
Сторожевые корабли проекта 1135 "Буревестник" - проектировались в Северном ПКБ (ЦКБ-53) г. Ленинграда под управлением головного конструктора Н. П. Соболева, основным наблюдающим от ВМФ был назначен капитан 2 ранга И. М. Стецюра. Тактико-техническое задание (ТТЗ) сторожевого корабля (СКР) для противовоздушной и противокорабельной обороны кораблей и транспортов в ближней морской зоне от атак низколетящих самолетов и управляемых реактивных снарядов (крылатых ракет) и противолодочной обороны (ПЛО) кораблей и транспортов в море, было выдано управлением ВМФ СССР в 1964 году. Технический проект 1135 предугадывал дальность плавания 14 узловым ходом до 4000 миль, а полная скорость хода 32 узла при стандартном водоизмещении в 2800 тонн. Корабль проекта 1135 "Буревестник" отличался от ранее построенных для ВМФ СССР кораблей наличием ПЛРК РПК-4 "Метель", которая способна уничтожать любые подводные лодки впереди по курсу корабля, а так же уникальной газотурбинной энергоустановкой, маршевой редукторной приставкой, подкильной и буксируемой Угасал. Корабли строились на трёх заводах в Калининграде(Кёнигсберге), в Керчи и в Ленинграде для всех четырёх флотов.
Корпус корабля проекта 1135 "Буревестник" цельносварной из стали марки МК-35, с быстрым наклоном форштевня, округленными обводами, с протяжённым полубаком, который имел значительную седловатость в носовой оконечности, с нижней палубой и платформами в носовой и кормовой оконечностях, трюмом, также двойным дном. Корпус набирался по смешанной системе набора, отношение длины к ширине составляло 8,6. 2-ое дно имело толщину 5-мм, а внутренние переборки производились из алюминиево-магниевого сплава АМГ-61. В нос и корму от машинно-котельных отделений размещалась нижняя палуба и платформы. Личный состав мог передвигаться по кораблю без выхода на верхнюю палубу, что соответствовало требованиям противоатомной защиты (ПАЗ). Все надстройки и котельные кожухи производились из из алюминиево-магниевых сплавов АМГ-61 шириной 3-мм. В носовой надстройке размещались ПУ ЗРК "Оса-М" и носовой погреб ЗУР, отсеки РБУ-6000, вентиляторные, агрегатные, кают-компания офицеров, буфет, каюты командира корабля, заместителя и командира соединения, посты.
Во 2-м ярусе носовой надстройки расположили главный командный пункт (ГКП), шифропост, ходовая рубка и сигнальный мостик, посты. Во 2-ой надстройке сосредоточены агрегатные помещения станции управления огнем «Турель» и ЗРК «Оса». 3-я надстройка соединяет воединыжды фальштрубу и помещение кормового ЗРК "Оса-М". В самой кормовой части корабля смонтировали помещение БУГАС «Вега» с необычным подъемно-опускным устройством ПОУКБ-1. Эта разработка Зеленодольского ПКБ обеспечивает открытие и закрытие транцевой крышки, погружение в воду, буксировку, подъем и установку на штатное место тела буксируемой Угасал на ходу корабля более 9 узлов. Двухместные каюты для офицеров и мичманов, камбуз и две матросские столовые, расположили под полубаком в носовой части корабля, на главной палубе. Матросы размещались в кубриках, носовых и кормовых по 10-15 человек в каждом. Подогрев помещений обеспечивался за счёт калориферного отопления.
Устанавливались активные успокоители качки, убирающиеся автоматом, типа УКА-1135, которые обеспечивали уменьшение бортовой качки в 3,5-4 раза (до амплитуды 8-10°). Рангоут был представлен одной фок-мачтой ажурной конструкции с решетчатым реем и очень оттянутой в корму стеньгой, тоже ажурной. Тут располагаются антенны радиотехнических устройств и связи, ходовые огни и сигнальные фалы. Венчает фок-мачту антенна РЛС «Ангара-А» с 2-мя параболическими рефлекторами. Мореходность корабля заслуживает высочайшей оценки. СКР отлично восходит на волну, а заливаемость и забрызгиваемость на всех скоростях фактически отсутствует. Маленькая забрызгиваемость кормовой части палубы наблюдается только при скоростях более 24 узлов и на циркуляции при курсовом угле 90° к волне. Внедрение всех видов орудия может быть на всех скоростях при состоянии моря до 4 баллов без успокоителей качки и поболее 5 баллов при их включении.
