
16 марта 2023 г. на фабричном аэродроме компании Turkish Aerospace Industries под Анкарой выполнил первую рулежку макет истребителя TF-X, известного также как MMU (Milli Muharip Ucak - «национальный боевой самолет» по-турецки). 1-ая общественная демонстрация новейшей машины свершилась 1 мая 2023 г., когда на местности TAI под Анкарой прошло большое мероприятие под лозунгом «Столетие будущего» с ролью президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который объявил о присвоении подрулившему к трибуне истребителю личного имени - Kaan (так в средневековой бродячий иерархии назвали верховного правителя, «великого хана», этот титул получил хождение у многих тюркоязычных народов). Договор на разработку первого турецкого истребителя - сверхзвукового неприметного многоцелевого «национального боевого самолета» MMU - был заключен меж Агентством (в то время - Подсекретариатом) оборонной индустрии Турции и Turkish Aerospace Industries в августе 2016 г., хотя к исследованиям по этой теме в TAI приступили еще в «нулевые», а официальный старт работам по MMU был дан в декабре 2010 г.
Понятно, что на том шаге консультационные услуги турецким сотрудникам оказывали спецы шведской компании Saab, вместе с которыми изучались три варианта вида грядущего истребителя: два - обычной аэродинамической схемы, с трапециевидным крылом, снаряженным развитым наплывом, с одним либо 2-мя движками, и «утка» с относительно огромным треугольным крылом и фронтальным горизонтальным оперением, с одним движком. Во всех вариантах предполагалось внедрение двухкилевого оперения и боковых воздухопоглотителей, напоминающих примененные на южноамериканском F-22 Raptor, наличие внутренних отсеков вооружения и реализация других мер по понижению радиолокационной заметности. С учетом пожеланий ВВС Турции в 2016 г. для предстоящей проработки была утверждена двухдвигательная конфигурация, напоминающая сборку F-22, но с несколько другими пропорциями и отличающимся по форме хвостовым оперением. Она была в первый раз на публике представлена в виде масштабной модели на выставке Eurasia Airshow в Анталье в апреле 2018 г., а потом полноразмерного макета, дебютировавшего на авиасалоне в Ле-Бурже в июне 2019-го. В разработке эскизного проекта MMU активное роль воспринимали спецы английской BAE Systems (выбор нового забугорного напарника был изготовлен по результатам интернационального тендера в декабре 2015 г.).

Изготовка частей конструкции летного макета TF-X, практически являющегося самолетом-демонстратором и именуемого «нулевым» экземпляром, началось в Турции в ноябре 2021 г., а к его сборке приступили к прошедшем году: в ноябре SSB опубликовало видеоклип из цеха TAI, продемонстрировавший состыкованный планер самолета (но еще без оперения, механизации, движков и разных обтекателей). К назначенной дате выкатки в марте удалось окончить основной объем оставшихся сборочных работ, опробовать движки и невзирая на то, что ряд бортовых систем всеполноценно отработать еще не успели, летчик-испытатель Барбарос Демирбаш сумел выполнить первую рулежку по полосе аэродрома со скоростью, достигавшей, по его словам, 28 км/ч. Как он поведал позже, тогда даже функционал главных органов управления был еще ограничен, и для парирования отличия машины от прямолинейного движения по полосе пришлось использовать «разнотяг» движков. На самолете еще отсутствовали бессчетные люки, створки ниш стоек главных опор шасси, а ниши, куда будут убираться их колеса, и отсеки вооружения были закрыты, судя по всему, панелями на винтах.
Перед первой рулежкой самолет KAAN (MMU TF-X) окрасили в сероватые тона - черный в носовой части и поболее светлый в хвостовой, с градиентным переходом в районе центроплана. Но тогда он еще не получил любых логотипов, опознавательных символов и надписей - они были нанесена: позднее, перед презентацией 1 мая. Руление в сей раз делал уже другой летчик-испытатель - Гёкхан Байрамоглу, и управление машиной, по словам пилота, сейчас уже было «более комфортным», что, видимо, стало результатом продолжавшейся все эти полтора месяца доводки бортовых систем. Но впереди еще много работы: сообщалось, что на наземные отработки будет нужно еще по последней мере 6 месяцев, выполнение высокоскоростных рулежек и пробежек намечено на ноябрь, а 1-ый полет может состояться поближе к концу декабря.
