ArtGuns » Бронетехника » Многоцелевой транспортер-тягач МТ-ЛБ (СССР)

Многоцелевой транспортер-тягач МТ-ЛБ (СССР)

10 июль 2025, Четверг
5
0
Многоцелевой транспортер-тягач МТ-ЛБ предназначался для буксирования артиллерийских систем и прицепов общей массой до 6,5 т, монтажа вооружения и военной техники и под оборудование машин специального предназначения. Он мог употребляться для перевозки мотострелков (до 11 человек) военных грузов и транспортировки покалеченых, также в качестве командно-штабной машины. МТ-ЛБ был разработан в 1964 г. конструкторским бюро Харьковского тракторного завода им. Серго Орджоникидзе (главный конструктор завода А.Ф. Белоусов). ОКР по созданию «легкого многоцелевого гусеничного тягача-транспортера» проводилась на основании Постановления СМ СССР от 29 июня 1962 г. Машина была сотворена на базе унифицированного гусеничного шасси для тягачей АТ-Л и АТ-П и при проектировании имела обозначение «Объект 6». Транспортер-тягач был принят на вооружение Постановлением СМ СССР от 25 декабря 1964 г. л приказом министра обороны СССР от 1 февраля 1965 г. Массовое создание машины на ХТЗ началось в 1966 г. МТ-ЛБ имел три отделения - отделение управления, моторно-трансмиссионное отделение и десантное (либо грузовое) отделение. Отделение управления находилось в фронтальной части корпуса. В нем были расположены механик-водитель и командир машины, механизмы управления, агрегаты коробки и крутящаяся пулеметная башенка. В средней части корпуса в особом отсеке, несколько смещенном к левому борту от продольной оси машины находилось МТО. Большая часть корпуса использовалась для перевозки личного состава либо грузов, образуя десантное отделение либо отделение грузовой платформы. Для ведения огня десантом из личного орудия в корпусе имелось 4 амбразуры. От обитаемых отделений МТО было отгорожено теплошумоизоляционными перегородками. Для сообщения отделения управления с десантным отделением с правой стороны мотора имелся проход, в каком были установлены два откидных сидения. Главным орудием транспортера-тягача являлся 7,62-мм пулемет ПКТ, располагавшийся в броневой башенке ТКБ-01. Наибольший угол возвышения пулемета составлял +40°, а понижения - -5°. Боекомплект к пулемету составлял 1000 патронов. Сварной герметичный корпус изготавливался из броневой стали. Лобовая броня обеспечивала защиту от 7,62-мм бронебойных пуль при всех курсовых углах обстрела с дальности 250 м, а бортовая броня - при углах ± 75°. Для чистки от пыли подаваемого в обитаемые отделения транспортера воздуха в нагнетателе имелся фильтр инерционного тина. Базу силовой установки составлял многотопливный 8-цилиндовый четырехтактный V-образный авто дизель ЯМЗ-238В Ярославского моторного завода мощью 176 кВт (240 Л.С.). Радиатор жидкостной системы остывания размещался слева от мотора. Особое устройство обеспечивало обогрев Ножик в охлаждающей системе и масла в картере мотора. Запуск мотора выполнялся при помощи электронного стартера СТ-103. Базу механической коробки составлял двухпоточный МПП. В его состав входили двухдисковый главный фрикцион сухого трения, двухвальная шестиступная коробка и дна суммирующих планетарных ряда с фрикционными устройствами управления машиной. МПП обеспечивал получение 2-ух фиксированных радиусов поворота на всех передачах, не считая первой передачи, также неуравновешенный поворот на нейтрали вокруг центра тяжести машины. Управление поворотом машины производилось при помощи 2-ух рычагов. В ходовой части использовались персональная торсионная подвеска и гусеницы с закрытым железным шарниром. Пустотелые опорные катки с