
Вот уже полгода большой энтузиазм у авиационных профессионалов всего мира вызывает китайский истребитель FC-31 «Shenyang» (Кречет). Под таким заглавием он демонстрировался на авиасалоне в Чжухае в ноябре прошлого года. Ранее истребитель был известен в прессе под наименованием J-31 «Shenyang», данным ему после возникновения первых фото на основании бортового номера «31001». Обозреватели тогда представили, что 1-ые две числа и есть порядковый номер самолета. Предположение оказалось правильным, а вот сокращение FC - вероятнее всего, значит «China Fighter» - «китайский истребитель», которое обычно дается экспортным вариантам самолетов...
1-ое общественное возникновение нового китайского истребителя в июне 2012 г. оказалось реальным сюрпризом для мировой авиационной общественности. То, что китайцы работают над истребителями «пятого поколения» было понятно еще до общественной демонстрации первых опытнейших самолетов. Совсем внезапным оказалось то, что выведя в 2010 году на тесты 1-ый собственный истребитель «пятого поколения» J-20, китайцы практически через два года выкатили новый опытнейший самолет. А ведь разработку параллельно 2-ух истребителей на данный момент не может себе позволить фактически ни одна авиационная держава.
Сначало авиационные обозреватели посчитали, что J-20 и J-31 являются типичным симметричным ответом на южноамериканские истребители 5-ого поколения: «тяжелый» F-22 и «легкий» F-35. Но, если тесты и ход работ по J-20 до сего времени прячет заавесь секретности, то J-31 фактически сразу, начиная со собственного первого общественного возникновения, демонстрировался беспримерно открыто. Все это отдало авиационным профессионалам сделать заключение, что J-31 «Shenyang» является сначала «экспортноориентированным истребителем последнего поколения в умеренной ценовой категории». Вправду, официальные китайские лица признали, что истребитель J-31 разрабатывался по проекту 601-го института из Шеньяна при денежной поддержке авиапромышленной компании AVIC (Aviation Industry Corporation of China) в качестве ответа на возникновение на мировом рынке вооружения южноамериканского «объединенного ударного истребителя» F-35. О закупке F-35 объявили уже 12 стран, включая и такие страны тихоокеанского региона, как Япония, Южная Корея и Австралия, с некими из которых у Китая на данный момент складываются очень напряженные дела.

Глава компании AVIC Лин Жуоминь признался, что для проектирования истребителя, имевшего внутрифирменное обозначение AMF (многообещающий многоцелевой истребитель), его главный конструктор Сан Кон ориентировался на «облик потенциального противника», другими словами F-35. При всем этом, по словам Сан Кона, «В кое-чем J-31 «Shenyang» превосходит F-35, а в чем либо уступает». В свою очередь Лин Жуоминь отметил, что при помощи J-31 «Shenyang» Китай уповает поменять расклад сил на мировом рынке вооружения, на который оказало воздействие возникновение в 2007 г. южноамериканского JSF: «Мировой рынок вооружения должен быть равновесным, а неплохой продукт не быть может монополией одной стороны». Роль экспорта, в том числе и вооружений, в структуре экономики Китая обширно известна, потому ставка ряда компаний авиапромышленности на создание чисто экспортных образцов вооружения не является кое-чем из ряда вон выходящим, Примером тому является создание в том же Шеньяне нацеленных на экспорт учебно-тренировочного самолета L-15 и легкого истребителя FC-1 (JF-17« Гром») для ВВС Пакистана. В целом, по воззрению китайской прессы, разработка новых боевых самолетов за личные средства становится «традицией», также показателем денежной крепости авиапромышленности Китая.
Суровый энтузиазм Китая к программке JSF проявился еще со времен шпионского скандала 2007-2008 гг., когда Пентагон заявил о том, что с американских компов были «скачены терробайты инфы, связанной с истребителем F-35. При всем этом недвусмысленно намекалось, что источником хакерских атак был Китай. Не один раз этнические китайцы - граждане США, работающие в авиапромышленности, инкриминировались в шпионаже в пользу собственной первой родины. Пресекались пробы вывоза авиационных материалов, к примеру, нынешнего углеродного волокна, применяемого в композитных элементах конструкции F-35. В то же время, невзирая на то, что новый китайский истребитель создавался компанией AVIC очевидно с оглядкой на JSF, в нем находится и «китайская» специфичность. Когда в первый раз был представлен окончательный вид истребителя Локхид-Мартин F-35, его сборка вызвала недоумение у ряда авиационных профессионалов. Какой-то из них, описывая те доработки, которые он выполнил бы на F-35, чтоб «исправить» самолет, отмечал в качестве недочета очень широкий фюзеляж «объединенного ударного истребителя», что явилось следствием использования подъемного вентилятора для варианта СВВП F-35B, также выделения огромных объемов фюзеляжа под внутреннюю подвеску вооружения.