Построенный и выведенный на аэродром самолет-демонстратор в целом подобен по сборке продемонстрированному четыре года вспять в Ле-Бурже полноразмерному макету, вкупе с тем налицо и ряд существенных различий. Так, скорректированы обводы носовой части фюзеляжа, в особенности фонаря кабины экипажа, ставшего более «выпуклым», значительно поменялись хвостовое оперение и шасси. Если на макете кили располагались по краям мотогондол, с задними кромками рулей направления на уровне среза сопел движков, то на демонстраторе они сдвинуты приметно вперед и поближе друг к другу, с элементами крепления конкретно на мотогондолах. На шаге макета консоли цельноповоротного стабилизатора, по всей видимости, предполагалось присоединять к фюзеляжу по классической схеме - средством полуоси (либо вала) со стороны их корневых нервюр (к примеру, как у F-22), а на макете они подвешиваются на креплениях типа «ухо-вилка» к хвостовой части существенно увеличенных по ширине хвостовых балок по краям мотогондол, подобно тому, как это реализовано на южноамериканском F-35 и нашем Су-57. Элементы крепления стоек главных опор шасси на макете находились на силовых шпангоутах по бортам фюзеляжа, а на летном образчике - на нижней его поверхности (как у F-15), из-за чего колея шасси стала меньше, а весь самолет приподнялся выше над поверхностью. Соответственно поменялась система створок главных опор шасси; не считая того, передняя опора стала одноколесной (была с 2-мя колесами).

По официальным данным TAI, длина самолета KAAN (MMU TF-X) составляет 21 м, размах крыла - 14 м при площади 60 м2, высота - 6 м. Разумеется, что обозначенные значения - округлые до целых величин. Анализ имеющихся фото позволяет представить, что по сути они чуток меньше: длина самолета приближается к 20,5 м, размах крыла - к 13,5 м, стабилизатора - к 10,0 м. Консоли крыла имеют трапециевидную форму с углом стреловидности 40° по фронтальной кромке и -10° по задней. Механизация крыла представлена широким отклоняемым носком по всему размаху, элеронами (флаперонами) и закрылками. Наплыв крыла с изломом (угол стреловидности в фронтальной части, над воздухопоглотителями, как и у консолей крыла - 40°, дальше - около 80°) подобен по конфигурации используемому на F-22. Вертикальное оперение состоит из 2-ух стреловидных килей с рулями направления, установленных на мотогондолах с развалом в стороны от вертикальной оси около 20°. Цельноповоротное горизонтальное оперение повторяет по форме консоли крыла и имеет те же углы стреловидности по фронтальной и задней кромкам.
Фонарь кабины летчика выполнен цельным и раскрывается вверх-вперед. Перед фонарем установлен блок оптико-локационной станции для работы по воздушным целям, а на нижней поверхности фюзеляжа, перед отсеком уборки фронтальной опоры шасси - интегрированная оптико-электронная обзорно-прицельная система обнаружения и сопровождения наземных целей (пока на самолете-демонстраторе, по всей видимости, смонтированы их макетные эталоны). Воздухопоглотители движков - всережимные, нерегулируемые, имеют щели слива пограничного слоя. Воздушные каналы имеют S-образную форму, что позволяет не только лишь экранировать компрессоры движков, да и обеспечить достаточно места для размещения внутренних отсеков вооружения. Их на самолете предвидено три: основной - на нижней поверхности фюзеляжа, очень широкий (практически 4 м), но, возможно, не особо глубочайший, имеет длину около 4 м и запирается 2-мя парами створок с пилообразными кромками (как и у всех других створок и большинства крышек лючков на фюзеляже). Боковые отсеки вооружения имеют длину порядка 3,5 м и высоту более 0,7 м. Главные опоры шасси убираются вперед по полету с разворотом колес в ниши на нижней поверхности фюзеляжа сразу за отсеками вооружения. Одноколесная передняя опора шасси убирается вперед в отсек под кабиной экипажа.
