Штурмовик IA-58A Pucara (Аргентина)

Штурмовик, при проектировании получивший рабочее обозначение AX-2, предполагалось оснастить 2-мя ТВД. На формирование его вида огромное воздействие оказал американский многоцелевой самолет «Бронко», также создававшийся для борьбы с повстанцами в тропических зарослях. Сначало Руис тоже выбрал для собственной машины двухбалочную схему, но потом возвратился к более ограниченной сборке с обычным фюзеляжем, низкорасположенным прямым крылом и Т-образным оперением. Главными требованиями аргентинских военных к самолету являлись отличные взлетно-посадочные свойства (надобная длина ВПП - менее 400 м) и высочайшая маневренность на малой высоте, обеспечивающая атаку малоразмерных, отлично замаскированных целей и уклонение от зенитного огня.
Для отработки аэродинамики нового штурмовика был построен пилотируемый макет-планер, совершивший 1-ый полет 26 декабря 1967 года. В процессе испытаний в планер вносились бессчетные конфигурации, а именно, из одноместного он перевоплотился в двухместный, поменялась форма мотогондол, ставших более длинноватыми, также конфигурация киля. Создателями самолета рассматривалось несколько вариантов силовых установок с ТВД мощью в границах 800-1200 л. с. Летом 1968 года компания приостановила выбор на движке Гаррет TPE331-U-303 (904 л.с.), под который в августе 1968 года и началась постройка первой опытнейшей машины, АХ-01. Но этот движок не на сто процентов удовлетворял разработчиков и начались переговоры с компанией «Пратт-Уитни» (Канада) о закупке ТВД РТ6А. Но скоро «переговорный процесс» был нарушен энергичным вмешательством французской конторы «Turbomeca», предложившей собственный движок Astazou XVIG (978 л.с.), специально доделанный под аргентинские требования. В относительно маленький срок (11 месяцев) компания «FMA» откорректировала проект самолета под ТВД Astazou XVIG. Штурмовик имел ординарную, рациональную и технологичную конструкцию. Бессчетные легкосъемные панели обшивки облегчали наземное сервис. Опущенный вниз нос самолета обеспечивал экипажу хороший обзор. Высочайшие «голенастые» стойки шасси разрешали подвешивать под крылом и фюзеляжем различную бомбовую нагрузку, а пневматики с низким давлением допускали возможность эксплуатации с грунтовых аэродромов. В сентябре 1968 года началась постройка опытнейшей машины AX-02 с новейшей силовой установкой. Самолет получил «ВВСовское» обозначение IA-58 и «имя собственное» «Дельфин», в предстоящем замененное на «Pucara» (каменные укрепления на верхушках господствующих над местностью гор, возводившиеся в средние века индейцами-инками).
1-ый полет опытнейшего AX-01 (с ТВД TPE331-U-303), пилотируемого шеф-пилотом компании М.Старком, состоялся 20 августа 1969 года, а 6 сентября в воздух поднялся AX-02 с движками Astazou XVIG. Весной 1973 года к испытаниям подключился и 3-ий опытнейший AX-03. Этому самолету довелось совершить перелет протяженностью 14 000 км с 4-мя посадками из Кордовы в Париж, где он достойно представил аргентинское авиастроение на международном авиационном салоне в Ле-Бурже. На гостей выставки огромное воспоминание произвели показательные полеты на малой высоте, продемонстрировавшие хорошие маневренные свойства штурмовика.
1-ый серийный штурмовик IA-58A Pucara, собранный в Кордове, сделал 1-ый полет 8 ноября 1974 года. ВВС Аргентины закупили 108 самолетов IA-58A Pucara. В 1986 году последний серийный штурмовик этого типа выкатили из ворот сборочного цеха и передали ВВС Аргентины в 1988 году. В процессе англо-аргентинской войны на нескольких воздушных судах IA-58A Pucara самого ранешнего выпуска было демонтировано заднее катапультное кресло (во время боевых вылетов в состав экипажа заходил, обычно, только летчик), а заместо него установили доп топливный бак. При всем этом остекление задней кабины закрашивалось.
