Подводная лодка проекта 639 (СССР)

Эскизный проект комплекса был выполнен в ОКБ-1 НИИ-88, но последующие работы над ним велись в Днепропетровске в ОКБ-586 под управлением М.К. Янгеля. В этой организации к сентябрю 1957 г. они достигнули стадии технического проекта, но потом М.К. Янгель, ссылаясь на загруженность собственного бюро другими заказами по ракетной технике, передал работы над комплексом Д-3 в СКБ-385.
Тактико-технические свойства ракеты Р-15 Стартовый вес, т 21,5 (со стартовым движком) Длина, м 15,1 – 15,5 Поперечник, м 1,56 Тип двигательной установки ЖРД Количество ступеней 2 Вид системы управления ИНС Тип головной части х мощность боевого блока, Мт МГЧ х 1 Наибольшая дальность стрельбы, км 1100 Вид амортизации резинометаллическая Вид предстартовой подготовки автоматическая Вид старта надводный из РШ Боезапас 3 (на АПЛ пр.639) либо 1 (на ДЭПЛ пр.В629)
Потому что этот комплекс не был принят на вооружение, останавливаться на деталях его разработки нет смысла. Принципиально отметить последующее. Старт ракеты Р-15 был должен выполняться из надводного положения лодки, но в отличие от Р-11ФМ и Р-13 – прямо из шахты (без подъема на верхний срез). Для обеспечения запуска твердотопливные стартовые движки располагались в головной части ракеты. Маршевые движки запускались только тогда, когда ракета нижним концом выходила за верхний срез шахты. Таковой метод пуска позволял исключить из конструкции шахты особые устройства, отводившие газы от маршевых движков. Высокотоксичные горючее и окислитель должны были храниться в особых баках-хранилищах на лодке. Ракета заправлялась ими конкретно перед запуском (расчетное время заправки колебалось от 2 до 3 часов). Время запуска одной ракеты составляло 1,5 мин, а 3-х – 5 мин.
Еще увлекательнее ракеты Р-15 был ее носитель – АПЛ пр.639. Дело в том, что ряд технических решений, приобретенных в процессе ее проектирования, отыскали применение в лодках второго поколения. Посреди них можно отметить внедрение в ЭЭС трехфазного переменного тока, системы ВВД с давлением 400 кг/см2 и конструкций крепкого корпуса огромного поперечника.
Ответственным за разработку проекта был главный конструктор СКВ-143 В.П. Фуников. При этом работы велись (в отличие от АПЛ пр. 627) по ТТЗ, разработанному ВМФ. На исходной их стадии рассматривалось несколько вариантов размещения ракетного орудия. Самый 1-ый из них подразумевал горизонтальное размещение шахт, которые перед стартом ракет должны были приводиться в вертикальное положение. Эта конструкция почти во всем напоминала ту, которую планировали воплотить в процессе сотворения комплекса Д-4 на АПЛ пр.667. 2-ая схема также отличалась огромным своеобразием. В ней ракеты размещались в агрессивно соединенных с корпусом корабля горизонтальных шахтах. Для обеспечения старта лодке придавался очень вероятный дифферент. В конце концов, тормознули на размещении ракет в вертикально расположенных шахтах, подобно тому, как это было изготовлено на АПЛ пр.658.
Перед СКВ-143 стояла очень непростая задачка, ведь массогабаритные свойства Р-15 были практически вдвое выше чем у Р-13. Для ее хранения пришлось бы использовать шахту длиной 17 и поперечником 3 м. Это, в свою очередь, предназначило большой поперечник крепкого корпуса корабля в районе размещения шахт. При всем этом необыкновенную сложность в обслуживании Р-15 представляло то, что составляющие горючего предполагалось хранить в особых цистернах и заправлять ими ракету конкретно перед запуском. Шахты на лодке размещались в диаметральной плоскости. При всем этом их обтекатель (как и на пр.629 и пр.658) был совмещен с огораживанием рубки и выдвижных устройств. Оно высилось над палубой надстройки на 7 м и создавало огромные проблемы для проектировщиков. Все существовавшие в то время перископы и большая часть выдвижных устройств имели длину рабочей части менее 11 м. При таковой длине им не обеспечивался даже мало нужный вылет при использовании с центрального поста. В итоге было решено перенести зенитный перископ в боевую рубку, а в конструкцию командирского перископа и других ПМУ ввести доп трубы, увеличивавшие их длину до 15 м.
На АПЛ пр.639 предлагалось два варианта ППУ: с ВВР и мощью ГТЗА 25 000 л.с, также с ЖМТ и мощью ГТЗА 35 000 л.с. 1-ая разрабатывалась НИИ-8, а 2-ая – ОКБ «Гидропресс». По результатам эскизного проекта СКВ-143 рекомендовало использовать на корабле установку с ВВР (для соблюдения установленных сроков разработки проекта), хотя ЖМТ обеспечивала кораблю ход в подводном положении на 2-3 уз больший. В первый раз в российскей практике на корабле в качестве главного предполагалось применение трехфазного переменного тока напряжением 380 В и частотой 50 Гц. Таковой выбор определялся тем, что при возросшей мощи генераторов и отдельных электроприводов применение неизменного тока делало их массивными и ненадежными. Другим нововведением было внедрение в системе ВВД давления 400 кг/см2 и увеличенного числа баллонов, которые вынесли в межбортное место.
