ArtGuns » Оружейная экзотика » Опытный ударный вертолет TAI T929 ATAK-2 (Турция)

Опытный ударный вертолет TAI T929 ATAK-2 (Турция)

26 июнь 2025, Четверг
7
0
28 апреля в Анкаре в первый раз оторвался от земли и в течение получаса делал висения, развороты и маленькие передвижения над полосой аэродрома макет нового турецкого томного боевого вертолета Т929, создаваемого в рамках программки АТАК-2 (время от времени называется ATAK II). Договор на его разработку был выдан компании TAI Агентством оборонной индустрии Турции в феврале 2019-го, а в мае такого же года на выставке IDEF 2019 в Стамбуле показали облегченный полноразмерный макет машины. Сообщалось, что наибольшая взлетная масса вертолета составит более 10 тонн, а масса размещаемой на 6 точках подвески под крылом боевой нагрузки - 1200 кг. Не так давно появились уточненные данные, согласно которым наибольшая взлетная масса T929 ATAK-2 достигнет 11500 кг, а масса боевой нагрузки - 1500 кг. Ожидается, что T929 ATAK-2 будет иметь наивысшую скорость полета более 300 км/ч (указывались значения 315 км/ч, потом - 324 км/ч) и практический потолок 6000 м (статический потолок без учета воздействия земли при температуре окружающего воздуха +35°С - 1800 м). В конце июня 2021 г. в турецких и забугорных СМИ была всераспространена информация о подписании соглашения меж Turkish Aerospace Industries и запорожским АО «Мотор Сич» на поставку в 2022-2025 гг. для оснащения первых вертолетов T929 ATAK-2 партии из 14 турбовальных движков ТВ3-117ВМА-СБМ1В-01Т взлетной мощью 2500 л.с. По данным в турецкой печати, 1-ые два таких мотора прибыли в Анкару в январе 2023 г., после этого спецы TAI приступили к их монтажу и отработке на построенном к тому времени опытнейшем экземпляре T929 ATAK-2. 23 апреля в особом закрытом испытательном сооружении TAI состоялся 1-ый пуск движков на борту вертолета с раскруткой несущего и управляющего винтов - видеосюжет об этом был размещен агентством «Анадолу». А спустя всего некоторое количество дней, 28 апреля, вертолет T929 ATAK-2 был выведен на аэродром и в первый раз поднят в воздух. В интервью «Анадолу» пилотировавший машину летчик-испытатель Ариф Атеш сказал, что 1-ое испытание T929 ATAK-2 в воздухе длилось около получаса, вертолет выполнил руление по полосе, вертикальный взлет, отработал висение на высоте около 6 м над землей, развороты и маленькие передвижения вперед, вспять и вбок со скоростью до 20 км/ч, продемонстрировав неплохую устойчивость и маневренность. По его словам, первому взлету предшествовали 11,5-часовые наземные тесты вертолета на привязи с работающими движками, которые выводились на различные режимы - от малого газа до взлетного. Последующей вехой в программке испытаний будет выполнение первого полета по кругу с следующим постепенным расширением эксплуатационного спектра скоростей и высот прямо до заложенных в проект значений, а потом планируется приступить к отработке вооружения. Ариф Атеш подтвердил, что наибольшая взлетная масса T929 ATAK-2 составит 11,5 т, а масса боевой нагрузки - 1500 кг. Отметим, что настолько томные боевые вертолеты выполняются сейчас исключительно в Рф, и даже американский AH-64 Apache имеет наименьшую взлетную массу (до 10,4 т). Томные боевые вертолеты T929 ATAK-2 должны дополнить в Армии Турции более легкие T129 (АТАК), серийные поставки которых ведутся компанией TAI с 2014 г. Договор меж Turkish Aerospace Industries и компанией AgustaWestland (сейчас - Leonardo Helicopters) на создание в рамках проекта АТАК боевого вертолета T129 на базе итальянского Agusta A129 Mangusta (проходил летные тесты с 1983 г:, на вооружение итальянской армии поступал с 1990 г.) был заключен в сентябре 2007 г: Турецкий T129 отличается от итальянского А129 возросшей с 4600 до 5065 кг наибольшей взлетной массой, применением турбовальных движков LHTEC (Rolls-Royce/Honeywell) CTS800-4А мощью 1375 л.с. (заместо Rolls-Royce Gem 2-1004D мощью 890 л.с.) и усиленной коробкой. В состав оборудования и вооружения введены изделия турецкой оборонной индустрии, в т.