Непотопляемость корабля проекта 1135 "Буревестник" обеспечивалась делением на 14 водонепроницаемых отсеков:
- Бульб антенны Угасал "Титан", цепной ящик, шпилевое отделение, шкиперская кладовая, такелажная кладовая, форпик;
- Бульб антенны Угасал "Титан", посты Угасал "Титан", отделение вьюшки, ленинская комната, библиотека;
- Цистерна воды, пост Угасал "Титан", помещение вентиляторов, пост Угасал "Титан", тамбур, кладовые, кубрик команды, вентиляторная, кают-компания мичманов, буфет мичманов;
- Топливные цистерны, помещения систем и агрегатов, пост ЗРК "Оса-М", посты "Муссон" и "Цветок", каюты офицеров, арсенал, текстильная кладовая;
- Топливные цистерны, погреб боезапаса, помещение вентиляторов, посты, тамбур, каюты мичманов, кубрик команды, пост РБУ-6000, скрытая канцелярия, коридоры мичманов и офицеров, каюты мичманов и офицеров;
- Топливные цистерны, помещения систем и агрегатов, посты и кладовые, помещение вентиляторов, кубрики команды, коридоры мичманов и офицеров, каюты мичманов и офицеров;
- Цистерны, помещения систем и агрегатов, гиропост, тамбур, кладовые, посты, кубрики команды, гальюны офицеров, коридоры мичманов и офицеров, каюты мичманов и офицеров;
- Топливные цистерны, помещение дизель-генераторов и хладомашин, госпиталь и амбулатория, помещения вентиляторов и агрегатов, каюты офицеров, коридор офицеров;
- Цистерны, машинное отделение маршевых турбин и приставки, ПЭЖ и вспомогательный котёл, столовые команды, камбуз и посудомойка, кладовая сухой провизии, штормовой коридор;
- Топливные цистерны, машинное отделение форсажных турбин и муфт соединения, коридоры газохода, штормовой коридор, хлебопекарня, помещения общего использования команды, электрическая станция корабля;
- Топливные цистерны, помещения систем и агрегатов, помещения вентиляторов, кубрики команды, места общего использования команды, каюта мичманов, ПУ и погреб кормовой ЗРК "Оса-М";
- Топливные цистерны, кормовые погреба боезапаса, кладовые, отделение рефрижераторных машин, тамбур, отделение компрессоров, коридор кормовых погребов боезапаса, кубрики команды;
- Топливные цистерны, отделение лебёдки БУГАС "Вега", хим кладовая;
Помещение ПОУКБ БУГАС "Вега", отделение вьюшки ПОУКБ, румпельное отделение, водолазная кладовая, пост управления БУГАС.
По расчетам, корабль проекта 1135 "Буревестник" был должен оставаться на плаву при затоплении 3-х смежных либо 5 несмежных отсеков. Управляющее устройство включало электронную управляющую машину, управление рулем - электронное с ходового мостика и ручное из румпельного отделения. Машина управляла 1 полубалансирным рулём. Противопожарные средства включают обыденную водяную систему, хим систему ОХТ марки ЖС-52 и набор противопожарного снаряжения. Средства спасения включали 1 моторный катер, 1 шестивёсельный ял и 20 надувных аварийных плотиков ПСН-10.
Силовая установка механическая, двухвальная, с 2-мя газотурбинными агрегатами М-7К мощью по 24 000 л. с. каждый, расположенных попарно в 2-ух смежных машинных отделениях (МО). Газотурбинный агрегат(ГТА) включал одну маршевую газовую турбину М60 мощью на 6 000 л.с. смонтированную на навесной платформе и форсажную турбину М3 мощью на 18 000 л.с. Все турбины имеют газовый реверс. Маршевые турбины оснащались общей маршевой редукторной приставкой, которая обеспечивала подключение и отключение хоть какой маршевой турбины, как на оба вала, так и на каждый вал в отдельности, что улучшило экономичность ГЭУ на 25%. Форсажные турбины подключались к валопроводам через шинно-пневматические муфты. Время запуска турбин из прохладного состояния до оборотов холостого хода составляло менее трёх минут. Срок службы газовых турбин М60 — 12 лет, М3 — 25 лет, а ресурс до капремонта составлял 20 000 часов соответственно.
