ArtGuns » Военная авиация » Многоцелевой истребитель HAL Ajeet (Индия)

Многоцелевой истребитель HAL Ajeet (Индия)

17 май 2025, Суббота
5
0
Самолёт HAL Ajeet (санскр. «Непобедимый», англ. Hindustan Aeronautics Ajeet) - индийский истребитель-бомбардировщик, разработан на базе истребителя Hawker Siddeley (Folland) Gnat, который строился по лицензии для Военно-воздушных сил Индии (к 1974 году было выпущено 213 самолётов). На его базе компания "Hindustan Aeronauties Ltd" сделала усовершенствованный вариант, получивший обозначение Gnat Mk.2 Ajeet. Более совершенное бортовое оборудование и интегральные крыльевые топливные баки стали принципным различием самолёта HAL Ajeet от предшествующей модификации. Сначала в Ajeet переделывали ранее построенные Gnat.

Новенькая машина имела перепроектированную топливную систему с интегральными крыльевыми баками, позволявшую отрешиться от навесных сбрасываемых баков и высвобождавшую место под крылом для боевой нагрузки. Также были установлены более совершенное навигационное оборудование и катапультное кресло Martin Baker Mk GF4, позволявшее катапультироваться летчику на уровне земли на скоростях более 167 км/ч. Самолёт также получил пневматики Dunlop, гидравлические тормоза колес шасси, противоюзовую систему Maxaret и прицел Ferranti Isis F195, а часть БРЭО была перенесена в носовую часть - там освободилось место после демонтажа радиолокационного дальномера. 1-ый полёт состоялся 6 марта 1975 года, были построены 79 самолётов для ВВС Индии, где они использовались в качестве лёгкого штурмовика и учебно-боевого самолёта. В сентябре 1982 года в воздух поднялся новый самолёт - двухместный вариант Ajeet Trainer с расположением летчиков вереницей; было выстроено 30 таких машин. Самолёт имел удлиненный фюзеляж и удлиненную кабину с одним единым фонарем. В варианте Ajeet Trainer предусматривалась возможность демонтажа пушек, по этому внутренний припас горючего мог быть увеличен на 273 л.

Самолёт HAL Ajeet представляет собой цельнометаллический моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом. Крыло со стреловидностью по фронтальной кромке 40 град трехлонжеронное, кессонной конструкции, крепится к фюзеляжу 4-мя болтами. По задней кромке больше половины размаха занимают зависающие элероны, выполняющие при взлете и посадке роль закрылка. Они механически связаны с управлением шасси: при вполне выпущенном шасси элероны зависают на 20 град. Горизонтальное оперение - цельноповоротное. Руль высоты играет роль сервокомпенсатора, при отклонении он изменяет угол установки стабилизатора через гидравлический бустер. Управление рулем - электромеханическое. Кабина - герметическая, с системой кондиционирования воздуха (система подачи воздуха в кабину врубается на высоте 4600 м). Шасси - трехопорное, рассчитано на посадку с вертикальной скоростью до 3,7 м/с. Створки отсеков шасси употребляются в качестве воздушного тормоза. Давление в пневматиках - 7-8 кгс/кв.см. Имеется тормозной парашют. Воздухопоглотители - боковые, со щелью для слива пограничного слоя (воздух выводится под фюзеляж и на верхнюю поверхность крыла в зону разряжения).

На самолёте HAL Ajeet применяется ТРД Bristol-Siddeley Orpheus 701-01. Горючее расположено в фюзеляжном и крыльевых баках, имеющих интегральную конструкцию и общую емкость 1623 л. Под крылом может подвешиваться два ПТБ емкостью по 136 л. Привод элеронов, уборка и выпуск шасси осуществляются гидросистемой с рабочим давлением 210 кгс/кв.см. Целевое оборудование включает приемопередатчик дециметрового спектра Бендикс TA/RA-22, запросчик-ответчик системы опознавания, радионавигационную систему компании Ферранти. Часть самолетов оборудована кино-фотопулеметами G-90. Самолёт обустроен оптическим прицелом Ферранти F-195.

Вооружение включает две 30-мм пушки Aden Mk 4, совместно с зарядными ящиками размещенные в фюзеляже по краям воздухопоглотителя. Боекомплект каждой пушки - 90 снарядов. Плюс до 1000 кг авиационных средств поражения на 4 подкрыльевых узлах подвески - в базисном варианте включали 250- либо 227-кг авиабомбы разного типа и блоки MAP калибра 55 мм либо 68 мм.

Тактико-технические свойства HAL Ajeet Экипаж: 1 человек Длина: 10,45 м Размах крыла: 6,73 м Высота: 2,58 м Площадь крыла: 12,65 м Угол стреловидности по фронтальной кромке: 40° Масса пустого: 2 940 кг Наибольшая взлетная масса: 4 536 кг Масса горючего: 703 кг (внутренние баки) Объём топливных баков: 1350,2 л (+ 2х 136,4 л ПТБ) Движки: 1 ТРД TJE HAL/Bristol-Siddeley Orpheus 701-01 Тяга: 20,02 кН (2043 кгс) Наибольшая скорость: 1225 км/ч Крейсерская скорость: 1102 км/ч (0,96 М) Боевой радиус: 260 км (2х блока НАР и 2х ПТБ) Практическая дальность: 805 км Практический потолок: 13 720 м Скороподъёмность: 54 м/с Длина разбега: 1034 м (2х блока НАР и 2? ПТБ) Длина пробега: 951 м (без тормозного парашюта) Вооружение: Пушки: две 30 мм пушки Aden Mk.4 по 90 снарядов Точки подвески: 4 Боевая нагрузка: 850 кг различного вооружения: 18х 68 мм НАР «Эрроу» тип 122 4х 227 кг бомбы, ПТБ

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!