внешней амортизацией были сделаны из дюралевого сплава, на последних узлах подвески устанавливались поршневые гидроамортизаторы, имевшие аналогичную конструкцию той, которая была разработана для амортизаторов устанавливавшиеся на опытнейшем легком танке «Объект 906». При транспортировании на борте самолета Ан-12 с целью уменьшения размера машины по высоте при помощи замкового устройства выполнялось выключение подвески. Перед преодолением аква преграды на корпусе машины устанавливались гидродинамические щитки, подымался волноотражательный щиток и удлинялась воздухозаборная труба. Движение на плаву производилось за счет вращения в воде гусениц. Удаление просочившейся забортной воды производилось при помощи приводного насоса. Припас плавучести машины составлял 36% (с грузом 2т- 22,5%). Для подогрева обитаемых отделений транспортера использовалась автономная отопительно-вентиляционная установка ОВ-65Г. Электрическое оборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети - 24 В. При неработающем движке источником электроэнергии являлись две аккумуляторные батареи 6-СТЭН-140М. Связь снутри транспортера обеспечивалась танковым переговорным устройством Р-124. В машине было предвидено место для установки УКВ радиостанции Р-123М. Транспортер-тягач сразу мог перевозить груз массой до 2,0 т и буксировать прицепы массой до 6,5 т на расстояние до 500 км. Соединение с прицепом производилось при помощи тяговосцепного устройства обоестороннего деяния. При боевой массе 9,7 т транспортер-тягач развивал скорость по шоссе до 61,5 км/ч. Для работы в критериях труднопроходимой местности северных районов были разработаны две модификации тягача МТ-ЛБ - снегоболотные транспортеры-тягачи МТ-ЛБВ («Объект 3») с уширенной гусеницей и МТ-ЛБВ-М с уширенной гусеницей и 12,7-мм пулеметом НСВ. Обе модификации были разработаны в 1966 г. и приняты на вооружение приказом министра обороны СССР от 6 ноября 1967 г. Массовое создание было скооперировано с 1968 г. на ХТЗ, потом на тракторном заводе во Владимире, также по лицензии в Болгарии и Польше. В конце 60-х гг. проводились работы по оснащению машины оборудованием для самоокапывания. После производства и тесты опытнейшего эталона, имевшего обозначение «Объект 11», приказом министра обороны от 18 июля 1970 г. тягач с оборудованием для самоокапывания был принят на вооружение. В 1967-1971 гг. конструкторским бюро Харьковского тракторного завода на базе МТ-ЛБ было создано всеприменимое легкое бронированное гусеничное шасси МТ-ЛБу «Маргаритка» («Объект 10»). Оно было принято на вооружение приказом министра обороны СССР от 17 июля. 1972 г. Шасси МТ-ЛБ являлось базой для сотворения во 2-м периоде после войны разведывательной хим машины РХМ «Кашалот», командирской машины хим разведки РХМ-К «Кашалот-К», комплексов обнаружения ядерных взрывов «Баскунчак-1» и «Баскунчак-2» (6 образцов), машины боевого внедрения «Сапфир», машины авианаведения «Трель», боевой машины ЗРК «Стрела-10СВ», боевой машины ЗРК «Стрела-10М2», боевой машины ЗРК «Стрела-10М3» (6 образцов), ПТРК «Штурм-С», ПТРК «Атака-С», дорожно-землеройной машины АДЗМ («Восторг»), радиолокационной станции «Леопард», CHAP-10 и др. Всего в семейство машин на базе шасси МТ-ЛБ заходит 22 разных эталона. Многоцелевой транспортер-тягач МТ-ЛБ Боевая масса - 9,7 т; экипаж - 2 чел., десант - 11 чел.; вооружение: пулемет - 7,62 мм; броневая защита - противопульная; мощность мотора -176 кВт (240 л.с.); наибольшая скорость: на суше - 61,5 км/ч, на плаву - 5-6 км/ч. создатель статьи: Солянкин А.Г. первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!