TAI официально не докладывает весовые данные истребителя KAAN (MMU TF-X), но на шаге проектирования появлялась информация, что его наибольшая взлетная масса составит более 27 т. Из размещенных изготовителем черт - наибольшая скорость полета, соответственная числу М=1,8 (около 1900 км/ч), практический потолок около 17 км и наибольшая эксплуатационная перегрузка 9. Самолет-демонстратор комплектуется 2-мя южноамериканскими двухконтурными турбореактивными движками с форсажными камерами General Electric F110-GE-129E взлетной тягой на полном форсаже около 13,2 тс (на наивысшем бесфорсажном режиме работы - около 7,8 тс). Подобные ТРДДФ употребляются на истребителях F-16 турецких ВВС, а их лицензионная сборка, сервис и ремонт были в свое время налажены на предприятии TUSAS Engine Industries (TEI). Компания к истинному времени собрала в общей трудности 313 движков F110 для турецких F-16: 271 - в версиях F110-GE-100 с форсажной тягой 12,8 тс для 152 сделанных TAI в 1987-1995 гг. истребителей F-16C/D Block 30/40 и F110-GE-129 тягой 13,2 тс для 80 F-16C/D Block 50, поставленных в 1995-1999 гг., а потом еще 42 F110-GE-129 для 30 F-16C/D Block 50+, построенных TAI и переданных ВВС Турции в 2009-2012 гг.
Сообщалось, что пара F110-GE-129E, обретенных у General Electric для макета TF-X, прибыла в Турцию к июню прошедшего года, при всем этом у южноамериканского изготовителя в 2019 г. было заказано 5 (а 2-мя годами позже - еще 5) таких ТРДДФ, а всего подразумевается закупить более полусотни F110-GE-129E, так как ими планируется оснастить как 6 последующих опытнейших образцов самолета, так и 20 машин первой серийной партии (Block 10). Как заявил глава TAI Темел Котиль, «у нас нет заморочек с получением этих движков, а если они появятся - мы решим их». Дискуссируется возможность их сборки компанией TEI, как она это делала в прошлые годы для истребителей F-16. Все же, для исключения зависимости от США к 2028 г. в Турции планируется сделать собственный свой движок для KAAN (MMU TF-X) в классе тяги 12-16 тс (в перспективе - до 17,3 тс).

Работы в данном направлении ведутся уже более 5 лет: в апреле 2017 г. управляемым Агентством оборонной индустрии Турции (SSB) предприятием SSTEK (Defence Industry Technologies) для этого была учреждена компания TR Motor Power Systems Inc. При всем этом если ранее в турецких СМИ сообщалось, что, SSTEK принадлежало только 10% ее акций, еще 35% располагала TAI и 55% - компания BMC (Power Engine & Control Technologies), то на данный момент на официальном веб-сайте TR Motor расположена информация, что все 100% ее акций находятся в управлении TAI. В ноябре 2018 г. TR Motor заключила рамочное соглашение с SSB на разработку мотора для TF-X. Предлагаемый компанией проект ТРДДФ с трехступенчатым вентилятором, шестиступным компрессором высочайшего давления и одноступенчатыми турбинами высочайшего и низкого давления известен под заглавием TF-141. К истинному времени конфигурация мотора уже заморожена, начато рабочее проектирование. В феврале 2021 г. TR Motor получила от TAI также договор на разработку вспомогательной силовой установки для KAAN (MMU TF-X).
В мае 2017 г. турецкая Kale Group и английская Rolls-Royce объявили о разработке совместного предприятия - компании TAEC (Turkish Air Engine Company), которая начала исследования по личному проекту мотора для TF-X. Но из-за отсутствия прогресса в переговорах по вопросам умственной принадлежности (по просьбе турецкой стороны ей должны принадлежать все права на движок) эти работы приостанавливались в 2019 г., хотя, по неким данным, потом возобновились в марте 2022-го. Свои предложения по многообещающему ТРДДФ для KAAN (MMU TF-X) подготовила и входящая в структуру TAI компания TUSAS Engine Industries, имеющая не только лишь опыт лицензионной сборки газотурбинных движков западной разработки (F110 для истребителей F-16, Т800 и Т700 для вертолетов Т129 и Т70), также производства деталей и агрегатов для нынешних ТРДД General Electric и CFM (CFM56, LEAP, GEnx, GE90, GE9X и др.), да и удачно реализующая ряд личных проектов в области авиационных ГТД.
