
Турецким военно-политическим управлением страны поставлена очень принципиальная задачка сделать собственный государственный истребитель, способный делать боевые задачки вместе с F-35 либо заместо него. Разработка самолета, известного как TF-X и под турецким обозначением MMU (Milli Muharip Ucak - «национальный самолет-истребитель»), стартовала в 2010 г. Турецкие власти считают, что программка должна послужить толчком для развития не только лишь авиационной, да и смежных отраслей индустрии: радиоэлектроники и авионики, материаловедения, организации нынешнего сборочного производства.
Планируется, что предполагаемые к закупке 100 самолетов F-35A сначала поменяют в турецких ВВС устаревшие истребители F-4E-2020 Terminator (на конец прошедшего года в строю оставалось еше 49 самолетов) и часть F-16C/D (всего тут имеется 245 таких истребителей разных серий), а на рубеже 2030 г. на замену оставшимся F-16 начнут поступать TF-X. Согласно жизнеутверждающим планам, турецкие ВВС могут закупить до 150 многообещающих истребителей, которые будут оставаться на вооружение как минимум до 2070 г. Рассматриваются и экспортные перспективы: при понижении в будушем толики в TF-X американских компонент, на него не будут распространяться экспортные ограничения США ITAR, а беря во внимание, что многие страны не имеют доступа к американской боевой авиационной технике по политическим мотивам, это может дать ему шанс на конкретное место на мировом рынке.
Программка TF-X официально стартовала в декабре 2010 г. после выхода соответственного решения Исполнительного комитета оборонной индустрии Турции DIEC (Defense Industry Executive Committee). В августе 2013 г. Подсекретариатом оборонной индустрии Турции SMM - правительственным агентством, занимающимся оборонным заказом, - компании TAI был выдан договор на разработку концепции и аванпроекта самолета. Работы начались в сентябре 2011 г. и продлились два года. Большую помощь турецкой компании на данном шаге оказала шведская Saab Group.

На базе тактико-технического задания турецких ВВС и с учетом способностей местной авиационной индустрии подверглись рассмотрению три варианта одноместного самолета, которые были в первый раз представлены на выставке IDEF в Стамбуле в 2013 г. Два из них - двухдвигательный FX-1 и однодвигательный FX-5 производились по классической аэродинамической схеме, напоминая F-22 и F-35, а 3-ий (FX-6) - по схеме «утка» с широким треугольным крылом. Обводы их фюзеляжей должны были содействовать понижению ЭПР, предусматривались внутренние отсеки вооружения, применение новой авионики, РЛС с АФАР и других соответствующих особенностей истребителей 5-ого поколения. Наибольшая взлетная масса однодвигательных FX-5 и FX-6 оценивалась в 23-27 т, двухдвигательного FX-1 -в 27 - 32 т. У последнего предусматривалось наличие 2-ух внутренних отсеков вооружения: фронтальный, меж воздухопоглотителями, вмещал пару ракет «воздух-воздух» малой дальности, а 2-ой, расположенный перед движками, - четыре ракеты класса AIM-120 AMRAAM.
После рассмотрения SSM сначала 2014 г представленных аванпроектов программка несколько затормозилась, но сначала 2015 г. получила «зеленый свет» от Министерства обороны на начало эскизного проектирования. Близко к реальности оценивая уровень государственной авиационной науки и промышленной базы, в Турции не делали секрета из того, что без вербования опытнейшего забугорного напарника не обойтись. В марте 2015 г. SMM разослал запросы на информацию (RFI) 9 забугорным компаниям, в т.ч. ВАЕ Systems, Saab Group, Airbus Defence and Space, Alenia Aermacchi (Leonardo) и даже китайской CATIC. Ответы были получены только от первых 3-х из них, и в июне 2015 г им были ориентированы запросы на предложения (RFP), по результатам отбора которых партнером TAI по программке TF-X в декабре 2015 г. стала английская ВАЕ Systems.
Программка TF-X предугадывает три шага: разработку проекта и тесты прототипов (шаг I), постройку установочной партии, войсковые тесты и достижение исходной оперативной готовности (шаг II) и массовое создание (шаг III). В рамках первого шага в августе 2016 г. был заключен договор меж SSM и компанией TAI, как генеральным подрядчиком, на разработку эскизного проекта самолета, на что отводится четыре года. Для предстоящего проектирования принят двухдвигательный вариант на базе подготовительной сборки FX-1, хотя вначале турецкие ВВС отдавали предпочтение одно-двигательной версии, как более обычной и экономной в эксплуатации, но окончательный выбор был предопределен реальными способностями получения на рынке мотора только относительно маленькой тяги (наименее 10 тс).