Агрегаты передавали вращение через бортовые валы на два четырёхлопастных, малошумных винта регулируемого шага (РШ) в обтекателях. Управление ГЭУ производилось удаленно. Полная скорость корабля составляла 32,2 узла. Полный припас горючего включал 450-550 тонн. СКР при оперативно-экономическом ходе в 17 узлов имел расход горючего в 143 кг/милю и дальность плавания 3500 миль. На полном ходу в 32,2 узла расход горючего составлял 390 кг/милю, а дальность плавания - 1300 миль. Пар для бытовых нужд вырабатывался вспомогательным котлом типа "КВС". Электроэнергетическая система переменного тока имела напряжение 380 В и включала 5 дизель-генераторов ДГАС-500/1МШ мощью по 500 кВт каждый. В качестве аварийного источника питания использовались батареи.
Вооружение корабля проекта 1135 "Буревестник" состояло из:
- 2 спаренных стабилизированных 76-мм башенных автоматических артустановок АК-726 с длиной ствола 59 калибров, расположенных в корме. Боекомплект, состоял из 500 выстрелов на ствол, подача осуществлялась элеваторами из подбашенного погреба. Установки имели бронирование шириной 5-мм. Темп стрельбы составлял 40-45 выстрелов на ствол с следующим 3 мин. остыванием забортной водой, а живучесть ствола доходила до 3000 выстрелов. Заряжание стволов обойменное по 2 выстрела в каждой обойме, снаряжение обойм проводилось в ручную. Расчёт установки включал 9 человек (в том числе 4 на загрузке элеватора подачи). АУ с помощью удаленного привода Д-67-1 разворачивалась на лево либо на право на угол до 164° от походного положения, а вертикальный угол наведения составлял от -10° до +85°. Исходная скорость снаряда составляла 980 м/с, а дальность стрельбы по морской либо береговой цели - до 15 км при помощи корабельных средств обнаружения цели, наибольший потолок - до 11 км. Управление стрельбой производилось 1 устройством управления артиллерийским огнём (ПУАО) "Турель-1135", который обеспечивал обработку начальных данных и решал задачки стрельбы по морской, береговой и воздушной целям. Сопровождение 1 хоть какой цели производилось при помощи 1 РЛС управления МР-105 "Турель" и автономного кольцевого прицела "Призма". Вес установки достигал 26 тонн.
- 2 ЗРК малой дальности "Оса-М", размещённых один в носовой части и один в кормовой части корпуса под палубой в особых погребах, в каких располагался и боекомплект по 24 ЗУР 9М-33. Пусковая установка комплекса (ПУ) ЗИФ-122 с 2 пусковыми направляющими опорами расположенными вертикально и вращающейся частью, находится под палубой в походном положении, а ракеты расположены по 5 штук на 4 барабанах. При переходе в боевое положение подъемная часть ПУ подымается вкупе с 2-мя ракетами. После запуска первой ракеты происходит поворот барабана, обеспечивающий выход на линию заряжания очередной ракеты. После запуска 2-ой ракеты пусковые балки автоматом становятся вертикально, поворачиваются к наиблежайшей паре барабанов, и подъемная часть ПУ опускается за очередными 2-мя ракетами. Время перезаряжания ПУ находится в границах 16-21 секунд. Скорострельность - 2 выстрела за минуту по воздушным целям и 2,8 выстрела за минуту по надводным, время переноса огня на другую цель 12 секунд. Вес ПУ без боекомплекта составляет 6850 кг. Ракета 9М-33 одноступенчатая с двухрежимным твердотопливным движком. Стартовый заряд телескопический, а маршевый заряд одноканальный. Ракета скомпонована по аэродинамической схеме "утка", т.е. имеет рули в носовой части. Четыре крыла конструктивно объединены в крыльевой блок, который установлен подвижно относительно корпуса и в полете свободно крутится.
