этой же магистрали подавалась вода и на замещение израсходованного продукта.
После полного израсходованная продукта работавшая пара бункеров отключалась и подключалась последующая пара. Освобожденные от одного продукта бункера использовались для замещения веса используемого продукта. При всем этом, пока не был вполне израсходован единый продукт из первой пары бункеров, вода замещения принималась в уравнительную цистерну. Раствор щелочи и газообразный кислород от каждого бункера выводились через разобщительный клапан в общую магистраль и направлялись поначалу в разделитель, в каком отделялся кислород, а потом в абсорбер, где происходило поглощение углекислого газа веществом щелочи. Из распределителя выделившийся кислород направлялся в промывочную камеру, где он добавлялся к отработанным газам дизеля. Не считая того, высшая часть бункеров была связана трубопроводом с кислородной магистралью, идущей от разделителя к промывочной камере, при помощи которого отводился кислород, накапливающийся в высшей части бункеров, и уравнивалось давление меж бункерами.
Подача забортной воды на разложение продукта Б-2, также для его замещения регулировалась автоматом зависимо от количества подаваемого на движок горючего. Автоматическое устройство имело отдельный гидравлический привод, питающийся от специального масляного насоса. Выхлопные газы от движков после остывания подавались в абсорберы. Проходя по зазорам меж пластинами абсорбера, в итоге соприкосновения по различной поверхности с пленкой щелочи (образующейся на пластинках, орошаемых форсунками), выхлопные газы очищались от углекислого газа и поступали по общему каналу в промывочную камеру. В промывочной камере, куда подавалась забортная вода, выхлопные газы очищались от частиц щелочи, уносимых газом из абсорберов вкупе с капельной влагой, и перемешивались с кислородом.
Из промывочной камеры обогащенная кислородом газовая смесь направлялась в конденсатор для остывания и потом поступала в сепаратор, где происходило отделение капельной воды. Из сепаратора выхлопные газы направлялись по газопроводу в машинные выгородки на всасывание к движкам. Сконденсированная вода из конденсатора и отработанная щелочь из абсорберов стекали в надлежащие сливные цистерны, откуда насосами откачивались за борт. В системе откачки щелочи был предусмотрен перепускной трубопровод с автоматическим перепускным клапаном для поддержания неизменного уровня жидкости в сливной цистерне, что защищало от прорыва газа из абсорбера в насосную линию. В процессе отработки отдельных устройств и устройств, связанных с внедрением одного продукта, в технический проект корабля вносилось много конфигураций, прямо до роста длины крепкого корпуса в районе IV отсека на 3 шпации (1.5 метра). Была предусмотрена система регенерации воздуха в отсеках для повторяющегося удаления ядовитых примесей, проникающих в эти отсеки, также для чистки воздуха герметизированных машинных выгородок.
Опытнейшая ПЛ пр.637 имела существенное преимущество перед ПЛ пр.А615 в дальности плавания полным подводным ходом (на 30%). С уменьшением скорости хода это преимущество уменьшалось в связи с огромным относительным расходом мощи на работу вспомогательных устройств, а при плавании экономическим подводным ходом дальность плавания была меньше, чем ПЛ пр.А615. Другое принципиальное преимущество пр.637 состояло в том, что дальность плавания подводным ходом не была связана с течением времени хранения продукта Б-2.
Приобретенные в техническом проекте данные энергетической установки подтверждались исследовательскими работами абсорберов, сделанных Ленинградским технологическим институтом им. Ленсовета, также испытаниями натурной конструкции бункера с реакторным устройством на щите ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова, где была определена зависимость меж расходом воды на разложение продукта Б-2 и выходом кислорода и раствора щелочи переменной концентрации. На Северном флоте на одной из ПЛ IХ-бис серии была проведена проверка следа лодки при выбрасывании товаров реакции за борт, давшая положительные результаты. Вкупе с тем в техническом проекте 637 не отыскал разрешения ряд принципных вопросов, связанных с надежностью работы машинной установки. Потому было решено переоборудовать одну из недостроенных ПЛ пр. А615 - «М-361» (зав, №817) под пр.637 и сразу на щитах ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова испытать абсорбер, конденсатор, промывочную камеру и сепаратор при работе их с выхлопом в атмосферу с целью подготовительного определения работоспособности этих аппаратов и их черт. Переоборудование ПЛ «М-361» на заводе №194 выполнялось в течение 1958-1959 годов. Лодка была разрезана по IV отсеку и делалась вставка по крепкому и легкому корпусам. 30 июля 1959 года «М-361» была спущена на воду.
Но «М-361» так и не была достроена по пр.637. В мае 1960 года ГУК ВМФ предложил закончить все работы, связанные с проектом 637, невзирая на то, что выполненный скоп задач по кораблю составлял к этому времени около 95%. Следует считать, что известную роль в решении о прекращении строительства ПЛ пр.637 сыграло то событие, что к этому времени уже была построена и испытана 1-ая российская атомная ПЛ пр.627, в связи с чем снизился энтузиазм к ПЛ с «единым» движком. В предстоящем недостроенная ПЛ «М-361» была перевезена на местность высшего Военно-морского инженерного училища в г. Пушкине. Для перевозки с нее была снята часть устройств, систем и устройств, связанных с единым продуктом, также часть вооружения и корпусных конструкций. После чего она была разрезана на две части, которые после перевозки на местность училища были состыкованы, и лодка в таком виде была установлена на железобетонных опорах и использовалась для учебных целей. Проект 637 разрабатывался в группе головного конструктора А.С.Кассациера, строителем корабля был М.И.Островский.
Тактико-технические свойства подводной лодки проекта 637 Водоизмещение обычное, м 425 Длина большая, м 58,2 Ширина большая, м 4,46 Осадка средняя (с килем), м 3,45 Глубина погружения предельная, м 120 Глубина погружения рабочая, м 100 Команда, чел. 33 Автономность, сут. 10 Большая надводная скорость, уз. 16,0 Большая подводная скорость, уз. 15,0 Дальность плавания ею, мили 80 Дальность плавания экономической подводной скоростью 3,5 узла под средним движком, мили 350
Припасы Горючего, т 24,1 Одного продукта Б-2 в бункерах при насыпном весе 1,15 т/м, т 20,0
Источник: dogswar.ru
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.