ч. противотанковые ракеты UMTAS и L-UMTAS, легкие управляемые ракеты Roketsan Cirit с лазерным наведением и др. 1-ые девять серийных T129 были переданы заказчику в облегченной комплектации - в варианте огневой поддержки T129A (еще без способности внедрения управляемого вооружения турецкого производства), после этого начались поставки многоцелевой модификации T129B, приспособленной для использования всей предусмотренной проектом номенклатуры вооружения и оборудования. По официальным данным TAI, компания получила заказы на 59 вертолетов T129 (плюс 32 в опционе) от Сухопутных войск Турции и 24 (не считая опциона на три машины) - от Министерства внутренних дел страна: - для Жандармерии (внутренних войск МВД) и авиационного департамента Управления безопасности МВД. В 2021 т. был заключен экспортный договор на поставку 6 T129 на Филиппины: 1-ые две машины были переданы заказчику в апреле 2022 г., еще две - в декабре. В январе этого года командующий ВВС Нигерии заявил, что его страна в последнее время получит 6 T129. Три 10-ка таких вертолетов собирался приобрести Пакистан, но США отказали в выдаче экспортной лицензии на используемые на них движки. В общей трудности к началу 2023 г. заказчикам поставлено 83 вертолета T129, их создание длится. В компоновочном плане новый T929 ATAK-2 подобен T129, но приметно больше его и в два раза тяжелее, что позволяет использовать более суровое бронирование и больше различного вооружения. Вертолет производится по одновинтовой схеме с пятилопастным несущим винтом с саблевидными законцовками и четырехлопастным управляющим винтом на левой стороне хвостовой балки. Неубирающееся шасси состоит из главных опор, размещенных чуток впереди центра масс, и хвостовой опоры под управляющим винтом. Экипаж из 2-ух человек размещается по схеме «тандем» в 2-ух отдельных кабинах с плоскими бронестеклами, выдерживающими попадание пуль калибра 12,7 мм. Так как на T929 ATAK-2 использованы движки с осевым компрессором и, соответственно, лобовым воздухопоглотителем, с выводом вала свободной турбины вспять, они инсталлируются по краям фюзеляжа рядом с основным редуктором (приблизительно как на российских Ми-28 и Ка-52, оснащаемых схожими движками ТВ3-117ВМА и ВК-2500). На стадии наземных отработок и при первом подъеме в воздух на вертолете еще не были смонтированы капоты движков, пылезащитные устройства воздухопоглотителей, капоты и обтекатели отсека головного редуктора, панели отсека оборудования перед ним (за кабиной экипажа), также съемные панели хвостовой и концевой балок, под которыми размещены трансмиссионные валы привода управляющего винта и его редукторы. Благодаря отсутствующим деталям фото и видеоклипы с первого висения T929 ATAK-2 позволяют получить хорошее представление о сборке и устройстве силовой установки и коробки вертолета. Под носовой частью фюзеляжа установлена многоканальная оптико-электронная обзорно-прицельная система (пока, видимо, в макетном варианте) и пушечная установка на поворотной турели. Сообщалось, что на вертолете будет применяться пушка калибра 30 мм. Различное неуправляемое и управляемое вооружение будет располагаться на 6 точках подвески под маленькими консолями крыла. В число используемых средств поражения подразумевается включить неуправляемые ракеты в блоках и авиабомбы, управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» (в т.ч. противотанковые) и «воздух-воздух», разработанные и производимые турецкими предприятиями. Отмечается, что вероятна несимметричная подвеска вооружения. 1 мая во время мероприятия с ролью президента страны Реджепа Эрдогана на местности компании Turkish Aerospace Industries в Анкаре 1-ый T929 ATAK-2 в числе другой выпускаемой TAI техники был продемонстрирован уже в вполне собранном виде. Все недостающие в первом испытании детали установили на свои места (правда, еще не были смонтированы пылезащитные и экранно-выхлопные устройства на входе и выходе движков), а на 6 точках подвески под крылом расположили различное неуправляемое и управляемое вооружение. Сообщается, что в согласовании с имеющимся договором TAI должна выстроить к 2027 г: и передать турецким Вооруженным силам для войсковых испытаний и освоения эксплуатации три опытнейших вертолета T929 ATAK-2.

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!