ArtGuns » Оружейная экзотика » Опытный штурмовик FFA P-16 (Швейцария)

Опытный штурмовик FFA P-16 (Швейцария)

04 июль 2025, Пятница
1
0
В 1948 году штаб ВВС Швейцарии подготовил техзадание на перехватчик/штурмовик. Договоры на постройку прототипов были подписаны с 2-мя компаниями: FFA и EFW. Последняя представила на тендер проект EFW N-20, а FFA - проект одноместного реактивного самолета с прямым крылом - его 1-ый макет FFA P-16-01 поднялся в небо 25 апреля 1955 года, он комплектовался турбореактивным движком с осевым компрессором Armstrong Siddeley Sapphire тягой 35,58 кН. Разработка EFW N-20 была прекращена в 1953 году, так что FFA P-16 стал единственным участником конкурса, требования которого были очень жесткими - высочайшая скорость, укороченные взлет и посадка для обеспечения эксплуатации с расположенных в горной местности аэродромов и грунтовых ВПП, также не плохая маневренность и высочайшая исходная скороподъемность.

В действительности разбег у FFA P-16 составлял 488 м, а пробег с тормозным парашютом - наименее 305 м. Отличные летные свойства самолёта были получены и благодаря очень крепкому узкому крылу малого удлинения, снаряженному предкрылками и закрылками. Отличительной особенностью самолёта были несъемные топливные баки, расположенные на законцовках крыла, а для использования самолета с грунтового покрытия на все стойки шасси были установлены спаренные колеса. В период с 28 февраля по 12 марта 1956 года самолёт FFA P-16 проходил оценочные тесты в швейцарских ВВС, но их результаты оказались не особо обнадеживающими. Вобщем, работы по программке длилось, но во время 22-го испытательного полета макет разбился, причина - отказ мотора, вызванный разрывом в топливной системе. Пилот успел катапультироваться за несколько секунд до того, как машина свалилась в Боденское озеро. После чего была начата работа над вторым макетом - FFA P-16-02 поднялся в воздух 16 июня 1956 года, а 15 августа 1956 года во время 18-го полета он 1-ый раз превысил скорость звука в пикировании. Проводились также на нем тесты и вооружения. 3-ий самолет, FFA P-16-03, снаряженный более массивным движком Sapphire Sa.7 тягой 48,92 кН, сделал 1-ый полет 4 апреля 1957 года.

В итоге улучшения лётных черт швейцарское правительство в марте 1958 года все таки заказало 100 таких самолётов, получивших обозначение FFA P-16 Mk III, но неделю спустя самолёт P-16-03 разбился - также упав в Боденское озеро, пилот вновь удачно катапультировался. Сейчас предпосылкой, по воззрению швейцарской группы профессионалов, стал отказ гидравлической системы управления во время захода на посадку на малой высоте. Серийный заказ был немедля приостановлен, а спустя два месяца и совсем отменен. Представители швейцарского правительства считали, что гидравлическая система недоработана и требуется провести полную переработку машины, что востребует вложения значимого объема доп средств и сорвет сроки реализации программки. Но спецы FFA и специалисты из Царского авиационного НИЦ Англии в Фарнборо в процессе расследования установили, что система удовлетворяла конструкторским требованиям Англии и опровергли тем мировоззрение швейцарской официальной группы расследования обстоятельств катастрофы, чьи заключения и послужили предпосылкой отмены заказа. Компания FFA занесла относительно малозначительные конфигурации в гидравлическую систему самолёта и по своей инициативе выстроила еще два самолёта: P-16-04, совершивший 1-ый полет 8 июля 1959 года, и P-16-05, поднявшийся в небо в марте 1960 года. Но заказ все таки не был возобновлен.

В 1965 году появилась информация, что компании "General Electric" и FFA сотрудничают в области разработки дозвукового штурмовика, который получил обозначение AJ-7, а его конструкция базирована на самолёте FFA P-16. Но ничего из этого проекта на практике не вышло. Считается, что самолёты P-16-04 и P-16-05 до сего времени есть (самолёт P-16-02 был утилизирован). Следует также отметить, что конструкция крыла FFA P-16 пережила собственного "владельца" - она продолжает употребляться в отлично известном самолете Gates Learjet: дело в том, что в 1960 году Уильям П. Лир сделал компанию "Swiss American Aviation Corporation" для выпуска скоростного двухдвигательного бизнес-джета, сначало обозначенного SAAC-23, но потом - Lear Jet 23. Планировалось выстроить на заводе компании FFA в Альтенрхейме два макета при участии субподрядчиков из разных государств Европы, но швейцарская сторона подвела, и в конечном итоге "Lear Jet Corporation" была учреждена в Уичите, штат Канзас.

Тактико-технические свойства FFA P-16 Экипаж, чел   1 Размах крыла, м   11.14 Длина самолета,м   14.30 Высота самолета,м   4 .25 Площадь крыла,м2   30.01 Масса, кг - пустого самолета   7040 - наибольшая взлетная   11720 Тип двигателя   1 ТРД Armstrong Siddeley Sapphire ASSa 7 Тяга, кгс   1 х 4990 Наибольшая скорость, км/ч   1120 Крейсерская скорость, км/ч   946 Практическая дальность, км   1447 Боевая дальность деяния с ПТБ, км   998 Практический потолок, м   14000 Вооружение:   две 30-мм пушки Hispano-Suiza HS825, расположенные в носовой части боевая нагрузка - 2587 кг : до 4 500 кг бомб на бомбодержателях под крыльями, либо ракеты на креплениях и скорострельная пусковая установка для 44х 68 мм НУР, установленная в фюзеляже.

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!