Дизельные подводные лодки проекта 633 (СССР)

Рубка и ее огораживание выполнены относительно малых размеров и обтекаемой формы (за счет некого стеснения ходовой вахты) - для уменьшения сопротивления при ходе в подводном положении. Размерения лодки проектировались с учетом способности транспортировки по Волго-Балтийскому, Волго-Донскому и Беломорско-Балтийскому аква путям в плавучих доках. До реконструкции Мариинской системы на участке Черновец-Вытегра транспортировка лодок предусматривалась в особых облегченных доках пр.768 при наибольшей разгрузке лодок, также в доках пр.28К при снятой аккумуляторной батарее. Крепкий корпус делится на семь отсеков шестью водонепроницаемыми переборками. В отсеках ПЛ расположено последующее главное оборудование.
В первом отсеке (торпедном) размещены: торпедные аппараты, запасные торпеды либо мины на особых стеллажах, торпедопогрузочный лючок, 13 коек для команды, приводы носовых горизонтальных рулей и шпиля, пост аварийного продувания систем головного балласта. Во 2-м отсеке (аккумуляторном) размещены: одна группа аккумуляторной батареи и емкости для дистиллированной воды, каюта командира, две двухместные каюты и кают-компания офицерского состава, рубка радиосвязи, помещение умывальной, батарейный автомат. 5 баллонов ВВД и цистерна пресной воды. В 3-ем отсеке (центральный пост) размещены: рубки радиолокации, гидроакустики и штурманская с аппаратурой, посты управления рулями, погружения и вентиляции, управления дифферентной системой, станции ВВД и ВСД, аппаратура ПУТС, автоматический регулятор напряжения и гирокомпас. В трюме центрального поста размещены: пост управления трюмной системой и главными осушительными насосами, насосная установка системы гидравлики, аппаратура лага, провизионная кладовая с рефрижераторной установкой, шифр-пост, гальюн, цистерны пресной воды и грязной воды.
Не считая того, в центральном посту размещены подъемно-мачтовые выдвижные устройства рамочной антенны, антенны ВАН-С, станции «Накат», перископной атаки и зенитный, подъемно-поворотное устройство антенной станции «Флаг». В четвертом отсеке (аккумуляторном) расположены: 2-ая группа аккумуляторной батареи и емкости для дистиллированной воды, кают-компания и кубрик для рядового и старшинского состава на 20 спальных мест, помещения камбуза и душевой, три баллона ВВД, батарейный автомат и пульт удаленного управления дизелями, также цистерна незапятнанного масла. В 5-ом отсеке (дизельном) размещены: два мотора 37Д со вспомогательными механизмами и трубопроводами, валопроводы и 2-ой пост управления дизелями. Не считая того, в отсеке размещены: электрокомпрессор, электровентиляторы общесудовой и батарейной вентиляции, система кондиционирования воздуха, цистерны циркуляционного и незапятнанного масла, цистерна сточного горючего и цистерна грязной воды.
В шестом отсеке (электромоторном) размещены: два основных гребных электродвигателя «ПГ-101» со щитами управления, два электродвигателя экономического хода «ПГ-103» и щит управления ими, валопроводы с муфтами, две трехместные каюты для старшинского и рядового состава, сточный баллон гальюна, цистерна незапятнанного масла и цистерна грязной воды. В седьмом отсеке (кормовом торпедном) размещены: торпедные аппараты с трубопроводами, устройство для хранения торпед, входной лючок, четыре навесных кровати, трюмный насос «2П-1» и гальюн с умывальником, цистерны - дифферентная и кольцевого зазора, также цистерна пресной воды. Крепкий корпус сварной, выполнен из стали завышенной прочности марки АК-25. Крепкий корпус длиной 59,4 м состоит из цилиндров (поперечником 5300 мм в районе центрального поста и 4900 мм в других участках) и усеченных конусов в концевых отсеках.
Вертикальный, кормовые и носовые горизонтальные рули балансирного типа, сварной конструкции, обтекаемой формы. Управление вертикальным рулем и горизонтальными рулями делается средством гидропривода из центрального поста, в качестве запасного средства регулирования кормовыми горизонтальными рулями предусмотрен электрический привод. Переключение с гидравлического на электропривод и управление рулями при помощи электрического привода делается из центрального поста. Предвидено управление вертикальным рулем в режиме надводного хода с мостика, средством механического привода к манипулятору в центральном посту. Для обеспечения жизнедеятельности и спасения команды из затонувшей ПЛ, на последней три отсека-убежища выгорожены крепкими сферическими переборками, испытанными на 20 кгс/см со стороны вогнутости и на 7 кгс/см со стороны неровности.
