
Создание большой дизель-электрической подводной лодки (ДЭПЛ) проекта 877 «Палтус» (по систематизации НАТО - Kilo), отличающейся мирового уровня тактико-техническими элементами и развитыми комплексами ударного орудия и радиотехнического вооружения, стало суровым шагом вперед в области развития российского подводного судостроения и позволило значительно нарастить боевой потенциал неатомной составляющей подводных сил нашего Военно-Морского Флота. Но время и технический прогресс не стоят на месте. Предстоящим развитием дизель-электрических подводных лодок типа «Палтус», строившихся в значимом количестве как для российского Военно-Морского Флота, так и по экспортным заказам для военно-морских сил ряда государств мира, стала большая дизель-электрическая подводная лодка проекта 636, сделанная на той же платформе и получившая на Западе согласно систематизации НАТО обозначение «Improved Kilo».
Сначало большая дизель-электрическая подводная лодка проекта 636 «Варшавянка» представляла собой вторую, модернизированную серию экспортоориентированных подводных лодок данного семейства. 1-ая серия «экспортных» субмарин этого семейства - это дизель-электрические подводные лодки проекта 877ЭКМ. Но в следующем эти подлодки отыскали место и в строю российского Военно-Морского Флота - они часто пополняют его боевой состав с 2014 года. Субмарины семейства 636 «Варшавянка» созданы для ликвидирования подводных лодок, боевых надводных кораблей и разных судов противника, последующих одиночно либо в составе ордера; поражения различных морских надводных и подводных платформ и объектов, включая безэкипажные, и разных наземных целей, также ведения различных видов разведки и обеспечения действий подразделений сил особых операций, включая их транспортировку, посадку и оказание нужной поддержки.
Сохранив внутри себя все плюсы собственной предшественницы, дизель-электрических подводных лодок семейства 877, новые «стальные акулы» прибыльно отличаются от них по целому ряду принципиальных характеристик и черт:
- во-1-х, на данные подводные лодки установлены новые дизель-генераторы завышенной мощи;
- во-2-х, улучшенные подводные лодки данного типа владеют более высочайшей скоростью полного подводного хода;
- в-3-х, по сопоставлению с ДЭПЛ проекта 877ЭКМ, создателю удалось обеспечить значительно более высшую - возросшую с 6000 до 7500 миль - дальность плавания подводной лодки в режиме с внедрением устройства для работы дизеля под водой (РДП);
- в-4-х, за счет установки нового оборудования и улучшения средств (систем) его амортизации русским спецам удалось обеспечить значительно более малый уровень личных шумов модернизированной подводной лодки.
Следует при всем этом особо выделить также тот факт, что понижение уровня подводного шума модернизированной подводной лодки по сопоставлению с субмаринами проекта 877ЭКМ позволило обеспечить возможность гарантированного упреждающего обнаружения кораблей либо подводных лодок противника (включая даже самые нынешние и малошумные), что обеспечивает экипажу субмарины возможность с большей дистанции найти и штурмовать противника с внедрением разных типов корабельного орудия - ракет и торпед разных типов. Не считая того, это позволяет -при необходимости - вовремя выполнить маневр на уклонение с целью не попасть под удар противолодочных сил и средств противника, включая его самые нынешние «охотники-убийцы - многоцелевые атомные и неатомные субмарины.
Принципиальным достоинством новейшей подлодки является фактическое отсутствие ограничений на ее эксплуатацию по физико-географическим условиям: русская «стальная акула» способна с равно высочайшей продуктивностью действовать при всех метеоусловиях во всех районах Мирового океана - арктических и тропических водах, мелководных и глубоководных районах, прибрежной и далекой морской зонах и пр.

В процессе проектирования подводной лодки проекта 636 русскими спецами были разработаны и сделаны 36 образцов различного оборудования, включая модернизированный гидроакустический комплекс, также модернизированные главный электродвигатель, дизель-генератор и движок экономического хода, различительными особенностями которых стали большая мощность и новенькая более действенная система амортизации, обеспечивавшая понижение вибрации и, соответственно, позволявшая достаточно значительно понизить уровень личных шумов подлодки. В итоге модернизированные субмарины могли развивать уже скорость подводного хода до 20 узлов, имея наименьшую шумность и, соответственно, более высшую скрытность действий. Подлодки также получили и другие эталоны нового оборудования, такие как разные преобразователи, вентиляторы и др.
