ArtGuns » Военная авиация » Стратегический бомбардировщик М-4 (103М) (СССР)

Стратегический бомбардировщик М-4 (103М) (СССР)

01 апрель 2025, Вторник
2
0
Первым серийным межконтинентальным носителем ядерного орудия посреди реактивных самолетов стал русский тяжкий бомбовоз М-4 (103М), опередивший B-52, невзирая на то, что америкосы приступили к созданию собственной машины изрядно ранее. С возникновением в США далекого бомбовоза B-47 в СССР появилась острая необходимость в разработке самолётов подобного класса. Конструктор В.М.Мясишев, подал в правительство научно обоснованное предложение о разработке стратегического бомбовоза с дальностью полёта 11000-12000 км. 24 марта 1951 г. вышло постановление правительства, а через два денька — приказ МАП об организации ОКБ-23 на базе завода №23 в Филях. Для определения вида самолёта прорабатывались несколько вариантов. В трубах ЦАГИ за четыре месяца было продуто огромное количество моделей различной сборки. Но основная схема была определена: самолёт обычной схемы со стреловидным крылом, стреловидным оперением, велосипедным шасси и 4-мя ТРД.

По примеру успешной сборки самолета Ту-16, главный проектировщик ОКБ-23 Л.Л.Селяков предложил использовать схожее размещение движков в корне крыла. Это отдало возможность выполнить сопряжение крыла и фюзеляжа более плавненько, выходные газовые струи при всем этом были «размыты» в более узенькие пучки, чем струи одиночных ТРД на бомбовозе А.Н.Туполева. Лишенное пилонов с гондолами ТРД, крыло стало аэродинамически незапятнанным. Оставались только обтекатели вспомогательных опор шасси, они снижали сопротивление крыла, работая как концевые шайбы. Особенный энтузиазм вызывает принятый вариант шасси велосипедной схемы с боковыми стойками на концах крыла. Главные опоры шасси располагались приблизительно на равном расстоянии от центра тяжести самолёта. Передняя «вздыбливающаяся» четырехколесная телега шасси в конце разбега поворачивалась в плоскости симметрии самолёта, нос машины приподнимался и угол атаки увеличивался. На исходном шаге тесты первого лётного эталона шасси с механизмом «вздыбливания» еще не стояло. Экипаж самолёта состоял из восьми человек и размещался в 2-ух гермокабинах.

Самолёт М-4 (103М) - цельнометаллический моноплан традиционной схемы с высокорасположенным стреловидным крылом. Наибольшее аэродинамическое качество самолета - 17,45. Фюзеляж - полумонокок круглого сечения поперечником 3,5 м и длиной 45,6 м технологически делился на носовую часть с фронтальной гермокабиной, среднюю часть, включавшую центроплан крыла, хвостовую часть и кормовою кабину. В фронтальной гермокабине располагался экипаж, главное пилотажно-навигационное оборудование и приборы управления вооружением. В средней части фюзеляжа находились: бомбоотсек, ниши уборки главных опор шасси, верхняя и нижняя стрелковые установки, контейнер спасательных лодок, кислородное, противопожарное и другое оборудование. Лючки под бомбовое вооружение и шасси усиливались продольными бимсами. В отсеках шасси, центроплане и под ним располагались 14 мягеньких топливных баков, в бомбоотсеке была предусмотрена возможность размещения 2-ух доп навесных баков. В хвостовой части фюзеляжа размещены 6 мягеньких топливных баков, снарядные ящики кормовой пушечной установки, фотооборудование, отсек сигнальных средств,тормозной парашют и аппаратура постановки помех. В кормовой гермокабине находился кормовой стрелок, управлявший хвостовой пушечной установкой. Все члены экипажа в аварийных ситуациях катапультировались вниз.

Крыло - свободнонесущей кессонной конструкции с углом стреловидности по полосы фокусов 35°. Угол установки крыла 2,5° (в корневом сечении), угол поперечной V-образности 1°50'. Крыло технологически делилось на центроплан, составлявший единое целое со средней частью фюзеляжа, корневые части, в каких располагалась силовая установка, и две отъемные концевые части. Главным силовым элементом крыла был кессон, образованный фронтальным и задним лонжеронами, нервюрами и силовыми панелями пошивки со стрингерным набором. Носки крыла съемные, и под ними проходил жаркий воздух противо-обледенительной системы. Концевые обтекатели крыльевых опор шасси сразу были противофлат-терными грузами. Снутри кессона крыла располагались мягенькие топливные баки. Настоящая предполетная заправка горючего в баки самолёта ограничивалась 123600 л. Механизация крыла состояла из посадочных щитков под мотогондолами и выдвижных закрылков типа ЦАГИ. Элероны двухсекционные с внутренней весовой и аэродинамической компенсацией. Внутренние секции элеронов имели триммеры. Хвостовое оперение — однокилевое, стреловидное, кессонной конструкции. Горизонтальное оперение с рулем высоты имело угол поперечной V-образности 10° и стреловидность по полосы фокусов 33,5°. Стабилизатор состоял из 2-ух половин, состыкованных по оси самолета. Вертикальное оперение - киль стреловидностью 35° по полосы фокусов и руль высоты.