При средней скорости полета до 500 м/с ракета может маневрировать по линии движения "трёхточка" либо "половинное спрямление". Управление ракетой в полете осуществляется радиокомандной системой наведения с автоматическим сопровождением цели и выводом ЗУР на линию визирования. При сходе ракеты с ПУ взводится радиолокационный взрыватель и снимается последняя ступень предохранителя. Радиовзрыватель начинает источать радиомагнитные импульсы. При подаче радиокомандного сигнала от счётно-решающего устройства СУ происходит подрыв боевой части (15 кг) в радиусе до 15 метров от цели. В случае просвета ракеты мимо цели на ракету подается команда на самоликвидацию с подрывом боевой части. Система управления состоит из 2 радиолокационных станций, которые имеют канал обнаружения целей, канал сопровождения цели и канал сопровождения ракеты, также канал радиокоманд на ракету и счётно-решающий устройство. Обнаружение целей происходит на дальности от 25 до 30 км при высоте цели 3,5-4 км и скорости до 420 м/с, а на огромных высотах на дальности до 50 км. Сопровождение цели и выдача радиокоманд проводится на дальности до 15 км. Малая высота поражения цели составляет 60 метров над уровнем моря.
- 1 счетверённой, наводящейся в горизонтальной плоскости пусковой установке (ПУ) КТ-106 управляемого ракетного противолодочного комплекса УРПК-4 «Метель», расположенной в носовой части корабля. Боекомплект, включал 4 ракето-торпеды 85Р. Стрельба делается двухракетными залпами либо одиночными ракетоторпедами по данным Угасал МГ-332 "Титан-2" и БГАС МГ-325 "Вега" либо наружных источников целеуказания — кораблей, вертолетов, а так же гидроакустических буев на дальностях от 6 до 50 км. В качестве боевой части, твердотопливной телеуправляемой ракеты 85Р употребляется самонаводящаяся торпеда АТ-2Мозг (создатель - НИИ «Гидроприбор», главный конструктор В.С. Осипов). По команде корабельной, автономной системы управления "Муссон", торпеда в расчетной точке нахождения ПЛ отделяется от ракеты и приводняется на парашюте, потом заглубляется, проводит циркуляционный поиск своей системой самонаведения и поражает цель. Глубина погружения торпеды АТ-2Разум составляет 400 метров, а скорость в режиме поиска — 23 узла, в режиме наведения - 40 узлов. Дальность хода торпеды до 8 км. Радиус реагирования активно-пассивной системы самонаведения торпеды доходит до 1 км, а масса заряда ВВ около 100 кг.
- 2 реактивных бомбомётов РБУ-6000 "Смерч-2" калибра 212-мм с 12 стволами от ПУСБ "Буря", расположенных в носовой части корпуса. Стрельба велась одной либо 2-мя установками, как одиночными выстрелами, так и залпами. Припас глубинных бомб РГБ-60 размещался в погребе, а заряжание пакета стволов выполнялось при помощи удаленно управляемого устройства, в которое бомбы из погреба подаются особым подъемником. После загрузки последнего ствола РБУ-6000 автоматом перебегает в режим наведения, а после израсходования всех бомб - опять в режим заряжания: пакет стволов опускается на угол 90° и разворачивается для заряжания еще одного припаса по курсовому углу. РБУ-6000 получает целеуказание от корабельной Угасал МГ-332 "Титан-2" либо от системы «Дозор-Тюльпан». Наведение РБУ-6000 делается по горизонтали и по вертикали, а движущие устройства - электроприводы. Дальность деяния установки от 300 до 5800 метров, а глубина поражения цели от 15 до 450 метров. Радиус разрушительного воздействия на подводную лодку до 7 метров. Скорострельность РБУ-6000 - 2,4 выстрела/мин., а скорость погружения - 11,6 м/с. Масса установки составляет 3,1 тонны.