Огромное внимание конструкторов при проектировании новейшей подводной лодки было обращено на создание особенных критерий для командира и службы управления субмариной, зачем все средства регулирования вооружением и кораблевождением было решено сосредоточить в основном командном пт (ГКП), изолированном от других служебных помещений подводной лодки и не имеющим сквозных проходов вдоль корабля и по вертикали. Возможность получения нужного объема инфы, удобство сборки постов и рубок, комплексов, систем и средств управления кораблем в купе с комфортабельным размещением личного состава обеспечивают продуктивность функционирования системы «экипаж-корабль» в критериях долгого пребывания человека под водой.
Вооружение новейшей подводной лодки осталось при всем этом в целом предыдущим - 6 533-мм носовых торпедных аппаратов (общий боезапас торпед - 18 единиц: 6 - в торпедных аппаратах, а 12 - на стеллажах в торпедном отсеке), два из которых на всех глубинах погружения - от перископной до рабочей - разрешали делать стрельбу телеуправляемыми торпедами новой конструкции, отличающихся особо высочайшим коэффициентом поражения. При всем этом в целях сокращения времени перезарядки торпедных аппаратов на модернизированной субмарине было смонтировано устройство резвого заряжания, которое позволяет в пару раз уменьшить время зарядки и перезарядки торпедных аппаратов и, соответственно, существенно прирастить скорострельность, упреждая, таким образом, возможного противника в дуэльной ситуации.

Следует также отметить, что установленная на борту большой дизель-электрической подводной лодки проекта 636 многоцелевая боевая информационно-управляющая система (БИУС), имеющая в собственном составе быстродействующий ПК, по данным, изложенным в материалах создателя субмарины - санкт-петербургского ЦКБ МТ «Рубин», дозволила обеспечить выполнение с высочайшей продуктивностью последующих операций:
- обработка инфы об окружающей обстановке, поступающей от средств наблюдения подводной лодки, и отображение ее на дисплее;
- определение частей движения цели либо целей и решение задачки стрельбы по подводным либо надводным целям противника;
- выдача данных для выхода в атаку;
- автоматическое управление стрельбой;
- выработка советов командиру подводной лодки для выполнения маневрирования и боевого использования орудия, также решения навигационных задач, документирования инфы, тренировки личного состава и пр.;
- обеспечение вместе с комплексом телеуправления внесения поправок в связи с маневрами цели с целью четкого наведения торпед по проводам на атакуемую цель.
В целом архитектурно-конструктивная схема улучшенной подводной лодки проекта 636, сборка ее устройств и оборудования, также сборка установленного на субмарине комплекса ударного и радиоэлектронного вооружения остались предыдущими (кроме подмены ряда образцов вооружения на новые либо модернизированные варианты). В то же время в итоге размещения на модернизированной субмарине главной энергоустановки нового состава и реализации ряда других инноваций водоизмещение корабля несколько возросла, а большая длина подводной лодки возросла на 1,2 метра (длина одной шпации).
Особо необходимо подчеркнуть тот факт, что в отношении подводных лодок проекта 636 создателям, как и в случае с субмаринами семейства 877, удалось с самого начала заложить в проект значимый модернизационный припас, который потом отдал конструкторам и заказчику возможность в процессе плановых ремонтов либо в рамках программки модернизации воплотить в отношении этих кораблей ряд мероприятий в целях увеличения их тактико-технических черт и оснащения их модернизированными либо принципно новыми комплексами орудия либо оборудования различного предназначения. При этом еще на исходном шаге проектирования выполненная по подготовительным расчетам создателя модель новейшей подводной лодки прошла всесторонние тесты на щитах и в опытовом бассейне Русского Центрального научно-исследовательского института имени академика. А.Н. Крылова. В период 1997-1998 годов две подводные лодки данной модификации заказали и получили Военно-морские силы Китая, при этом одна из них достраивалась по данному проекту из корабля, заложенного вначале по проекту 877.
Предстоящим направлением модернизации большой дизель-электрической подводной лодки проекта 636 стало оснащение ее новыми системами вооружения и обеспечения боевого внедрения, а сначала - размещения на борту субмарины встроенной многоцелевой ракетной системы «Club-S», разработанной спецами екатеринбургского Опытнейшего конструкторского бюро (ОКБ) «Новатор» имени Л.В. Люльева (до 1991 года -Свердловское машиностроительное конструкторское бюро «Новатор»; в текущее время заходит в состав Концерна ВКО «Алмаз-Антей») и представляющей собой экспортный вариант комплекса ракетного орудия «Калибр-ПЛ» (в этой связи экспортный вариант комплекса нередко обозначают как «Калибр-ПЛЭ»).