В конце января 2017 г. в присутствии премьер-министров Турции и Англии было подписано соглашения меж ВАЕ Systems и TAI о совместной разработке проекта истребителя TF-X. За ним последовали предметные договоры на проектирование на сумму 156 млн долл. По состоянию на лето 2018 г., разработка эскизного проекта длится - он должен быть готов к 2021 г Общие издержки на этот шаг оцениваются в 1,3 миллиардов долл. За ним должен последовать восьмилетний шаг разработки технического проекта, постройки и испытаний опытнейших образцов, цена которого может составить 7,3 миллиардов долл. Всего подразумевается выстроить и испытать семь прототипов TF-X. На серийную закупку отводится еще около 14 миллиардов долл., что позволяет оценить полную цена программки более чем в 22 миллиардов долл.
В декабре 2017 г TAI обнародовала главные свойства грядущего истребителя: наибольшая взлетная масса составит более 27 т, наибольшая скорость соответствует числу М=2, боевой радиус - более 1100 км. На самолете подразумевается употребляться два мотора тягой около 9000 кгс. Длина самолета составит около 19 м, размах крыла - 12 м, площадь крыла - 60 м.
Один из более острых вопросов программки TF-X связан с выбором силовой установки. В январе 2014 г. SSM разослал запросы на предложения по поставке движков 5 компаниям: западноевропейской EuroJet Turbo GmbH, американским General Electric и Pratt & Whitney, французской Snecma и даже нашему Рособоронэкспорту! Консорциум EuroJet представил на конкурс вариант мотора EJ200, используемого на Eurofighter Typhoon, General Electric - версию собственного F414-GE-400, применяемого на F/A-18E/F Super Hornet, а французская Snecma (Safran Aircraft Engines) - вариант мотора М88-4Е от истребителя Rafale. Но тендер в конечном итоге был отменен, так как SSM решил разрабатывать свой авиадвигатель, умственные права на который и технологии принадлежали бы Турции.
В итоге, посреди 2017 г был объявлен новый тендер, на который вышли турецкая Tusas Engine Industries (TEI) и союз ТАЕС - совместное предприятие турецкой Kale Group и английской Rolls-Royce, которое было образовано в мае такого же года. На прошедшем в апреле 2018 г. авиасалоне Eurasia Airshow в Анталье Kale Group показала 1-ые изображения предлагаемого мотора. Из представленных материалов следует, что союз Rolls-Royce и Kale ведут свою разработку на базе все такого же ТРДДФ EJ200 тягой около 9000 кгс. Представители Kale Group утверждают, что если они выйдут фаворитами тендера, то 1-ый движок сумеет быть поставлен на стендовые тесты в 2023 г. и пойти в массовое создание «после 2030 г.». Это не очень согласуется с озвученными планами по срокам проведения испытаний и начала поставок грядущего TF-X, потому не исключено, что на первом шаге движки для него придется все таки импортировать.
Есть прогресс и в разработке других главных компонент грядущего истребителя. В апреле 2018 г. на авиасалоне EuroAsia Airshow компании TAI и Aselsan подписали подготовительный договор на разработку БРЛС с АФАР и оптико-электронных систем для TF-X. Aselsan ранее создавала только наземные РЛС, и у нее пока отсутствует опыт практической работы с самолетными радарами, все же еще в 2017 г. на выставке IDEF '17 в Стамбуле она показывала макет функциональной БРЛС с АФАР. Отдельные элементы многообещающей авионики уже проходят тесты на двухместном F-16, который был передан турецкими ВВС компании TAI.
Первоначальными планами предусматривалось поднять самолет-демонстратор TF-X уже в 2023 г., когда в стране будут обширно отмечать столетие образования Турецкой Республики, и просвет макета личного истребителя над Анкарой был бы очень символичен. Представители ВАЕ Systems пробуют добавить оптимизма, ссылаясь на собственный недавнешний опыт по созданию макета БЛА Mantis, разработка и постройка которого заняла всего 19 месяцев с начала старта программки. Вспоминают и 1-ый макет Eurofighter Typhoon - British Aerospace EAP (Experimental Aircraft Programme), взлетевший в дальнем уже 1986 г., - на его создание потребовалось всего около 3-х лет.
Все же, уже сейчас разумеется, что планы реализации программки TF-X сдвигаются на право. Так, в июне 2018 г. представители TAI заявляли, что 1-ый полет макета ожидается исключительно в 2027 г., а поставка серийных машин
может начаться не ранее 2029 г с достижением исходной оперативной готовности в 2031 г.
Источник: dogswar.ru