В бомбоотсеке самолёта М-4 (103М) предполагалось располагать до 2-ух бомб калибра 9000 кг (реально устанавливалась только одна), 3-х бомб калибра 6000 кг (на практике устанавливалось только две) либо любые свободнопадающие бомбы калибра 250 кг и поболее суммарной массой до 24000 кг. Система пушечного вооружения СПВ-25 самолёта спроектирована КБ МАЗ "Дзержинец". 6 пушек АМ-23 (НР-23) в 3-х башенных установках с удаленным управлением: верхняя - ДБ-33А, нижняя - ДБ-34А, кормовая - ДБ-35А наводились командиром огневых установок и кормовым стрелком с внедрением радиолокационного, телевизионного либо оптического прицелов. Пушки верхней башни ДБ-33 и нижней - ДБ-34 имели боекомплект по 250 снарядов на ствол, хвостовой установки ДБ-35 - по 500 снарядов на ствол.

Шасси - велосипедной схемы, состояло из 2-ух основных четырехколесных тележек и двухколесных свободно-ориентирующихся крыльевых опор. Для маневрирования при движении на земле передняя пара колес фронтальной телеги могла поворачиваться на углы 4° при помощи гидравлической управляющий машины, телега допускала разворот на углы до 27° в обе стороны. Передняя телега была вооружена механизмом "вздыбливания" для роста угла атаки самолета при достижении скорости отрыва при разбеге по ВПП. Колеса задней телеги имели тормоза. Подкрыльные опоры шасси самоориентирующиеся. Все стойки шасси убирались вперед, против полета. Из-за ограничений по прочности шасси при поиске вероятных путей роста взлетной массы бомбовоза рассматривался вариант с установкой 2-ух сбрасываемых (на парашютах) четырехколесных опор под крылом за движками. Основная и крыльевые стойки шасси в данном случае находились в убранном положении и должны были употребляться только при посадке.

На шаге эскизного проекта для обеспечения взлета самолета массой 183000 кг со взлетной полосы длиной около 2000 м были разработаны стартовые ускорители "СУМ" с ЖРД, но ускорители, выпущенные заводом №41, не прошли испытаний из-за конструктивных изъянов. Для сокращения пробега на самолете использовалась трехкупольная парашютная тормозная система. Парашюты выпускались в момент касания колесами земли.

Постройка опытнейшей машины закончилась осенью 1952 г. 1-ый полёт самолёт, которому присвоили заглавие М-4 (103М), сделал 20 января 1953 г. с экипажем во главе с лётчиком-испытателем Ф.Ф.Опадчим. 1 мая самолёт учавствовал в воздушном параде над Красноватой площадью. Если по большинству данных самолёт соответствовал техническому заданию, то по главному параметру — наибольшей дальности — не удовлетворял. Для роста дальности полёта было решено установить систему дозаправки топливом в полёте. Во время тесты М-4 с 2-мя дозаправками в воздухе самолёт пропархал 14 500 км. Еще до конца испытаний самолёт М-4 был рекомендован для серийного производства на заводе №23.

Всего было выстроено 116 серийных бомбардировщиков М-4 и 3М, из которых часть была переделана в самолёты-заправщики. Последний полёт самолёты 3М сделали 23 марта 1994 г. с аэродрома г. Энгельс. В августе 1997 г. все самолёты были сняты и разделаны на металлолом. На воздушных судах М-4 и 3М было установлено несколько глобальных рекордов. С грузом в 25 000 кг была достигнута скорость 1028,644 км/ч. На высоту 13 131м был поднят груз 55 220 кг. Для ФАИ самолёты именовались «103М» и «201М».

Тактико-технические свойства бомбовоза М-4 (103М) Размах крыльев, м   50.53 Длина, м   48.70 Высота, м   14.10 Площадь крыла, м2   326.35 Масса, кг - пустого самолета   79700 - обычная взлетная   13850 - наибольшая взлетная   181500 Тип двигателя   4 ТРД АМ-3А Тяга, кгс   4 х 8750 Наибольшая скорость, км/ч   947 Практическая дальность, км   8100 Боевой радиус деяния, км   5600 Практический потолок, м   11000 Макс. эксплуатационная перегрузка   2 Экипаж, чел   8 Вооружение:   девять 23-мм пушек НР-23 либо 6 23-мм пушек АМ-23 в 3-х башенных установках с удаленным управлением (боекомплект верхней и нижней установок по 1100 снарядов, кормовой - 2000 снарядов) Боевая нагрузка - 9000 кг обычная, 24000 кг наибольшая. Ядерные и обыденные бомбы во внутренней подвеске либо 4 ракеты большой дальности на внешней подвеске.

Источник: dogswar.ru

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!