Так, ей сделаны малоразмерные ТРД тягой от 18 до 140 кгс (TJ35, TJ90, TJ300) для беспилотных летательных аппаратов, летающих мишеней и крылатых ракет, турбовальный движок TS1400 мощью 1400 л.с. для вертолетов Т625 и Т129 (уже проходит летные тесты на опытнейшем Т625), готовится к стендовым испытаниям ТРДД типа TF6000 тягой около 2700 кгс для реактивных беспилотных летательных аппаратов TAI Anka-3 и Bayraktar Kizilelma (сверхзвуковой Kizilelma-B будет оснащаться его модификацией с форсажной камерой TF10000 тягой около 4500 кгс). 2 июля 2022 г.Агентство оборонной индустрии Турции разослало этим трем компаниям официальный запрос на предложения по роли в тендере по созданию мотора для KAAN (MMU TF-X). О результатах конкурса пока не сообщалось, но по косвенным признакам можно представить, что головным исполнителем работ станет компания TR Motor с привлечением в качестве подрядчиков TEI и, может быть, TAEC. Но роль западных партнеров в проекте, видимо, будет наименьшим. Не так давно глава TAI Темел Котиль заявил, что проект TR Motor удачно развивается, и в 2028 г. компания планирует получить 1-ые движки для испытаний на борту KAAN (MMU TF-X), которые могут продлиться несколько лет, а уже в 2030 г рассчитывают начать поставки серийных истребителей с турецкой силовой установкой.
Главным поставщиком бортового оборудования для самолета KAAN (MMU TF-X) станет турецкая компания Aselsan. В рамках программки BURHS (либо IRFS - Integrated Radio Frequency System) она делает для него встроенный радиоэлектронный комплекс, включающий БРЛС с АФАР, аппаратуру радиоэлектронного противодействия и систему пассивных помех CMDS (Counter Measures Dispensing System). В состав разрабатываемого компанией интегрированного оптико-электронного комплекса BEOS входят оптико-локационная станция KARAT-100 для обнаружения и сопровождения воздушных целей (ее макетный эталон можно созидать на макете TF-X перед фонарем кабины летчика), интегрированная гиростабилизированная оптико-электронная система T0YGUN-100 для работы по наземным целям (на нижней поверхности фюзеляжа перед нишей фронтальной опоры шасси), инфракрасная система предупреждения о пуске ракет, система предупреждения о лазерном облучении LIAS-300 и инфракрасная система направленного противодействия YILDIRIM-300.
Aselsan отвечает также за создание интегрированного комплекса радиосвязи, навигации и опознавания BUHSET (либо ICNI - Integrated Communication, Navigation, Identification) с надлежащими антенно-фидерными системами, гироскопических сенсоров инерциальной навигационной системы IMU (Inertial Measurement Unit) и встроенной нашлемной системы целеуказания и индикации TULGAR. Часть этого оборудования еще находится в стадии разработки, производства экспериментальных образцов и лабораторной доводки, потому появится на борту только последующих опытнейших экземпляров истребителя. Но самолету-демонстратору пока и не требуется действующей БРЛС, обзорно-прицельной оптики и аппаратуры противодействия - перед ним стоят другие задачки, и это общемировая практика.
Основной боекомплект истребителя KAAN (MMU TF-X) планируется располагать во внутренних отсеках: ракеты «воздух-воздух» близкого боя - в боковых, а ракеты средней дальности и компактные планирующие управляемые бомбы - в главном, понизу средней части фюзеляжа. Не считая того, под консолями крыла предусмотрены 6 точек подвески более больших и томных образцов вооружения - турецких крылатых ракет SOM-J, SOM-B1 и SOM-B2 со стартовой массой 540-660 кг, управляемых боеприпасов, сделанных в Турции на базе американских авиабомб Mk.82, Mk.83 и Mk.84 калибра 500, 1000 и 2000 фунтов (227, 454 и 907 кг) за счет оснащения их модулем управления с инерциально-спутниковой (HGK-82, HGK-83, HGK-84) либо лазерной (LGK-82, LGK-83, LGK-84) системами наведения, в т.ч. планирующих бомб с раскрывающимся крылом (KGK-82, KGK-83), и других авиационных средств поражения.
Основным орудием самолета KAAN (MMU TF-X) для поражения воздушных целей должны стать турецкие управляемые ракеты (УР) «воздух-воздух», разрабатывавшиеся институтом Tubitak SAGE с 2013 г. в рамках программки «Гёктуг»: УР близкого боя с термический головкой самонаведения «Боздоган» и УР средней дальности с активной радиолокационной ГСН «Гёкдоган». 1-ая, заглавие которой переводится как «Кречет» (Merlin в британском варианте), припоминает снаружи южноамериканскую AIM-9X Sidewinder, но приметно больше: поперечник ее корпуса составляет 160 мм, длина - около 3,3 м, а стартовая масса - 140 кг (против 127 мм, 2,9 м и 85 кг соответственно). Сообщается, что она может запускаться с дальностей до 25-30 км и развивает скорость М=4. 2-ая («Сапсан», Peregrine) поближе к AIM-120 AMRAAM и в первой собственной версии (Block 1) имеет наивысшую дальность запуска 65 км, которую в варианте Block 2 планируется довести до 100 км, а потом и до еще больше значимых величин. Запуски обеих ракет с земли начались в марте 2018 г. и длилось до конца 2019 г.