Штурмовик IA-58A Pucara заинтриговал ВВС ряда государств «Третьего мира» - Венесуэллы, Египта, Ирака, Мавритании, Марокко и Центрально-Африканской республики, но только с Мавританией переговоры продвинулись достаточно далековато, но так и не завершились подписанием договора. Венесуэлла намеревалась заказать 24 самолетов IA-58A Pucara, но в предстоящем предпочла американский самолет «Бронко». Аналогичное решение приняло и Правительство Марокко. Единственными забугорными покупателями аргентинского штурмовика стали Уругвай, ВВС которого заполучили 6 IA-58A Pucara, заменивших «противопартизанские» воздушные суда Т-6 и Р-51 «Мустанг», также Колумбия, закупившая в декабре 1989 года три штурмовика, ранее находившихся на вооружении ВВС Аргентины (в 1986 году правительство Аргентины решило о продаже на экспорт 40 самолетов IA-58A Pucara, но не считая Колумбии никто ими не заинтересовался).
15 мая 1979 года сделал 1-ый полет опытнейший самолет IA-58B Pucara (AX-05) с улучшенным БРЭО и новым вооружением (две 30-миллиметровые пушки DEFA, установленные в носовой части фюзеляжа). В1980 году в воздух поднялся штурмовик IA-66 (AX-06), в целом схожий самолету IA-58C, но снаряженный более сильными движками Гаррет ТРЕ331-11-601W (2 х 1000 л. с.) с трехлопастными винтами конторы «Даути Ротол», в предстоящем замененными на четырехлопастные винты Маккаули.
Технический задел, приобретенный при работе над этими опытнейшеми самолетами, также опыт англо-аргентинской войны 1982 года были реализованы при разработке штурмовика IA-58C. Новенькая машина имела существенно расширенный круг боевых задач, в который входили атака кораблей противника в прибрежной зоне и борьба с низколетящими воздушными целями. Самолет стал одноместным: передняя кабина была упразднена, а летчик располагался в задней кабине, имеющей усиленное бронирование. В состав БРЭО вошла навигационно-прицельная система Омега/VLF, радиовысотомер и система оповещения о радиолокационном облучении. Движки имели особые устройства, снижающие ИК-заметность. Вооружение нового самолета было дополнено 30-миллиметровой пушкой DEFA, размещеной в носовой части фюзеляжа. Таким образом, число «стволов» на борту штурмовика было доведено до 7. В набор вооружения включили, также, две УР класса «воздух-поверхность» «Пескадор» аргентинской разработки, подвешиваемые под крылом. На 2-ух доп подкрыльевых пилонах подвешивались ракеты класса «воздух-воздух» Матра R.550 «Мажик».
1-ый полет самолета IA-58C Pucara состоялся 30 декабря 1985 года. На опытнейшей машине установили стандартные движки Astazou XVIG, но в предстоящем предполагалось применить более сильную силовую установку (а именно, рассматривались движки конторы Гаррет). Отсутствие средств воспрепядствовало развернуть массовое создание новейшей модификации «Пукары». Существовали планы доработки в вариант IA-58C Pucara серийных штурмовиков IA-58A Pucara. Самолет интенсивно предлагался на экспорт. Но к началу 1990-х годов стало ясно, что машина морально устарела и работы по ней равномерно свернули. ВВС Аргентины сосредоточили свои усилия на многообещающем штурмовике и учебно- тренировочном самолете IA-63 «Пампа», который сейчас рассматривается как замена IA-58A Pucara.
Самолет IA-58A Pucara выполнен по обычной аэродинамической схеме с низкорасположенным прямым крылом и Т-образным оперением. Двухлонжеронное крыло, сделанное, в главном, из дюралевых сплавов, имеет профиль NACA 64.2.А215 в корневой части и NACA 64.1.А212 на концах. Концевые части имеют положительное поперечное V=7° и оборотную стреловидность по задней кромке. На каждой консоли имеется два щелевых закрылка (по обеим сторонам мотогондол) с гидравлическим приводом и элероны. Фюзеляж, выполненный по схеме полумонокок, состоит из фронтальной, центральной и хвостовой секций. Его верхняя носовая часть может откидываться ввысь для облегчения доступа к отсеку БРЭО. Оперение - Т-образное. Стабилизатор имеет двухлонжеронную конструкцию. Задняя часть руля высоты выполнена из магниевого сплава.