В итоге F-35 лишился 1-го из признаков «пятого поколения» - возможности совершать сверхзвуковой полет на бесфорсажном режиме работы мотора. Позднее, в итоге испытаний выявилось к тому же то, что F-35 мучается бафтингом и «валежкой»... Непонятным решением также является сборка с одним движком, что понижает его боевую живучесть, в особенности важную для самолета, призванного делать в том числе и задачки штурмовика в составе корпуса морской пехоты США. Отсутствие управляемого вектора тяги мотора лишает самолет еще 1-го свойства «пятого поколения» - сверхманевренности, «В итоге, - заключал американский спец, - для сотворения безупречного легкого истребителя-бомбардировщика «стелс«, я уменьшил бы сечение фюзеляжа, использовал двух-двигательную силовую установку с движками наименьшего поперечника, и избавился бы от всего наследства СВВП». Феноминальным образом все эти пожелания воплотились в новеньком китайском истребителе.
В первый раз о многообещающих работах в области истребителя «пятого поколения» на авиапредприятии в Шеньяне (SAC - Шеньянская группа авиационной промышленности), выпускавшем истребители F-8, стало понятно в сентябре 2011 г., когда на одной из выставок научных достижений была представлена модель истребителя с бортовым номером «F-60». Спустя практически год веб облетели фото очень закамуфлированного планера истребителя, перевозимого для конечной сборки на трейлере посреди белоснежного денька при большенном стечении народа (подразумевается, что планер самолета везли для статических испытаний). Эти фото стали реальным сюрпризом: стало ясно, что китайцы реализуют сразу две принципиальные программки по истребителю 5-ого поколения. Практически Китай стал 2-ой государством в мире, которая сразу вела тесты 2-ух истребителей 5-ого поколения (в 1991 г. это смогли позволить себе только США).
31 октября 2012 г. опытнейший самолет с бортовым номером 31001 поднялся в воздух, совершив 10-минутный полет в сопровождении 2-ух истребителей J-11. Правда, тесты истребителя, получавшего в мировой прессе разные обозначения: то J-31, то J-21, то «проект 310», шли с низкой интенсивностью. В итоге появились слухи, что проект истребителя-«стелса» из Шеньяна ранее проиграл конкурс собственному сопернику J-20 и создается в деятельном порядке. Отмечалось, что конкурсный проект 601-го института из Шеньяна по заданию, выданному в октябре 2007 г., имел обозначение J-19, и ряд конструктивных решений этого проекта отыскали свое отражение в J-31. Кстати, внимательное исследование фото J-31 «Shenyang» позволило представить, что передняя стойка шасси спроектирована с учетом критерий внедрения самолета с корабельной палубы. «Масло« в огнь подлили фото макета истребителя, схожего на J-31, стоявшего на палубе «цементного авианосца», применяемого китайскими спецами для отладки корабельных систем.

В итоге появились догадки, что J-31 «Shenyang», подобно «объединенному ударному истребителю», будет иметь палубную версию, в особенности беря во внимание создание в Китае самолета J-15 - палубной версии истребителя J-11. Сам главный конструктор J-31 Сан Кон все таки выразил в одном из интервью надежду, что «в перспективе J-31 станет в один строй с J-20, а его усовершенствованная версия будет последующим поколением китайских палубных истребителей». Но эти догадки в значимой мере развеял представитель ВМФ Китая, заявивший, что «истребитель J-31 очень тяжел для использования с палубы авианосца». (Утверждается, что SAC на нехорошем счету у Минобороны Китая из-за задержек с программкой палубного истребителя J-15, в итоге предпочтение в разработке нового палубного истребителя было отдано проекту 611-го института из Чэнду, который, как ожидается, будет реализован «в металле» уже в этом году).
На маленький ценность J-31 «Shenyang» со стороны ВВС и флота Китая также указывает и то, что новый китайский истребитель до сего времени существует исключительно в одном летном экземпляре, в то время как по программке J-20 летают уже по очень мере четыре самолета. Не считая того, появились намеки китайских официальных лиц, что до «локализации» на китайских предприятиях аналогов русских движков РД-93, стоящих на J-31, мыслить о принятии его на вооружение заблаговременно. Логично, что в таких критериях управление AVIC сделало главную ставку на продвижение J-31 на мировые рынки вооружения.