Торпедные аппараты оборудованы специальной системой, обеспечивающей выход команды в снаряжении ИСП с глубин до 120 метров, методом шлюзование аппаратов и методом затопления отсека с глубины до 100 метров. Центральный пост и крепкая рубка, выполненная как шлюзовая камера, обеспечивают выход команды в снаряжении ИСП с глубин до 100 метров. На лодке обеспечена возможность спасения команды из кормовой части лодки при помощи специального колокола с глубин до 200 метров, что является новым по сопоставлению с прошлыми проектами. Система горючего и замещения состоит из топливных цистерн полезной емкостью 144,03 м и топливно-балластных цистерн полезной емкостью 155,12. Согласно проекту расчетные неопасные радиусы корпусных конструкций ПЛ при взрывах атомной бомбы среднего калибра; - при подводном взрыве для крепкого корпуса - 1600 м, для цистерны головного балласта - 1100-1600 м; - при воздушном взрыве для цистерны головного балласта - 1390-1850 м, для надстройки -1900 м.
В крепком корпусе размещены 8 торпедных аппаратов калибра 533 мм. 6 носовых торпедных аппаратов размещены 2-мя вертикальными рядами параллельно диаметральной плоскости ПЛ, а два кормовых - симметрично относительно диаметральной плоскости, с учетом растворения меж осями труб 3°. Погрузка торпед и мин в ПЛ осуществляется с помощью торпедно-минно-погрузочного устройства, обеспечивающего погрузку полного комплекта (14 торпед) за 10 часов, без учета времени подготовки лодки к приему боезапаса. Время погрузки полного комплекта мин (28-16 мин в аппараты и 12 в стеллажи) равно 9 часам.
На ПЛ пр.633 установлена серийная система ПУТС «Ленинград-633». Вырабатываемые системой ПУТС «Ленинград-633» данные торпедной стрельбы (движение торпед по направлению и нрав зигзага) автоматом и безпрерывно передаются в торпедные отсеки и инсталлируются в торпеды, находящиеся в трубах аппаратов, приводами управления гироскопическими устройствами (УПМ-Э). Установка глубины хода на гиростатах торпед делается приводом «ПУГ» вручную из отсека. Дальности работы ПУТС до 100 каб (18,5 км). Гребные винты с обтекателями крутятся в насадках. Винты шестилопастные, малошумные, переменного шага, поперечником 1,6 метра. Проектом была предусмотрена возможность установки четырехлопастных гребных винтов. Такие винты были установлены на 2-ой ПЛ пр.633 - «С-351» и проявили неудовлетворительные результаты. Экипаж лодки по штату - 52 человека, в том числе 9 офицеров. Всего на корабле 55 спальных мест. Средняя свободная площадь на 1-го человека в жилых отсеках - 0,8 м, объем
Строительство и тесты Головная ПЛ «С-350» (зав.№331) была заложена на стапеле №3 завода «Красное Сормово» 22.10.1957 г., спущена на воду 30.05.1958 г. Фабричные ходовые тесты лодка прошла с 22.10 по 20.12.1958 г. Муниципальные тесты «С-350» проведены с 21.12.1958 г. по 31.08.1958 г. на Черном море, а потом продолжены на Северном флоте. В процессе испытаний проведен прием горючего с танкера «Сейма» на ПЛ «С-350» на ходу при скорости танкера 6 узлов, волнении моря 2-3 балла. Всего было принято 75,2 т горючего за 1 час 40 мин. Расчетное время приема горючего во все топливно-балластные цистерны (252 т) - 6 часов 05 минут. В процессе испытаний было выстрелено 18 торпед типа «53-56», ЭТ-56, ЭТ-46 и 53-39МП. Все стрельбы прошли безотказно. Время перезарядки 6 торпедных аппаратов торпедами ЭТ-46 - 40 минут, торпедами других образцов - 70 минут, заместо 20 минут по проекту.