В 2020-м приступили к летным испытаниям на истребителе F-16С Block 40, 1-ый запуск с него ракеты «Боздоган» по воздушной мишени был выполнен в апреле 2021 г., а «Гёкдоган» - в июле 2022-го. Сообщается, что обе ракеты уже серийно выпускаются компанией Roketsan. Кроме находящихся на вооружении турецких ВВС истребителей F-16 и будущих KAAN (MMU TF-X) ими планируется оснащать учебно-боевые воздушные суда «Хюрджет», беспилотные летательные аппараты Bayraktar AKINCI и KIZILELMA и др. В институте Tubitak SAGE также в текущее время ведется разработка ракеты «воздух-воздух» средней дальности «Гёкхан» с твердотопливным ракетно-прямоточным движком (подобно западноевропейской MBDA Meteor, которую, кстати, как и британскую ракету близкого боя ASRAAM, ранее также предлагалось включить в состав вооружения TF-X).
Согласно действующим сейчас планам, 1-ая партия истребителей KAAN (MMU TF-X) должна быть готова к освоению в ВВС Турции в 2028 г. в варианте с южноамериканскими движками, ограниченным составом вооружения и еще неполным функционалом боевого внедрения. Сам создатель гласит, что это будет пока самолет, соответственный по чертам и способностям истребителям поколения «4+». В таком виде подразумевается передать заказчику 20 машин версии Block 10. В компании не исключают, серийные воздушные суда могут достаточно значительно отличаться от продемонстрированного сегодняшней весной макета. Часть конфигураций быть может реализована уже в процессе постройки последующего опытнейшего эталона (P1). Сообщается, что TAI к истинному времени приступила к изготовлению его деталей, на сборку самолет планируется передать к концу года, а в воздух его желают поднять в 2025 г., хотя нельзя исключать, что это получится сделать и ранее: всё будет зависеть от объема конструктивных конфигураций, которые могут потребоваться по результатам испытаний самолета-демонстратора и статического экземпляра, также отработки бортовых систем на щите «железная птица» (Iron Bird), которая также должна начаться в конце этого года.
В компании утверждают, что если сегодняшний демонстратор сумеет летать еще в очень умеренном спектре скоростей и перегрузок, то для последующего летного эталона ограничений будет уже меньше, и равномерно на опытнейших машинах планируется дойти до наибольших значений, заложенных в проект. Параллельно, в согласовании с программкой испытаний, будет вестись отработка бортового оборудования (для этого планируется также использовать летающие лаборатории на базе других самолетов), а на определенном шаге начнутся тесты вооружения, в т.ч. с применением его из внутренних отсеков. Сейчас всего планируется выстроить семь опытнейших летных образцов KAAN (MMU TF-X), но, как молвят в компании, это число может поменяться по ходу реализации программки. В 2028 г создатель рассчитывает приступить к полетам с турецкими движками, параллельно будет расширяться функционал бортового оборудования, а в комплекс вооружения станут приспособиться новые средства поражения. В итоге, к 2030 г. подразумевается окончить тесты и начать поставки в войска самолетов в версии Block 20, соответственной по своим чертам и боевым способностям истребителям 5-ого поколения.
Истребители KAAN (MMU TF-X) должны поменять в ВВС Турции устаревшие воздушные суда F-4E, также F-16C, поставленные в конце прошедшего столетия, компенсировав отказ США от планировавшейся реализации Анкаре сотки F-35A: как понятно, в 2019 г., после приобретения Турцией русских систем ПВО С-400, Соединенные Штаты исключили ее из числа стран-партнеров по программке F-35, невзирая на то, что турецкие предприятия обширно использовали в производстве девайсов для таких самолетов, поставляя их фирме Lockheed Martin, а 1-ые четыре F-35A для ВВС Турции уже были сделаны, облетаны и практически готовы к передаче заказчику. Разумеется, что демарш США, имевший очевидно политическую подоплеку, значительно подстегнул ход работ по проекту KAAN (MMU TF-X), по этому Турция существенно усилила свои компетенции в военном самолетостроении и в итоге получит свой истребитель 5-ого поколения, который, кроме ублажения потребностей государственных ВВС, в отсутствие зависимости от западных изготовителей, сумеет без ограничений быть предложен и возможным забугорным заказчикам.
Источник: dogswar.ru