- 2 четырёхтрубных 533-мм торпедных аппаратов ЧТА-53-1135 с устройством управления торпедной стрельбой (ПУТС) СУ-504А "Дракон-1135", расположенных побортно на палубе полубака сзади носовой надстройки. Торпедные аппараты пневматические, оснащались ручным приводом и механическим электрическим приводом для удаленной наводки. Для удаленного управления торпедной стрельбой употреблялся устройство управления торпедной стрельбой "Дракон-1135", который обеспечивал поочередный и залповый выстрел торпед. Торпеда 53-65К кислородная, противокорабельная, самонаводящаяся. Система наведения активная, акустическая с вертикальным лоцированием кильватерного следа. Глубина хода торпеды управлялась гидростатическим аппаратом и зависела от противодействия силы сжатия пружины аппарата с одной стороны и давления воды с другой. Один оборот ключа в установочной головке при сжатии пружины соответствует 0,33 метра заглубления. Выход на заданную глубину хода ступенчатый, при выходе из ТА надводного корабля торпеда далает "мешок" (заглубляется), горизонтальные рули стоят на стопоре, в положении "на погружение". Вес БЧ торпеды составлял 500 кг при весе самой торпеды в 2,1 тонны, а скорость хода доходила до 43 узлов при дальности деяния 19 км и глубине погружения до 12 метров. Боезапас включал 8 торпед в ТА.
- 16 мин ИГДМ-500. Мина донная, неконтактная, двухканальная, индукционно-гидродинамическая имела габариты 2900х450 мм. Мина включала предохранительные приборы, которые при замыкании контактов, после установки мины, подключают к схеме неконтактного взрывателя все батареи питания. БЧ вмещала 200 кг взрывчатого вещества, время прихода в боевое положение от 1 до 3 часов, зависимо от глубины места постановки. Для постановки мин использовались минные рельсы, что упрощало постановку мин на ходу. Глубина места постановки составляла от 8 до 35 метров.
- 2 быстроходных акустических охранителей (БОКА) для защиты от акустических торпед и мин. Их внедрение предусматривалось на скоростях 10…30 узлов при волнении моря до 7 баллов.
- 4 пусковых установок выстреливаемых помех ПК-16 (КЛ-101) калибра 82 мм с 16 направляющими трубами. Созданы для постановки радиолокационных и термических отвлекающих и дезинформирующих неверных целей для противодействия управляемому оружию с радиолокационными и термическими системами наведения (самонаведения). Снаряды вручную инсталлируются в направляющие пусковой установки ПК-16 и дальше процесс стрельбы идет автоматом. Темп стрельбы составлял 2 залпа/с. при хоть какой данной последовательности снарядов, дальность постановки неверных радиолокационных целей от 500 метров до 3,5 км, а неверных термических целей - от 2 до 3,5 км. Метод ведения огня автоматический, удаленный, залпами. Боевой расчет включал 3 человека. Тип снарядов помех РУММ-82 (ТСП-60). Масса незаряженной ПУ составляла 400 кг.
Система управления огнем всеприменимой 76-мм артиллерии "Турель" включала:
- устройство управления артиллерийским огнём (ПУАО) "Турель-1135" состоял:
Из центрального автомата стрельбы Д-67-2 (счетно-решающий устройство), который на базе поступавших данных производил дистанцию и направление до цели, сразу выдавая углы горизонтальной и вертикальной наводки для 2-ух 76-мм автоматов.
Из всеприменимого преобразователя координат (ПК), при помощи которого стабилизировалась в пространстве траектория полета снарядов.
- Гировертикаль "Элемент" производила углы стабилизации артустановок.
- Гирокомпас "Курс-5" выдавал данные о курсе самого корабля.
- Лаг МГЛ-50 выдавал данные о скорости самого корабля.
- Основным средством целеуказания служила РЛС общего обнаружения МР-310 "Ангара-А". После получения целеуказания, цель бралась на сопровождение стрельбовой РЛС МР-105 "Турель-61" либо от 2 автономных прицелов "Призма".
- Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения устройств системы управления стрельбой.
- Станция трансформаторов.

