
Мобильное бронированное тс (МБТС) «Кайман» - белорусская бронированная машина, разработанная на 140-м ремонтном заводе, расположенном в городке Борисов, под управлением головного конструктора завода Ольги Петровой и в первый раз была представлена в 2015 г. В мае 2017 года директор 140-го ремонтного завода сказал, что заводом уже построены 5 бронемашин «Кайман», которые прошли тесты в 38-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригаде в г. Бресте и в 103-й гвардейской воздушно-десантной бригаде в г. Витебске. По результатам этих испытаний бронемашина получила положительные отзывы и была принята на вооружение Вооруженных сил Республики Беларусь.
В августе 2018 года восемь бронемашин «Кайман» были представлены на параде в Кот-д'Ивуаре. 1-ые серийные МБТС «Кайман» в вооружённые силы Белоруссии поступили 15 февраля 2019 года. Девять бронемашин были переданы в 103-ю отдельную гвардейскую воздушно-десантную бригаду сил особых операций. Бывалые и предсерийные машины были построены с внедрением бронекорпуса русской бронированной разведывательно-дозорной машины БРДМ-2. Серийные же используют новые бронекорпуса белорусского производства. Независящая торсионная подвеска, мосты и колёсные редукторы используют агрегаты от машины, ставшей базой для сотворения «Каймана» - БРДМ-2. Нынешний «Кайман», как докладывают изготовители машины, на 67% состоит из белорусских девайсов.

При разработке машины для сокращения сроков разработки и упрощения производства использовались узлы и агрегаты от освоенных в производстве имеющихся образцов колесной бронетехники и машин. Сборка машины и отделений снутри бронекорпуса оставлена предыдущей, как на БРДМ-2. И, хотя бронированный корпус был взят от БРДМ-2, в нём изменили бортовые листы, листам на днище была придана U-образная форма для улучшения противоминной защиты. С этой же целью пол в местах размещения десанта и экипажа выполнен двойным и усилен доп броней.
В каждом из бортов сделали по бортовому проёму, в каких смонтировали отлично герметизируемые бортовые двери, открывающиеся вперёд. Под бортовыми дверями имеются широкие рифлёные подножки, обеспечивающие удобство посадки и посадки экипажа. Для доступа на крышу машины на бронированном корпусе «Каймана» смонтированы поручни и ступени. Механик-водитель и командир машины в отделение управления могут попасть, как через верхние лючки в крыше корпуса, так и через бортовые двери и через десантное отделение. За бортовыми дверями с каждого борта, поближе к корме, установили по корзине для хранения различного имущества. Всего совместно с командиром и водителем машина рассчитана на перевозку 6 человек.

Заместо 2-ух обыденных триплексных стёкол с бронещитками в лобовой проекции корпуса «Каймана» установили в центре одно бронестекло большего размера. Оно имеет двойной контур электрообогрева; внутренний выручает от запотевания, а внешний - от оледенения. Обзор для водителя и командира улучшили за счет установки 2-ух доп бронестекол на скулах лобовой части корпуса, также установки в носовой части и на корме «Каймана» телевизионных камер, которые обеспечивают дают водителю прекрасный обзор, как деньком, так и ночкой. Экран, на который выводится изображение с камер, достаточно большой и информативный. На него можно выводить навигационную информацию, данные о состоянии систем и агрегатов боевой машины и другие сведения.
Над лобовым бронестеклом установлен маленькой козырёк. Под ним смонтированы дворники с ручным приводом, а сверху на козырьке смонтированы две фары, по устройству напоминающие фары типа ФГ-126. На местах, где размещались штатные фары БРДМ-2, на «Каймане» установлены LED фары. Бронированный корпус в лобовой проекции обеспечивает защиту экипажа по 6а классу в согласовании с ГОСТ Р 50963-96, т.е. держит бронебойно-зажигательные пули Б-32, выпущенные из снайперской винтовки СВД. Бортовые проекции машины обеспечивают защиту по 5 классу. В процессе переделки бронированного корпуса, машину лишили башни. На крыше корпуса был оставлен погон для монтажа боевых модулей разных типов. 1-ый эталон, к примеру, оснастили круглым лючком с двустворчатой бронированной крышкой, прикрывающей стрелка с боков, и турелью для монтажа пулемёта либо автоматического гранатомёта.
Из вооружения «Кайман» может оснащаться 7,62-мм пулемётом ПКМБ (с боекомплектом 2000 патронов), либо 12,7-мм пулемётом НСВТ-12,7 «Утес» (с боекомплектом 300 патронов) либо 30-мм автоматическим гранатомётом АГС-17 (с боекомплектом 174 выстрела, которые устанавливаются на турель на поворотном погоне. Также создателями заявлялось, о способности установки на бронемашину удаленно управляемого боевого модуля «АДУНОК», разработки витебского «КБ «Дисплей». Доп вооружением являются 81-мм пусковые установки дымовых (аэрозольных) гранат, по три с каждого борта крыши боевого отделения.

МБТС «Кайман» обустроен 4-х цилиндровым четырёхтактным турбированным дизельным двигателем жидкостного остывания Д-245 производства Минского моторного завода с электрической системой управления подачей горючего, развивающий наивысшую мощность 122 л.с. Этот движок обширно употребляется в народном хозяйстве, к примеру, устанавливается на трактор «Беларус МТЗ-102», что существенно понижает как цена самого мотора, так и поставляемых к нему запчастей. Для установки в машину этого мотора пришлось подвергнуть кормовую часть бронированного корпуса машины неким доработкам. Движок соединен с пятиступной механической трансмиссией передач. Он способен разогнать по шоссе 7-тонную бронированную машину до наибольшей скорости 110 км/ч.
Припаса горючего при безупречных критериях может хватить на 1000 км. Агрегаты коробки и независящей торсионной подвески, в том числе и мосты, использованы от БТР-60. В машине была сохранена система централизованной подкачка шин и колесная формула 4x4. «Кайман» унаследовал от БРДМ-2 водоходные возможности. Но для новейшей версии машины разработали и применили новый водоходный движитель. С каждой стороны моторно-трансмиссионного отделения оборудовали по одному водоводному каналу, в каких располагаются гребные винты, соединённые карданной передачей с коробкой отбора мощи. На плаву машина способна развить скорость 7-9 км/ч.
Низкая себестоимость машины в купе с достаточно высочайшими чертами и возможностью преодолевать водные преграды вплавь могут позволить не только лишь обеспечить потребности ВС РБ, да и достойно выйти на интернациональный рынок вооружений.
Главные технические данные МБТС «Кайман»
Боевая масса, т 7
Экипаж, чел. 6
Длина корпуса, мм 6000
Ширина, мм 2820
Высота, мм 2070 (по крыше рубки)
База, мм 3100
Колея, мм 2400
Клиренс, мм 490
Вооружение:
- 7,62-мм пулемёт ПКМБ (с боекомплектом 2000 патронов),
- 12,7-мм пулемёт НСВТ (с боекомплектом 300 патронов)
- 30-мм гранатомёт АГС-17 (с боекомплектом 174 выстрела)
- 6 81-мм дымовых гранатомётов
Тип мотора - Д-245
Скорость по шоссе, км/ч 110
Скорость по пересечённой местности, км/ч до 60
Припас хода по шоссе, км 1000
Колёсная формула 4х4
Тип подвески - независящая торсионная
Преодолеваемый подъём, град. 45°
Источник: dogswar.ru