За счет принятия на вооружение модернизированной подводной лодки, получившей обозначение проект 636М, данного ракетного комплекса, в состав боевых средств которого входят крылатые ракеты для поражения принципиальных наземных целей, противокорабельные ракеты (включая ракету со сверхзвуковой боевой ступенью - боевой частью) и противолодочные управляемые ракеты с компактными торпедами, создателю удалось значительно повысить боевой потенциал субмарины.

Последнее обеспечивается за счет возросшей вероятности удачного выхода модернизированной подводной лодки в атаку на высокоскоростные надводные и подводные цели и значительно завышенной вероятности поражения подводных лодок и боевых надводных кораблей противника, также за счет роста боевой стойкости субмарины-носителя при ответных действиях врага, так как исключается необходимость в прорыве неприятельской полосы корабельного и авиационного сопротивления (рубежей противолодочной обороны противника), и степени безопасности при действии подлодки поблизости вражеского побережья, так как наличие ракетного комплекса со значимой дальностью деяния исключает необходимость в форсировании зон с минной угрозой и мелководных прибрежных районов морей, несущих опасность для безопасности субмарины как в навигационном отношении, так и исходя из убеждений внедрения тут противником всего комплекса мер противолодочной обороны, включая наличие развитой системы освещения подводной обстановки и различных средств поражения.
Особо необходимо подчеркнуть тот факт, что, по оценкам военно-морских профессионалов, вооруженная встроенной ракетной системой «Club-S» подводная лодка получает возможность нанесения действенных ракетных ударов по береговым целям с сильной объектовой защитой и по одиночным либо групповым надводным целям, характеризующимся наличием нынешних корабельных средств противовоздушной и противоракетной обороны, в том числе высокоавтоматизированных. Не считая того, предстоящее понижение уровня подводного шума, обеспеченное создателем в отношении модернизированной субмарины по сопоставлению с ее предшественницами, обеспечивает «гарантированное упреждающее обнаружение» и возможность атаки кораблей противника с большей дистанции при помощи противокорабельных крылатых ракет комплекса «Club-S», либо же дает экипажу субмарины «возможность своевременного уклонения от кораблей противника».
Посреди других главных направлений модернизации дизель-электрической подводной лодки проекта 636 можно отметить последующие:
- оснащение субмарины новым и поболее массивным гидроакустическим комплексом (в экспортном варианте - МГК-400ЭМ), который обеспечивает обнаружение малошумных надводных и подводных целей в режиме шумопеленгования, измерение дистанции до цели, телефонно-телеграфную связь, обнаружение гидроакустических сигналов и направлений на них, обнаружение мин и других малоразмерных целей (в последнем случае применяется работающая в активном режиме особая станция миноискания);
- применение нового инерциального навигационного комплекса семейства «Аппассионата» (на экспортный вариант субмарины, согласно открытым данным, ставится вариант «Аппассионата-ЭКМ.1»), отличительной особенностью которого стала возможность долгого хранения характеристик без выполнения корректировки и возможность выдачи всей нужной инфы в ракетный комплекс в подводном положении;
- установка на подлодку нынешнего перископа с каналом ночного видения, телевизионным каналом и лазерным дальномером;
- улучшение средств связи субмарины, включая установку буксируемой антенны СДВ и KB диапазонов;
- предстоящее улучшение главной энергетической установки подводной лодки и увеличение ее мощи - основная энергоустановка модернизированной субмарины включает в собственный состав два дизель-генератора мощью 1500 кВт каждый, один валопровод с приводом от гребного электродвигателя и электродвигателя экономического хода, плюс имеется запасный движительный комплекс в составе 2-ух запасных валопроводов с электродвигателями, который обеспечивает по мере надобности субмарине ход в надводном либо подводном положении;
- включение в состав главной энергоустановки корабля новейшей аккумуляторной батареи, которая при той же, что и на более ранешних субмаринах, мощи имеет в 2,5 раза увеличенный срок службы;
- применение более действенных систем вентиляции и кондиционирования воздуха, которые рассчитаны на эксплуатацию подводной лодки в разных регионах Мирового океана и, по оценкам профессионалов, обеспечивают очень комфортабельные условия обитаемости для экипажа субмарины.