Система "Турель" имела силовые электронные приводы удаленного наведения, позволяла корректировать огнь артиллерии по всплескам, обеспечивала тренировку личного состава и стрельбу всеприменимого калибра по двум схемам, зависимо от событий ведения боя, нрава цели либо на случай выхода из строя основной системы управления огнём. Главная схема управления огнём всеприменимого калибра работала от радиолокационных средств наблюдения. РЛС МР-310 "Ангара-А" обнаруживала надводные цели и выдавали целеуказания РЛС управления МР-105 "Турель". РЛС МР-105 "Турель" брала одну цель на сопровождение в всех погодных критериях, при качке, нехороший видимости, ночкой, осуществляя автоматическое управление стрельбой 2-ух башен всеприменимого калибра по одной цели, сразу. Башенная схема управления огнём всеприменимого калибра работала от 2 башенных устройств наблюдения расположенных на башнях. Для этого имелись прицельные визиры "Призма" в каждой башне. Скорость самого корабля при стрельбе не превосходила 25 узлов.
РЛС общего обнаружения МР-310 «Ангара-А» трёхкоординатная, дециметрового спектра волн, позволяла обнаруживать и определять дальность, скорость и направление до надводной либо до воздушной цели, (угловые координаты) и передавать эти данные в систему устройств управления стрельбой всеприменимой артиллерии. РЛС работала в радиальном, секторном и режиме сопровождения целей для обеспечения целеуказания корабельному оружию. Станция могла определять и отличия падения артиллерийских снарядов и ракет по всплескам. Для уменьшения ошибки в измерении угловых координат и облегчения критерий работы операторов во время качки в схеме привода наведения была использована стабилизация. РЛС имела дальность обнаружения воздушных целей до 310 км и надводных целей до 55 км.
Гирокомпас "Курс-5" двухроторный с чувствительным элементом в виде плавающей гиросферы, макетом которого явился гирокомпас "Новый Аншютц", сделанный в Германии в 1926 году. Гирокомпас имел выключатель затухания, обеспечивавший наименьшую величину баллистической погрешности, точность показаний ±1°,0, а время готовности после пуска составляло 2-5 часов. Штурманский пульт, в каком размещались механизмы указания и записи курса, механизм удаленного управления корректором и набор измерительных устройств и сигнальных ламп, позволял удаленно выслеживать неисправности и заносить поправки. Гирокомпас оснащался автономным источником аварийного питания и 8 самосинхронизирующимися принимающими периферийными устройствами(репитерами). Последние размещались в разных боевых постах и после их включения и согласования с гирокомпасом демонстрировали курс корабля.
РЛС управления артиллерии МР-105 "Турель-61" сантиметрового спектра волн, позволяла определять дальность, направление (угловые координаты) и аккомпанировать воздушные, надводные и береговые цели для управления стрельбой автоматов всеприменимой артиллерии 76-мм калибра. РЛС работала в секторном режиме по данным с РЛС целеуказания. Она автоматом аккомпанировала воздушные цели на дальности до 105 км, надводные цели на дальности до 33 км и позволяла проводить их селекцию, также обеспечивала помехозащищённость системы управления артиллерийским огнём.
Система управления огнем 4Р33 для ЗРК "Оса-М", состояла из:
- приводов наведения и заряжания комплекса.
- аппаратуры помехозащиты.
- радиолокационных каналов работающих в сантиметровом спектре волн для обнаружения целей, сопровождения цели, визирования ракет и передачи команд, что обеспечивает сокращение времени реакции комплекса и поболее резвое наведения ракет на цель.
Информация о цели может, так же поступать и от РЛС общего обнаружения МР-310 "Ангара-А".
Система управления огнем "Муссон" для УРПК-4 "Метель", состояла:
Из приводов наведения и предстартовой автоматики.
Из аппаратуры помехозащиты.