Когда в ноябре 2012 г. модель «перспективного истребителя», неофициально именуемого китайскими представителями J-31, была показана на китайской авиационной выставке в Чжухае, русскими спецами было доказано, что его силовая установка представляет два мотора ОКБ Климова РД-93. Сразу русские спецы охарактеризовали J-31 «хорошо изготовленным необычным проектом». Представители компании AVIC заявили в свою очередь, что J-31 разработан с широким внедрением технологии «стелс» при умеренной стоимости и способен нести внушительную боевую нагрузку на большой радиус деяния - до 1250 км с внутренним припасом горючего и 2000 км с навесноыми баками. Взлетный вес истребителя заявлялся в 17,5 т при размахе крыла 11,5 м и длине фюзеляжа 16,9 м. Боевую продуктивность нового истребителя представители AVIC тогда охарактеризовали так: «Лучше, чем у истребителей 4-ого поколения, и приближающуюся к пятому».
Представитель 1-го из двигателестроительных подразделений AVIC - «Avic Engine» - заявил, что на данный момент на предприятии в Гуйчжоу идет разработка китайской версии российского мотора РД-93 - WS-13 «Тянь-Шань» (обычно движки китайцы именуют в честь гор). Движок WS-13 сначало разрабатывался для другого экспортного истребителя - FC-1 (JF-17), собираемого по лицензии в Пакистане. Основным различием WS-13 от РД-93 должен стать больший ресурс и на 15% большая тяга. Тут возможно окажется полезна двух-двигательная схема J-31, беря во внимание низкую надежность и маленький ресурс последнего поколения китайских движков. Так, для истребителя J-10 китайцы до сего времени закупают русские движки АЛ-31ФН, потому что ставить низкоресурсный китайский аналог WS-10 на одномоторный истребитель китайцы пока не рискуют. По имеющимся данным WS-13 уже был установлен на одномоторный истребитель FC-1 и в 2010 г. испытан на земле, но данных о предстоящем ходе работ по движку пока не поступало (по имеющейся инфы WS-13 имеет меньший ценность работы по сопоставлению с 2-мя другими новыми «истребительными» движками). Зато на последнем авиасалоне в Чжухае китайская сторона заключила договор на поставку 100 русских движков РД-93 и опцион еще на 400! Сам объем договора, беря во внимание, что пакистанцы планируют закупать РД-93 для собственных истребителей JF-17 (FC-1) впрямую в Рф, указывает, как оптимистично китайцы глядят на объемы поставок J-31 за предел.
В свою очередь, во время проведения авиасалона в Чжухае, пакистанский министр обороны Рана Танвеер Хуссейн заявил, что Исламабад уже ведет переговоры с Пекином о приобретении партии из 30 - 40 «дальних истребителей-стелс» FC-31. Это 1-ые официально подтвержденные переговоры о поставках J-31 «Shenyang». Энтузиазм пакистанцев к «экспортному стелсу» понятен - F-35 им никто продавать не собирается, а принципный возможный противник - Индия - производит свои личные программки по оснащению ВВС истребителями «пятого поколения». Сразу появились слухи о том, что Пакистан готов отрешиться от приоритета поставки истребителей JF-17 для личных ВВС и предложить их забугорным покупателям. Складывается воспоминание, что пакистанцы готовы консолидировать свои денежные ресурсы, чтоб поддержать последующие работы по J-31. Демонстрация J-31 «Shenyang» на авиасалоне в Чжухае имела широкий отклик в китайской прессе. Один из китайских авиационных профессионалов, Ху Янглинг, заявил в интервью китайским СМИ, что J-31 «Shenyang» быть может запущен в создание уже через 5 лет, и существует высочайшая возможность возникновение палубной версии истребителя. «Было очень тяжело отважиться на демонстрацию в воздухе на авиасалоне, но это экспортный самолет, и его возникновение имело сенсационный фуррор на выставке», - продолжил он.
Правда, в западной прессе были и пессимистические отзывы: «Динамика полета вялая, пилот очень нередко использовал форсаж, чтоб сохранить скорость и ускорение при выполнении достаточно обычных фигур пилотажа. В целом, самолет смотрелся так, как будто ему не хватает тяги двигателей». Но следует учитывать, что ждать «захватывающего» пилотажа от единственного эталона опытнейшего самолета было бы очень оптимистично. Китайские обозреватели отмечают, что по сути форсаж употреблялся на J-31 «Shenyang» только для взлета, а пилотаж производился на «номинале». Западные специалисты в целом оценивают J-31 как «ухудшенную» копию южноамериканского F-35. Вправду, по сборке оба истребителя не достаточно отличаются. Снаружи оказывается на виду только другое вертикальное оперение J-31, больше напоминающее таковое на истребителе F-22. В особенности это приметно в использовании 1-го и такого же с F-35 типа воздухопоглотителя - DS («сверхзвуковой с запиранием пограничного слоя»). Воздухопоглотители такового типа идеально подходят для самолетов-«стелс» потому что не имеют щели для слива пограничного слоя, подвижного клина и створок для перепуска воздуха. Аналогичный тип воздухопоглотителя китайцы использовали при модернизации истребителя J-10.