Раздельно стоит упомянуть мероприятия, проведенные с целью увеличения автоматизации всех процессов ежедневного и боевого управления субмариной, в рамках которых, а именно, создателем была обеспечена возможность управления большинством общекорабельных систем централизованно - с пульта управления общекорабельными системами головного командного пт подлодки и с местных постов. В итоге, как указывается в материалах создателя, «реализованные модернизационные мероприятия на подводной лодке проекта 636 позволяют существенно повысить ее боевую продуктивность, получить новое тактическое качество и сохранить конкурентоспособность». Стартовым заказчиком субмарин проекта 636 стал Китай. Согласно первому договору, в 1997-1998 годы китайский флот получил две огромные дизель-электрические подводные лодки проекта 636, которые строились на санкт-петербургском судостроительном предприятии «Адмиралтейские верфи».
3 мая 2002 года Москва и Пекин подписали договор на постройку еще восьми субмарин, но уже модернизированного проекта 636М. В итоге в период 2004-2006 годов китайские подводники получили восемь субмарин данного типа, которые строились на санкт-петербургском предприятии «Адмиралтейские верфи» (5 субмарин), северодвинском «Севмашпредприятии» (две подводные лодки) и нижегородском заводе «Красное Сормово» (одна подлодка). При всем этом все поставленные Военно-морским силам НОАК модернизированные подводные лодки второго заказа были вначале обустроены ракетным комплексом «Club-S» с управляемыми ракетами различных классов. Фактически сразу после окончание китайского договора Наша родина заключила новый: соглашение о постройке 2-ух огромных дизель-электрических подводных лодок проекта 636М было подписано с Алжиром. Данные субмарины строились лишь на санкт-петербургском судостроительном предприятии «Адмиралтейские верфи» и были переданы Военно-морским силам Алжира в течение 2009-2010 годов.
Броско, что еще до полного окончания алжирского договора русская сторона заключает новое соглашение на поставку подводных лодок 636-го семейства: 15 декабря 2009 года Наша родина и Вьетнам заключают договор, согласно которому для вьетнамского флота предстояло выстроить 6 огромных дизель-электрических подводных лодок, которым присвоен шифр проект 06361 (также нередко - проект 636.1; при всем этом заметим тут, что в ряде источников указывается: проект 06361 (636.1) - это несколько доделанный вариант субмарины базисного проекта 636М). Головная субмарина по данному договору, HQ-182 «Ханой», под строительным номером 01339 была заложена на стапеле санкт-петербургских «Адмиралтейских верфей» 24 августа 2010 года, спущена на воду 28 августа 2012 года и в конце декабря будущего года - доставлена на местность страны-заказчика и передана Военно-морским силам Вьетнама, в боевой состав которых она была официально была включена 15 января 2014 года. Последняя из 6 субмарин вьетнамского заказа, которые в полном составе строились на «Адмиралтейских верфях», была доставлена во Вьетнам 20 января 2017 года и вошла в боевой состав государственных Военно-морских сил страны 28 февраля 2017 года.
В то же время, в 2014 году Наша родина и Алжир подписали новый договор, который предугадывал постройку еще 2-ух подводных лодок проекта 06361 (636.1), которые, вобщем, как отмечается в российских СМИ, планировалось оснащать уже новыми корабельными системами обеспечения жизнедеятельности экипажа и поддержания пожаровзрывобезопасности корабля (системы снятия давления в отсеках и азотного пожаротушения), также более высочайшей компьютеризацией корабельных систем. Головная подводная лодка по данному заказу, как указывается в российских источниках, под строительным номером 01346 была заложена на стапеле «Адмиралтейских верфей» 14 марта 2017 года. Она получила имя «Уарсени» (031 Ouarsenis) и вошла в боевой состав алжирского флота в 2019 году. 2-ая субмарина этого заказа, заложенная на стапеле «Адмиралтейских верфей» в 2016 году и получившая имя «Хоггар» (032 Hoggar), вошла в боевой состав государственных ВМС страны-заказчика в том же году и в тот же денек, что и 1-ая подлодка.
В обозримой перспективе не исключено подписание договоров на поставку модернизированных дизель-электрических подлодок проекта 636М по новым договорам. Ведь эти субмарины, будучи способными использовать из торпедных аппаратов крылатые и противокорабельные ракеты ракетного комплекса «Club-S», позволяют значительно повысить боевой потенциал флота хоть какой страны, расширить его оперативную зону и способности по борьбе с надводными и береговыми целями потенциального противника.