Разработка эскизного проекта закончилась в ноябре 1957 г. и его представили на рассмотрение ГУК ВМФ. После него СКВ-143 сосредоточило усилия над техническим проектом. Всего в 1961-1965 гг. на ССЗ 402 предполагалось выстроить 10 лодок пр. 639. Но 3 декабря 1958 г., ввиду отсутствия военной необходимости (из-за надводного старта, огромных массо- габаритных черт, малозначительного боезапаса на одном носителе и необходимости заправлять ракету топливом и окислителем конкретно перед ее запуском), разработку комплекса Д-3 и, как следствие, его носителя, закончили.
Эскизный проект 639АПЛ, вооруженной комплексом Д-3, разрабатывался СКВ-143. Корабль предназначался для нанесения ударов БР Р-15 по береговым объектам, размещенным в глубине местности противника. Крепкий корпус корабля на большей части длины имел цилиндрическую форму. В оконечностях он был выполнен в форме усеченных конусов, которые к носу и корме заканчивались сферическими штампосварными переборками. Крепкий корпус состоял из цилиндров 3-х поперечников, нескольких переходных и концевых конусов. Он делился плоскими переборками, рассчитанными на давление 10 кг/см2 на девять отсеков. Обводы легкого корпуса в кормовой части и схема винторулевой группы были приблизительно такими же, как у АПЛ пр.658. Носовая оконечность имела сферическую форму, с развитым обтекателем антенны Угасал «Арктика-М» в нижней части.
В эскизном проекте рассматривалось два варианта ППУ: с ВВР и мощью ГТЗА 25 000 л.с, также с ЖМТ и мощью ГТЗА 35 000 л.с. В обоих вариантах ЯР и ГТЗА со всем оборудованием размещались побортно. В качестве главного в ЭЭС (в первый раз в российскей практике) употреблялся трехфазный переменный ток напряжением 380 в и частотой 50 Гц. Его источниками являлись два АТГ. Все потребители делились на две группы: потребители неизменного и потребители переменного токов. Последние предназначались для обеспечения надежного питания АЭУ в аварийных режимах. Они получали питание от 4 обратимых преобразователей.
РШ размещались в четвертом отсеке и приблизительно на одну вторую собственной длины выходили за крепкий корпус. Их высшая часть совместно с боевой рубкой и ПМУ имели общее огораживание высотой (над палубой надстройки) 7 м. Потому что в головной части ракеты располагались твердотопливные стартовые движки, крышки шахт имели массивную и сложную конструкцию. Для обеспечения требуемых характеристик остойчивости РШ и их крышки планировали сделать из титановых, а огораживание – из алюминиево-магниевых сплавов. Запуск ракет мог осуществляться из крейсерского либо позиционно-стрельбового положения АПЛ. Вместе с цистернами замещения отрицательной плавучести ракет на корабле предусматривалась аварийно-балластная цистерна, служившая для восстановления потерянной плавучести в случае аварийного затопления шахт.
Главные ТТЭ Водоизмещение, т: – надводное 910 – подводное. 10 020 Главные размерения, м: – длина большая 114,1 – ширина большая 11,4 – осадка средняя 7,5 Архитектурно-конструктивный тип корпусный Глубина погружения, м: – рабочая 320 – предельная 400 Автономность по припасам провизии, сут. 60 Экипаж, чел 104 Энергетическая установка: Основная: – тип АЭУ ППУ: – количество х тип ЯР 2 х ВВР либо 2 х ЖМТ ПТУ: – количество х мощность ГТЗА, л.с 2 х 25 000 либо 2 х 35 000 – количество х тип движителей 2 хВФШ ЭЭС: – количество и мощность (тип) главных источников, кВт 2 х 2700 (АТГ) либо 2 х 3400 (АТГ) – количество и мощность (тип) запасных источников, кВт. 2 х 460 (ДГ) – тип аварийного источника свинцово-кислотная АБ – количество групп х частей в каждой группе 2 х 112 Вспомогательная: – количество х мощность (тип) РСД, кВт. 2 х 450 (ГЭД на полосы вала) Скорость хода, уз: – большая подводная под ГТЗА 22,5-23,5 либо 25-26* – большая надводная под ГТЗА 15 Вооружение: Ракетное: – индекс комплекса Д-3 – боезапас З БР Р-15 – вид старта надводный из РШ Торпедное: – количество х калибр ТА, мм 4 (Н) х 533 – боезапас 4 торпеды – количество х калибр ТА, мм 2 (Н) + 2 (К) х 400 – боезапас 8 торпед – ПУТС «Ленинград-639» Радиоэлектронное: – НК «Утес» – Угасал «Арктика-М» – ШПС. «Тулома» – Угасал миноискания «Радиан» – станция ЗПС. «Свияга» – РЛК «Альбатрос» (РЛК-101) – СОРС «Накат» – эхолот НЭЛ-5 – эхоледомер ЭЛ-1 – зенитный перископы ПЗН-8 – командирский перископ ПЗНГ-8М
Источник: dogswar.ru
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.