Информация о цели поступает и от Угасал МГ-332 "Титан-2" и БГАС МГ-325 "Вега". Угасал поисковая, радиального обзора и целеуказания МГ-332 "Титан-2", антенна монтировалась в подкильном обтекателе (бульбе) корабля. Выгородка антенны Угасал наполнялась пресной водой (45 тонн). Станция работала с частотой 8—9 кГц в радиальном и секторном режимах и имела излучающую мощность до 100 кВт. Предназначалась для обнаружения подводных лодок, торпед и морских якорных мин. Угасал обнаруживала подводную лодку в режимах эхо- и шумопеленгования на дальности от 2 до 20 км, а якорные мины и торпеды на дистанциях до 3 км. Угасал буксируемая МГ-325 "Вега", сотворена специально для поиска неприятельских подводных лодок при неблагоприятных гидроакустических критериях (под слоем скачка скорости звука). Антенна, так называемое “тело”, могла опускаться на кабель-тросе на глубину до 200 метров, буксировка осуществлялась при скорости корабля от 5 до 25 узлов. Угасал обеспечивает обнаружение ПЛ на дистанции до 15 км.
Система управления торпедной стрельбой СУ-504А "Дракон-1135" включала:
- Устройство управления торпедной стрельбой (ПУТС) "Дракон-1135" состоящий:
Из торпедного автомата стрельбы ТАС (счётно-решающий устройство), который на базе поступающих, от РЛС МР-310 "Ангара-А" либо Угасал МГ-332 "Титан-2", данных решал торпедный треугольник и автоматом вводил в ГСН торпед направление и дальность цели.
Основным средством целеуказания служила РЛС радиального обзора МР-310 "Ангара-А" либо Угасал МГ-332 "Титан-2".
- Система СУ-504А "Дракон-1135" позволяла вести стрельбу торпедными аппаратами по подводной и надводной цели одиночно и залпом, как удаленно при помощи СЭССП, так и в ручную с местного поста, размещенного прямо на торпедном аппарате. Не считая этого она была связана с системой ПУСБ "Буря-61" и позволяла решать общие тактическо-боевые задачки противолодочного орудия корабля в целом. На кораблях устанавливались аппаратура госопознавания "Нихром", РЛС навигации "Дон" и "Волга", РЛС РЭБ МП-401С «Старт-С», Угасал звукоподводной связи МГ-26 "Хоста", Угасал противодиверсионной обороны МГ-7, Угасал МГС-407к, система групповых атак (СГА) "Дозор-Тюльпан", БИУС "Планшет-1135", радиопеленгатор АРП-50.
Система муниципального опознавания представлена 2-мя устройствами - запросчиком "Никель" и ответчиком "Хром". Аппаратура "Нихром" позволяет проводить опознавание надводных и воздушных целей для определения их принадлежности к своим вооруженным силам. Две антенны размещены на мачте.
РЛС навигации "Дон" 3 - сантиметрового спектра волн предназначалась для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач и позволяла определять при радиальном обзоре дальность до цели типа крейсер 25 км и до воздушной цели до 50 км. Антенный пост РЛС располагался на топах мачт. Станция принята на вооружение в 1957 году.
РЛС навигации "Волга" 3 - сантиметрового спектра волн предназначалась для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач и позволяла определять при радиальном обзоре дальность до воздушной цели до 110 км. Антенный пост РЛС располагался на топах мачт.
РЛС радиоэлектронной борьбы (РЭБ) МП-401С "Старт-С" предназначалась для поиска работающих РЛС и постановки активных помех радиоэлектронным средствам противника, а так же для управления постановкой пассивных помех оператором системы. Система имеет потребляемую мощность до 30 кВт, обеспечивает поиск РЛС противника по 4 частотным поддиапазонам с ошибкой пеленгования от 7° до 30° и обслуживается личным составом из 5 человек. Масса системы с учетом ЗИП составляет 6,1 тонны.
Угасал звукоподводной связи МГ-26 "Хоста" принята на вооружение в 1960 году. Угасал обеспечивает опознавание подводных лодок и связь с ними в подводном положении в телеграфном и телефонном режимах.
Угасал поиска подводных пловцов МГ-7, создана для поиска подводных диверсантов в якорном режиме. На корабле имеются два комплекта таких станций — носовой и кормовой. Их антенны хранятся на верхней палубе, а на стоянке опускаются на трос-кабеле в воду, сразу раскрывается вахта наблюдения за подводной обстановкой и борьбы с подводными диверсантами.
