Многоцелевой вертолёт Z-9 Haitun (Китай)

Макетом Z-9 Haitun был избран французский многоцелевой вертолёт AS.365N Dauphin II. По подписанному 2 июля 1980 г. с компанией «Аэроспасьяль» (сейчас заходит в состав концерна «Еврокоптер») лицензионному соглашению Харбинская авиастроительная компания (HAMC) должна была собрать 1-ые 50 вертолетов из французских деталей и приготовить их создание в КНР. Сборка началась в 1981 г. Первой партии из 28 машин, повторявших французские AS.365N1 и собранных на сто процентов из узлов, сделанных во Франции, было присвоено наименование Z-9. Последующие 20 машин, также из поставляемых деталей, соответствовали версии AS.365N2 и назывались в Китае Z-9A. Последний из них был закончен в январе 1992 г. За ними последовали два вертолёта, нареченные Z-9A-100. Они уже были практически на сто процентов китайскими.

К тому времени в КНР был освоен начатый в 1986 г. выпуск деталей, а на заводе SAEC в Чжучжоу налажено изготовка движков Турбомека «Ариэль» 1C1 мощью 740 л.с. под маркой WZ8A. Эти два Z-9A-100 имели уже 72,2% китайских деталей по планеру и 91% – по движкам. 1-ая машина в первый раз поднялась в воздух 16 января 1992 г., к концу года Z-9A-100 был сертифицирован и с 1993 г. поступил в массовое создание. Серийные Z-9A-100, получившие новое заглавие Z-9B, в отличие от уникальных AS.365N имели в фенестроне 11 более широких композитных лопастей заместо 13 железных. К истинному времени выстроено более сотки таких вертолётов.
На вооружение НОАК вертолёт Z-9B был принят в 1994 г. Это, возможно, самый массовый вертолет армейской авиации НОАК. Он может делать задачки перевозки 8–10 человек с экипировкой, спасения, связи, управления артиллерией, РЭБ и др. 1-ые машины поступили в элитные Пекинский и Шэньянский военные окрестность. Для авиации ВМС НОАК выпускается измененный Z-9C, базирующийся на борту эсминцев и фрегатов, который оборудован опускаемой гидроакустической станцией и поисковой РЛС; вооружен 2-мя торпедами либо ПКР с телевизионным наведением. Ударный вариант вертолета, Z-9W, выпускается в 1998 г. На бортовых подвесках он может нести различные варианты вооружения: 4–8 управляемых по проводам ПТУР HJ-8 (HJ-8E) с дальностью запуска 3–4 км, две навесные стрелковые установки с 12,7-мм пулемётами либо 23-мм пушками, либо два блока НАР калибра 57 либо 90 мм, также две ракеты класса «воздух–воздух» малой дальности (6 км) типа TY-90 с термическим самонаведением. В противотанковой конфигурации Z-9W имеет гиростабилизированный оптический прицел, установленный над кабиной.
Показавшийся в 2005 г. ночной ударный вертолет Z-9WA отличается, сначала, установленным понизу носовой части машины «шариком» – гиростабилизированной оптико-электронной системой, разработанной Лаоянским центром оптико-электронных технологий (EOTDC). Она включает телевизионный и инфракрасный каналы, что обеспечивает применение вертолёта деньком и ночкой. Установлены также новый движок WZ8C («Ариэль» 2C) мощью 860 л.с., новое оборудование связи и РЭБ. Приборная доска кабины дополнена 2-мя большенными многофунциональными индикаторами на рабочих местах пилотов и одним маленьким – в центре.
Тактико-технические свойства Z-9 Haitun Поперечник головного винта, м 11.94 Поперечник хвостового винта, м 1.10 Длина,м 11.63 Высота ,м 3.98 Масса, кг - пустого 1975 - наибольшая взлетная 3850 Внутренние горючее, л 1140 + опционально 180 Тип двигателя 2 ГТД T Zhuzhou (SMPMC) Wozhou-8 Мощность, кВт 2 х 529 Крейсерская скорость, км/ч 293 Практическая дальность, км 1069 Дальность деяния, км 910 Скороподъемность, м/мин 462 Практический потолок, м 4500 Статический потолок, м 1950 Экипаж, чел 2 Нужная нагрузка: 10 пассажиров либо 1863 кг груза в кабине либо 1600 кг груза на подвеске
Источник: dogswar.ru
Возможно интересно:
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.