На данный момент версия истребителя с этим воздухопоглотителем готовится к серийному производству под обозначением J-10B. Еще одним достоинством воздузаборника такового типа является возможность его верхней кромки при выходе на огромные углы атаки сформировывать вихрь, распространяющийся по верхней плоскости фюзеляжа и центроплана, создавая доп подъемную силу. Правда, при выходе на углы атаки более 20 гр. у F-35 вихрь перебегает в сильный турбулентный поток в хвостовой части фюзеляжа в районе стабилизатора, что вызывает тряску оперения - бафтинг. Таковой же вихрь появляется и на воздухопоглотителе J-31 «Shenyang», но, судя по имеющимся фотографиям, при маневрировании китайского истребителя, его обтекание не носит настолько возмущенного нрава. Есть возможность, что китайский истребитель будет меньше мучиться от бафтинга. Еще одна соответствующая конструктивная особенность истребителей «стелс» -наличие внутренней подвески вооружения. Но если на F-35 в 2-ух отсеках вооружения можно подвесить 6 ракет «воздух-воздух» средней дальности, то нa J-31 «Shenyang» - только четыре.
Говоря об оборудовании, западные спецы подчеркивают, что J-35 не сумеет стать «истребителем 5-ого поколения» без распределенной разведывательно-поисковой и прицельной систем. Вправду, для создаваемого в деятельном порядке истребителя это непростая и очень дорогостоящая задачка. Но беря во внимание, что схожую систему китайцы делают для другого собственного истребителя-«стелс» - F-20, работа конструкторов из Шеньяна приметно упрощается: требуется только соответственная адаптация. На представленном в Чжухае макете J-31 «Shenyang» уже были показаны электронно-оптические сенсоры, напоминающие стоящие на F-35. То же касается сотворения РЛС с активной фазированной решеткой (правда, из-за наименьшего поперечника носовой части J-31 спецы ждут у китайской РЛС более умеренные свойства). Оборудование кабины J-31, представленное на выставочном макете, включает один большеформатный экран, а пилот имеет нашлемную систему отображения инфы - все в духе F-35.
В то же время западные спецы отмечают, что на F-35 применена более многообещающая система понижения радиолокационной заметности: радиопоглощающий слой интегрирован в композитную конструкцию и обшивку планера, а не выполнен отдельным верхним покрытием, подобного на F-22 либо В-2 и требующего дорогостоящих работ по поддержанию его в соответствующем виде. На китайском J-31 (по версии Запада) подразумевается внедрение наружного радиопоглощающего покрытия, может быть на базе образцов, приобретенных со сбитого в Югославии F-117 либо из других источников, другими словами уровня предшествующего поколения самолетов-«стелс». В то же время на макете J-31 «Shenyang», представленной в Чжухае, появились такие доработки в сторону понижения радиолокационной заметности, как «шевроны» на сопле движков и беспереплетный фонарь кабины. Не считая того, посреди технологических новинок для производства J-31 «Shenyang» по сообщениям китайских СМИ употребляются аддитивные технологии: демонстрировалась «печать» 1-го из шпангоутов планера из титанового порошка, запекаемого лазером.
Сначала весны 2015 г. появились фото J-31 «Shenyang» с тривиальной установкой 2-ух разных движков. Подразумевают, что на самолете наконец проходит тесты новый движок WS-13. В перспективе, если китайские спецы оснастят движки J-31 «Shenyang» отклоняемыми соплами (по эталону русских движков), истребитель приобретет и способности сверхманевренности, что даст ему тривиальные достоинства перед американским F-35. В целом, подтверждается мировоззрение китайских профессионалов, что J-31 и F-35 имеют свои достоинства друг перед другом и свои недочеты. Фуррор предшествующего «экспортного истребителя» FC-1 (JF-17) позволяет надежды на его повторение с «Кречетом», тем паче, что на данный момент для целого ряда государств китайский истребитель 5-ого поколения не имеет соперников.
Технические свойства
Экипаж: 1 человек
Длина: 16,9 м
Размах крыла: 11,5 м
Высота: 4,8 м
Масса: 17 500 кг
Наибольшая скорость: М=1,8
Боевой радиус:
Без ПТБ: 1250 км
C ПТБ: 2000 км
Длина разбега: 400 м
Длина пробега: 600 м
Источник: dogswar.ru