Угасал МГС-407к, предназначалась для работы с выставленными радиогидроакустическими буями. Станция оснащалась аппаратурой КМГ-12 «Кассандра», которая обеспечивала систематизацию, скопление и регистрацию акустических сигналов.
Система групповых атак (СГА) "Дозор-Тюльпан" позволяла использовать противолодочное орудие по данным целеуказания с других кораблей. Сначала СГА применялась для совместных атак РБУ (практически это была "связка" ПУСБ "Буря" кораблей с передатчиками " Цветок ").
БИУС "Планшет-1135" - боевая информационно-управляющая система созданная для координации работы корабельных средств освещения обстановки, отображения её на планшетах, обработки инфы, определения частей движения целей. При всем этом обеспечивалось одновременная обработка данных по 4-5 надводным и 7-9 воздушным целям.
Радиопеленгатор АРП-50 предназначался для определения места по радиомаякам в тёмное время суток и при нехороший видимости. Антенна (рамка) радиопеленгатора располагалась на мачте. Пеленгатор работал в спектре длинноватых и средних волн.
Строились корабли на заводе №820 "Янтарь"(8 кораблей с 1970 до 1975 г.) в г. Калининграде (Кёнигсберг), на заводе №532 "Залив"(7 кораблей с 1971 до 1981 г.) в г. Керчь и на заводе №190 (Северная верфь)(6 кораблей с 1976 до 1979 г.) в г. Ленинграде (Санкт-Петербург). Головной корабль проекта 1135 "Бдительный" вступил в строй Балтийского флота в декабре 1970 года. Всего выстроено кораблей с 1970 г. по 1981 г. - 21 единица.
Тактико-технические данные проекта 1135 "Буревестник"
Экипаж: 191 человек (22 офицера, 27 мичманов)
Водоизмещение: стандартное 2810 тонн, полное 3200 тонн
Длина большая: 123 метра
Длина по КВЛ: 113 метров
Ширина большая: 14,2 метра
Ширина по КВЛ: 13,2 метра
Высота борта в носу: 12,2 метра
Высота борта на миделе: 9,56 метра
Высота борта в корме: 7,1 метра
Осадка с бульбом: 7,2 метра
Силовая установка: 2 газотурбинных агрегата М7К по 24 000 л. с., 2 винта РШ, 1 руль
Электроэнергетическая система: 5 дизель-генераторов ДГАС-500/1 по 500 кВт, переменный ток 380 В
Скорость хода: полная 32,2 узла, оперативно-экономическая 17 узлов
Дальность плавания: 3500 миль при 17 узлах
Мореходность: до 7 баллов по применению орудия с активными успокоителями качки и до 4 баллов без них.
Автономность: 15 суток
Вооружение: .
артиллерийское: 2х2 76-мм башни АК-726 от 1 РЛС МР-105 "Турель"
зенитно-ракетное: 2х2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК "Оса-М" от 2 РЛС УРЗО 4Р33
противолодочное: 1х4 ПУ КТ-106 УРПК-4 «Метель» от СУ-504А "Муссон", 2х12 РБУ-6000 "Смерч-2" от ПУСБ "Буря-1135"
торпедное: 2х4 533-мм ЧТА-53-1135 с ПУТС "Дракон-1135"
минное: минные рельсы, 16 мин ИГДМ-500
радиоэлектронной борьбы: РЛС РЭБ МП-401С «Старт-С», 4х16 ПУ КЛ-101 ПК-16
радиотехническое: РЛС МР-310 "Ангара-А", аппаратура "Нихром", 1 радиопеленгатор АРП-50, 1 БИУС "Планшет-1135", 1 СГА "Дозор-Тюльпан".
гидроакустическое: Угасал поиска МГ-332 "Титан-2", БГАС МГ-325 "Вега", Угасал звукоподводной связи МГ-26 "Хоста", Угасал МГС-407к, Угасал поиска подводных пловцов МГ-7
навигационное: НРЛС "Дон" и "Волга", 1 гирокомпас "Курс-5", 1 лаг МГЛ-50, эхолот НЭЛ-М2 «Молога», 1 автопрокладчик "Путь-4"
Источник: dogswar.ru