Экспериментальный самолёт SNECMA C.450 Coleoptere (Франция)

Подчеркивалось, что предлагаемые проекты колеоптеров являются развитием исследовательских и проектных работ, производившихся во время 2-ой мировой войны в Германии, где был разработан ряд уникальных проектов СВВП, в том числе и с кольцевым крылом. Для исследования работы систем управления ТРД при вертикальном положении был построен и испытан на привязи сначала беспилотный летающий щит с ТРД SNECMA «Atar», получивший обозначение и заглавие SNECMA C.400-P1 «Atar Volant» (летающий Атар), а потом на привязи и в свободном полете пилотируемый щит SNECMA C.400-P1. Тесты щитов проводились в течение 3-х лет с 1955 по 1958 г.
![]() |
![]() |

Экспериментальный СВВП SNECMA C.450 Coleoptere с кольцевым крылом разрабатывался компанией «SNECMA» по исследовательской программке поначалу на личные средст компании, а потом в согласовании с договором, заключенным с министерством обороны ФРГ. СВВП SNECMA C.450 Coleoptere имел силовую установку и системы, прошедшие тесты на летающем щите C.400-P2 «Atar Volant». Постройка экспериментального C.450 Coleoptere была завершена в конце 1958 г., и он начал проходить наземные тесты на аэродроме компании в Мельн Виларош, а потом полеты сначала на режиме висения (1-ый свободный полет был совершен б мая 1958 г.), а позднее с переходом к горизонтальному полету. Летчик-испытатель Август Морель. Во время 1-го из таких полетов 25 июля 1958 г. самолёт растерял управление на высоте 75 м, разбился и сгорел, летчик успел катапультироваться на высоте 18 – 22 м, но в итоге плохого приземления повредил позвоночник.
При расследовании трагедии было установлено, что аэродинамика кольцевого крыла и система струйного управления, являющиеся особенностями СВВП C.450 Coleoptere, не были ее предпосылкой, но все же компания «SNECMA» не отважилась продолжать программку разработки этого очевидно принципиального проекта, хотя к этому времени компанией был разработан ряд уникальных проектов боевых реактивных СВВП с кольцевым крылом (штурмовика и сверхзвукового истребителя-перехватчика), также проект пассажирского СВВП с ТВД и соосными воздушными винтами.

В проекте дозвукового штурмовика «Бруш» предусматривалось лежачее размещение летчика в кабине. Взлет и посадка обоих самолётов должны выполняться при вертикальном положении фюзеляжа с внедрением ТРД, снабженного газовыми рулями. В проекте сверхзвукового истребителя-перехватчика кольцевое крыло является наружным контуром прямоточного мотора, создающего тягу при огромных сверхзвуковых скоростях полета (М = 2,5), когда ТРД становится неэкономичным и отключается, Был разработан также ряд проектов других боевых самолётов с дозвуковой скоростью, в каких предполагалось использовать в качестве силовой установки соосные воздушные винты в кольцевом крыле, отлично работающие не только лишь при вертикальном взлете и посадке, да и в горизонтальном полете. Соосные воздушные винты предлагалось использовать также в проекте многоцелевого СВВП «Ганнетон» с 2-мя ТВД. Для удобства размещения летчика и пассажиров кресла предполагалось выполнить поворачивающимися.
Особенностью конструкции SNECMA C.450 Coleoptere является вертикальное положение и размещение фюзеляжа при взлете и посадке в кольцевом крыле, самолет обеспечен одним ТРД и 4 – опорным шасси, конструкция планера сделана компанией «Норд». Фюзеляж цельнометаллический маленького удлинения, имеет круглое сечение в зоне сопряжения с крылом. В носовой части расположена одноместная кабина летчика с выступающим фонарем и боковым остеклением для улучшения обзора. В кабине установлено катапультное кресло CkaSE.120B, которое может отклоняться на 45° при изменении положения фюзеляжа. Кресло обеспечивает катапультирование на режиме висения у земли.

Крыло кольцевое, сделано из легких сплавов, имеет каркасную конструкцию, подкрепляющую внешнюю и внутреннюю обшивки, наружный поперечник крыла 3,2 м, внутренний – 2,84 м, хорда крыла 3 м, относительная толщина профиля крыла 12%. Крыло не имеет механизации. Оперение состоит из 4 крестообразно расположенных в хвостовой части крыла треугольных поверхностей, снабженных аэродинамическими рулями и обеспечивающих управление в горизонтальном полете. Снутри кольцевого крыла наружные поверхности управления сопрягаются с 4-мя профилированными стреловидными поверхностями, соединенными с фюзеляжем. Шасси четырехопорное неубирающееся, установлено на крыле в корневых частях поверхностей оперения. Стойки с масляно-воздушными амортизаторами имеют большой ход и снабжены самоориентирующимися колесами со сплошными резиновыми шинами.
Силовая установка состоит из 1-го ТРД SNECMA «Atar» 101Е со статической тягой 3700 кгс, установленного в фюзеляже. Воздухопоглотители боковые, нерегулируемые, сопло снабжено газовыми рулями. Отбираемый от компрессора ТРД сжатый воздух по каналам в профилированных поверхностях снутри крыла направляется в сопла струйной системы управления. Система управления состоит из аэродинамических рулей для управления в горизонтальном полете и газовых и струйных рулей для управления на вертикальных режимах полета. Эксплуатация SNECMA C.450 Coleoptere должна была обеспечиваться при помощи специальной телеги с наклоняющейся рампой. Для транспортировки SNECMA C.450 Coleoptere устанавливался на телеге в горизонтальном положении на опорах, для взлета рампа устанавливалась в вертикальном положении.
Свойства самолёта SNECMA C.450 Coleoptere Размеры: размах крыла (с оперением) 4,51 м длина самолета 8,02 м Движок 1 ТРД SNECMA «Атар» 101EV взлетная тяга 3700 кгс Массы и нагрузки: взлетная 3000 кг горючего 700 кг Летные данные: наибольшая скорость 800 км/ч наибольшая скороподъемность 130 м/с практический потолок 1500 м длительность полета 0,45 ч
Источник: dogswar.ru
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.