ArtGuns » Боеприпасы » Авиационная управляемая ракета AIM-54 Phoenix (США)

Авиационная управляемая ракета AIM-54 Phoenix (США)

12 июнь 2025, Четверг
12
0
Посреди основных задач палубной авиации - завоевание приемущества в воздухе и защита авианосных группировок уже на далеких подступах. Когда в 1960-е годы в США занялись далеким палубным истребителем-перехватчиком, в комплекте с ним разрабатывали ракету воздушного боя большой дальности. В 1960 году начались опытно-конструкторские работы по авиационной управляемой ракете (УР), сначало обозначенной AAM-N-11 и созданной для вооружения палубной модификации истребителя F-111B. УР должна была поражать цели (противокорабельные ракеты, их самолеты-носители, истребители) не только лишь на огромных - около 100 морских миль - дальностях, да и в широком спектре высот. В 1962 году в качестве создателя ракетного комплекса была выбрана компания «Hughes Aircraft». В 1963-м ракете присвоили имя «Phoenix» и (в связи с общим конфигурацией обозначений) индекс AIM-54. Летные тесты скоростной «дальнобойной» управляемой ракеты начались в 1965 году. До 1973-го успели провести 53 запуска. За этот период времени от использования на флоте истребителей F-111 отказались - как, кстати, и от планов вооружить УР AIM-54 Phoenix самолет U-2. УР AIM-54 Phoenix в купе с бортовой станцией наведения и управления орудием AN/AWG-9 стала главным элементом нового авиационного комплекса на базе палубного истребителя F-14 Tomcat. Испытательные запуски с F-14 ВМС провели в апреле - декабре 1972 года. В это время AIM-54 Phoenix продали Ирану. В 1973 году «Hughes Aircraft» получила договор на массовое создание ракет AIM-54 Phoenix и станций AN/AWG-9. Официально авиационно-ракетный комплекс принят на вооружение в марте 1975 года.

КОМПЛЕКС «ФЕНИКС»

Управляемая ракета AIM-54 Phoenix построена по обычной аэродинамической схеме с крестообразными крылом и рулями. В головной части ракеты установлены головка самонаведения (ГСН) и аппаратура управления, в средней - осколочно-фугасная боевая часть, за ней - твердотопливный ракетный движок Rocketdyne Flexadyne Mk.47, дальше - гидравлические приводы рулей. Фюзеляж имел теплоизоляционное покрытие, не избыточное при скоростях полета более 4 Махов. Система наведения - комбинированная. На исходном и среднем участках линии движения ракета наводилась по полуактивному принципу - на отраженное от цели излучение РЛС станции наведения. На конечном участке - на удалении около 16-18 км от цели - импульсно-доплеровская радиолокационная ГСН ракеты переходила в активный режим самонаведения. Малая дальность захвата цели ГСН - 3,7 км. Предпочтительны были полет на большой высоте и атака цели с пикирования. Подрыв боевой части выполнялся радиолокационным, инфракрасным неконтактным либо контактным взрывателем. 6 ракет AIM-54 Phoenix подвешивалось под крылом и фюзеляжем истребителя F-14A Tomcat, снаряженного пусковыми устройствами LAU-93 и станцией AN/AWG-9. Последняя включала импульсно-доплеровскую РЛС с дальностью деяния до 180-240 км, позволяющую сразу выслеживать до 24 целей и наводить по одной ракете на 6 из них - такая «многозадачность» авиационного ракетного комплекса была реализована в первый раз.

МОДИФИКАЦИИ

В 1977 году начаты работы по модернизации ракеты с целью увеличения способностей поражения высокоманевренных целей на огромных высотах, целей на фоне земной и аква поверхности, групповых целей в плотных боевых порядках. Вакуумные радиоэлектронные элементы заменялись твердотельными, что позволяло уменьшить издержки электроэнергии и сделать лучше характеристики надежности. Аналоговые вычислительные устройства подменяли цифровыми. Улучшали помехозащищенность. Летные тесты начались в 1979 году, и в 1986-м была принята модификация AIM-54C (модификация AIM-54B серийно не выполнялась). Наведение на исходном и среднем участке линии движения осуществляется командно-инерциальной системой на базе бортовой ЦВМ и дополнительно установленной бескарданной гиростабилизированной платформы. В ГСН передатчик на базе клистрона заменен твердотельным, работающим в режиме линейной частотной модуляции. Повысились способности выделения сигнала от целей и определения нрава цели. В приемопередатчик введены средства компенсации аберрационных искажений, вносимых носовым обтекателем при значимых отклонениях координатора ГСН - к примеру, при большой разности высот ракеты и цели. Движок - твердотопливный Aerojet Mk.60 Mod.0. Создание AIM-54C длилось до 1993 года. Последующий шаг модернизации начался в 1988 году. В ГСН введена антенна с уменьшенным уровнем боковых лепестков диаграммы направленности, снижен коэффициент шума. В 1990 году проходят тесты варианты, известные как AIM-54C+ и AIM-54C ЕССМ. В итоге принята модификация AIM-54 ECCM/Sealed («радиоэлектронной защиты/ герметизированная»). В 2002 году ВМС США решили снять оставшиеся управляемые ракеты AIM-54C и AIM-54 ECCM/Sealed с вооружения, что и было изготовлено официально в сентябре 2004-го, даже ранее, чем сняли с вооружения носители этих ракет - истребители F-14 Tomcat. Иран в 2013 году представил управляемую ракету «Fakour-90» класса «воздух - воздух», разработанную, видимо, как развитие AIM-54 Phoenix. Технические свойства AIM-54 Phoenix Наибольшая дальность запуска, км 185 Наибольшая высота поражения цели, м 24800 Наибольшая скорость полета, М_4,1 M Система наведения - комбинированная - полуактивное и активное РЛ самонаведение Движок РДТТ - Aerojet Mk.60 /Rocketdyne Flexadyne Mk.47 Стартовая масса ракеты, кг 454 Масса боевой части, кг 61 Тип боевой части - осколочно-фугасная Mk.82 Длина ракеты, мм 3900 Поперечник фюзеляжа, мм 380 Размах крыла, мм 914

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!