В процессе испытаний была осуществлена обоесторонняя связь «С-350» с узлами связи КБФ (830 миль), ККФ (720 миль) и СФ (1750 миль). Результаты связи отличные. Не считая того, испытана связь на шестиметровую штыревую антенну с узлом связи ТОФ (Владивосток), результаты отличные. Ход ПЛ в режиме РДП: малый 5 узлов под одним дизелем, 10 узлов под 2-мя дизелями. Недочетом РДП является прием забортной воды (до 400 л) при ходе 8-10 узлов при волнении моря в 4 балла. Результаты испытаний радиолокационных и гидроакустических станций. РЛС «Флаг» по эсминцу 56 проекта: в подводном положении ПЛ - 120 каб (22,2 км). Поисковая станция «Накат» по эсминцу пр.30-бис («С-350» под перископом): при работе станции «Риф» - 150 каб (27,8 км); при работе станции «Залп» - 220 каб (40,7 км);
То же по самолету с РЛС («С-350» в надводном положении) 252-300 каб (46,6-55,5 км); Гидроакустическая станция «Арктика-М»: а) по крейсеру пр.68, идущему со скоростью 20 узлов, при маневрировании ПЛ на глубине 50 м со скоростью 12,5 узлов: дальность шумопеленгования в режиме автоматического сопровождения - 125 каб (23,15 км), дальность эхопеленгования (измерения спектра) - 41 каб (7,6 км); б) по эсминцу пр.56, идущему со скоростью 20 узлов, при маневрировании ПЛ на глубине 80 м со скоростью 5,5 узла: дальность шумопеленгования - 100 каб (18,5 км), дальность эхопеленгования - 29 каб (5,4 км).
На испытаниях выявлена неэффективность гидрологической станции радиального обзора «Тулома». На ее экране фактически нереально отличить пеленгуемую цель от неверных целей (засветок), создаваемых гидродинамическими и шумовыми помехами. Решением замглавкома ВМФ от 15 ноября 1958 года станция «Тулома» на вооружение не принята, а предстоящая ее разработка прекращена. Всего в 1959-1962 годах на заводе «Красное Сормово» было выстроено 22 ПЛ пр.633: С-4, С-6, С-7, С-9, С-11, С-28, С-34, С-36, С-37, С-38, С-41, С-49, С-53, С-57, С-101, С-128, С-212, С-323, С-350, С-351, С-352 и С-354. По русской документации лодки 633 проекта строились в Китае и Северной Корее. 6 ПЛ пр.633 поставлено в Египет в 1966-1968 годах. Две ПЛ - в Болгарию в 1984 и 1986 годах. Две ПЛ - в Алжир в январе 1982 года (С-7) и феврале 1983 года (С-28). Две ПЛ - в Сирию в 1985 и 1986 годах. Подводная лодка С-350 погибла при взрыве 11 января 1962 года. С-37 в 1967 году переоборудована по пр.633Л (для исследования обтекаемости корпуса и тесты новых гидроакустических станций). Черноморские ПЛ С-11 и С-49 переоборудованы в бывалые ПЛ пр.633РВ. В носовой части лодки получили надстройку с 2-мя 650-мм торпедными аппаратами для тесты новых торпед.
Тактико-технические свойства подводной лодки проекта 633 Кораблестроительные элементы Главные размеры, м: а) длина большая 76,68 - крепкого корпуса 59,45 б) ширина большая 6,72 - крепкого корпуса (без обшивки) 5,3 в) высота от основной: - внешнего корпуса на миделе 6,72 - обтекателя РДП 12,85 - настила мостика 8,41 - головки выдвинутого перископа атаки 15,0 г) осадка большая при водоизмещении с усиленным припасом горючего: - носом с обтекателем "Арктика-М", на 4 шп. 5,11 - на миделе от основной 5,07 - кормой с учетом подзора киля, на 128 шп. 5,19 д) осадка большая при водоизмещении c обычным припасом горючего: - носом с обтекателем "Арктика-М", на 4 шп. 4,57 Водоизмещение (в тоннах, при плотности воды 1.000): а) надводное обычное 1328 б) надводное, с усиленным припасом горючего 1478 в) подводное 1712 г) позиционное 1644 Припас плавучести (в %): а) от обычного водоизмещения 29,4 б) от водоизмещения с усиленным припасом топлива 16,0 в) в позиционном положении 4,1 Припас водоизмещения на модернизацию, т 6,0 Глубина погружения,м : а) перископная 10,0 б) под РДП 7,5 в) рабочая 270 г) предельная 300 Время погружения, сек: а) погружение без хода, из крейсерского в подводное положение под топ перископа атаки, с заблаговременно заполненными цистернами резвого погружения и топливно-балластными цистернами №№4,7 и 8 не более 42 Время продувания головного балласта (в мин. и сек.): а) воздухом ВД 01.18 б) воздухом НД 05.30 Продолжительность непрерывного пребывания под водой, час. более 600