В текущее время модернизированные субмарины проекта 636 строятся и для российского Военно-Морского Флота. Русские подводники получают подлодки измененного проекта 06363 (также нередко в литературе употребляется вариант обозначения - проект 636.3), которые, как указывало агентство ИТАР-ТАСС в заметке от 19 марта 2014 года. превосходят прошлых представителей данного семейства мощью установленных на них дизель-генераторов, владеют по сопоставлению с предшественницами возможностью развивать более высшую скорость полного подводного хода, также способны совершать в режиме работы дизелей под водой плавание на огромную дальность и имеют еще наименьший уровень подводного шума. У лодки наилучшее сочетание дальности обнаружения целей и акустической скрытности. Она вооружена автоматической информационно-управляющей системой и нынешним инерциальным навигационным комплексом, что обеспечивает наилучшие свойства субмарины посреди подобных лодок».
Следует особо при всем этом отметить, что строительство данных субмарин санкт-петербургскими корабелами ведется прогрессивным модульно-агрегатным способом с применением самых нынешних информационных технологий и с внедрением ведущих технологий по сборке и сварке корпусных конструкций корабля, также монтажу его разных систем и оборудования. Головная подводная лодка проекта 06363 для ВМФ Рф, Б-261 «Новороссийск», была заложена под строительным номером 01670 на стапеле ОАО «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге 20 августа 2010 года, на воду она была спущена 28 ноября 2013 года и вошла в боевой состав флота 17 сентября 2014 года. После проведения соответственного цикла подготовки эта субмарина сделала межфлотский переход и 21 сентября 2015 года прибыла к месту неизменной приписки - в Новороссийскую военно-морскую базу Черноморского флота ВМФ Рф.
Три месяца спустя туда же прибыла 2-ая подводная лодка данной серии Б-237 «Ростов-на-Дону», а всего, по состоянию на начало июля 2023 года, российскому Военно-морскому флоту были переданы все 6 подлодок первого заказа (они все были включены в боевой состав Черноморского флота ВМФ Рф), также четыре из 6 подлодок второго заказа. Субмарины второго заказа созданы для пополнения боевого состава подводных сил Тихоокеанского флота ВМФ Рф, 5-ая подлодка должна восполнить ряды «стальных акул» моряков-тихоокеанцев в 2023 году, а шестая - в 2024 году.
Не считая того, к истинному времени подписаны договоры на постройку еще 5 субмарин проекта 06363. Документы на первую пару были подписаны Министерством обороны РФ в рамках работы Интернационального военно-технического форума «Армия-2020» летом 2020 года, а договор на постройку дополнительно еще 3-х субмарин этого проекта, согласно приводимым в российских средствах массовой инфы данным, был подписан Министерством обороны РФ с АО «Объединенная судостроительная корпорация» в процессе работы Интернационального военно-технического форума «Армия-2022», проходившего летом 2022 года. Строительство всех этих субмарин будут вести корабелы «Адмиралтейских верфей», они все либо большая их часть, как подразумевают специалисты, поступит на Северный флот ВМФ Рф.
Технические свойства ПЛ проекта 636 «Варшавянка»
Тип корабля - ДЭПЛ 3-го поколения
Кодификация НАТО - «Improved Kilo»
Автономность плавания 45 суток
Экипаж 52 человека (в т. ч.12 офицеров)
Водоизмещение надводное 2350 т
Водоизмещение подводное 3950 т
Длина большая (по КВЛ) 73,8 м
Ширина корпуса наиб. 9,9 м
Средняя осадка (по КВЛ) 6,2 м
Скорость (надводная) 11-17 узлов
Скорость (подводная) 18-20 узлов
Рабочая глубина погружения 240 м
Предельная глубина погружения 300 м
Силовая установка
Электронная:
- 2 дизель-генератора по 1000 КВт,
- главный электродвигатель 5500 л.с.
- электродвигатель экономического хода мощью 190 л. с.,
- два запасных электродвигателя по 102 л. с.
Движитель - один семилопастный низкооборотный винт
Вооружение
Минно-торпедное вооружение - 6 носовых ТА калибра 533 мм, нормально-заряженных, с автоматическим заряжанием, 18 торпед (6 в ТА) либо 24 мины
Ракетное вооружение - КР «Калибр»: ПКР 3М54К, 3М54К1, противолодочные 91Р1 (на экспорт 3М54КЭ, 3М54КЭ1, 91РЭ1), для поражения наземных целей 3М14К (на экспорт 3М14КЭ) заместо части торпед
ПВО - ПЗРК «Игла-1», «Верба» 8 ЗУР.
создатель Владимир ЩЕРБАКОВ
Источник: dogswar.ru