Энергетическая установка Главные движки для надводного хода: а) число, тип 2 - 37Д б) полная мощность, л.с. 2x2000 Гребные электродвигатели для полного подводного хода: а) число, тип 2 - ПГ-101 б) полная мощность, л.с. 2x1350 Гребные электродвигатели для экономического подводного хода: а) число, тип 2 - ПГ-103 б) полная мощность, л.с. 2x50 Аккумуляторная батарея: а) тип 46СУ б) количество аккумов (групп) 224 (2) в) время полной разрядки батареи при самом большом разрядном токе (в минутках, приведенное к температуре электролита 50С) 64
Скорость хода Над водой, при водоизмещении с обычным припасом горючего: а) полным ходом, уз. 15,31 б) экономическим ходом, уз. 9,2 Над водой, при водоизмещении с усиленным припасом горючего: а) полным ходом, уз. 15,15 б) экономическим ходом, уз. 8,95 Под водой; а) полным ходом 13,18 б) полным ходом, при зарядке аккумуляторной батареи в режиме РДП, уз. 3,85 в) экономическим ходом, уз. 2,14 Под РДП: г) полным ходом, уз. 10,0 д) экономическим ходом, уз. 8
Дальность плавания В надводном положении при водоизмещении с обычным припасом горючего 121,7 тонны: а) полным ходом, мили 2400 б) экономическим ходом, мили 7400 В надводном положении при водоизмещении с усиленным припасом горючего 252,7 тонны: а) полным ходом, мили 5000 б) экономическим ходом, мили 14590 (14300) В подводном положении: а) полным ходом, мили 14,0 Под электродвигателями экономического хода: а) полным ходом, мили 195 в) экономическим ходом, мили 350 (360) Под РДП скоростью 8 узлов: а) с обычным припасом горючего 121,7 тонны, мили 4400 б) с усиленным припасом горючего 252,7 тонны, мили 9150 Одна полная зарядка аккумуляторной батареи уменьшает дальность плавания: а) над водой: - полным ходом, мили 42 - экономическим ходом, мили 122 б) под РДП, со скоростью 8 узлов 76 Корабельные припасы и автономность (в тоннах, без мертвого припаса.) Полный нужный припас горючего ДС 240,0 Полный припас горючего ДС в том числе: - в топливных цистернах (обычный припас) 121,7 - в топливно-балластных цистернах №№4, 7 и 8 (усиленный припас) 131,0 Полный нужный припас смазочного масла ДП-11 17,1 Пресной воды: - питьевой 19.2 - мытьевой 5,8 - для технических нужд 2,4 Дистиллированной воды 2,1 Воздуха высочайшего давления в м пpи давлении 200 кг/см 15,9 Провизии 6,55 Автономность плавания, сут. 60
Штурманское вооружение (число, тип, марка установленных устройств) Гирокомпасы 1 - "Курс-5" Магнитные компасы 1 - "КМД" Эхолоты 1-"НЭЛ-5" Лаги 1-"ЛР-2" Радиопеленгаторы 1 - "АРП-53" Автопрокладчик 1 -"АП-2" Эхоледометр 1 -"ЭЛ-1"
Торпедное вооружение Торпедные аппараты для торпед 533 мм: а) в носу. шт. 6 б) в корме, шт. 2 Число торпед 14 Глубина торпедной стрельбы, м 80 Приборы управления торпедной стрельбой (тип. зав.) ПУТС "Ленинград-633"
Минное вооружение Полный припас мин МДТ 28 Из них: а) в торпедных аппаратах 16 б) в стеллажах (в носу) 12
Средства связи и наблюдения Радиопередатчики: - коротковолновый 1 - Р-641-Д - коротковолновый 1 - Р-647 Радиоприемники: - коротковолновый I класса 1 - Р-670 - длинноволновый 1 класса 1 - Р-672 - всеволновый II класса 1 - Р-673 Приемопередатчик УКВ 1 - Р-609
Перископы; а) атаки 1 - ПА-10 б) зенитный, с навигационным и гидравлическим поворотными устройствами 1 - ПЗН-10 Наблюдение в перископы обеспечивается на скорости хода, уз. 10
Радиотехническое вооружение Радиолокационная станция обнаружения надводных целей 1 - "Флаг" Радиолокационная станция обнаружения и пеленгования радиолокационных станций противника 1-"Накат" Радиолокационная станция опознавания: - ответное устройство 1 - "Хром-К" Гидролокационно-шумопеленгаторная станция 1 -"Арктика-М" Гидроакустическая станция обнаружения и пеленгования гидролокационных станций противника 1 - "Свет-М" Гидроакустическая станция звукоподводной связи и измерения дистанции меж кораблями, вступившими в связь 1 - "МГ-15" Гидроакустическая станция радиального обзора 1 - "Тулома"
Источник: dogswar.ru
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.