Шасси - трехопорное, с носовым колесом. Оно обеспечивает возможность эксплуатации самолета с аэродромов, имеющих травяное покрытие. Главные опоры убираются средством гидравлического привода в мотогондолы поворотом вперед и имеют двухколесные телеги с дисковыми тормозами. Носовая опора с одним колесом убирается в фюзеляж поворотом вперед. Самолет IA-58A Pucara имеет бронирование, защищающее кабину снизу от огня орудия калибром 7,62 мм на дистанции до 150 м. Экипаж, состоящий из летчика и штурмана-наблюдателя, располагается по схеме тандем в катапультных креслах Мартин-Бейкер АР06А, обеспечивающих возможность покидания самолета на стоянке. Кресло второго летчика установлено с превышением 250 мм. Кабина не герметизирована. Козырек фонаря выполнен из бронестекла, обеспечивающего защиту от пуль винтовочного калибра на дистанции не поближе 150 м. Остальное остекление сделано из плексигласа.
Самолет обустроен 2-мя ТВД Turbomeca XV1G (2 х 978 л. с.) с трехлопастными металлическими винтами изменяемого шага Ратьер-Форест 23LF-379. Для роста тяги на взлетном режиме имеется система впрыска воды. На воздухопоглотителях установлена электронная противообледенительная система. Горючее располагается в 2-ух фюзеляжных топливных баках конторы АМС (772 л) и 2-ух крыльевых баках АМС (508 л). Заправка всех баков осуществляется через горловину, расположенную за кабиной. Имеется два расходных бака, обеспечивающих полет в течение 30 мин. Вероятна подвеска 3-х ПТБ (два под крылом и один под фюзеляжем) емкостью по 318 либо 1100 л. Гидравлическая система питается от 2-ух насосов, приводимых от ТВД. Она служит для выпуска и уборки шасси, управления закрылками и поворотом фронтального колеса, также тормозами. Имеется два стартера-генератора компании «Turbomeca» (28,5 В, 5 кВ), также никель-кадмиевый аккумулятор SAFT Вольтблок 4006А (24В). Емкость кислородной системы компании «Бендикс» - 5 л.
Стандартное оборудование IA-58A Pucara включает приемники ближней радионавигации VOR/LOC/ILS конторы «Дельта», гирокомпас конторы «Сперри», магнитный компас конторы «Смитс». В фронтальной кабине расположен коллиматорный прицел SFOM Туре 83A3. Вооружение самолета IA-58A Pucara включает две интегрированные пушки DSA-804 (20 мм, 2 х 270 снарядов) и четыре пулемета FN M2-30 калибром 7,62 мм (4 х 900 патронов), размещенные в носовой части фюзеляжа. На 2-ух подкрыльевых узлах наружной подвески на пилонах Алкан 105Е, рассчитанных на нагрузку 500 кг, также на подфюзеляжном узле (Алкан 115Е, 1000 кг) может быть размещение контейнеров с пушками калибром 30 либо 20 мм, пулеметами (12,7 либо 7,62 мм), также разведывательным фотооборудованием либо средствами РЭБ. Типовое бомбовое вооружение включает 12 свободнопадающих бомб калибром 110 либо 125 кг, баков с напалмом либо контейнеров с 40 74-мм гранатами либо минами. Самолет может брать на борт до 7 блоков, любой из которых вмещает 19 НАР LAU калибром 70 мм. Масса боевой нагрузки на наружных узлах подвески 1500 кг. Вариант IA-58C Pucara дополнительно вооружен интегрированной пушкой DEFA 553 (30 мм, 270 патронов), установленной в носовой части фюзеляжа и 2-мя УР класса «воздух-воздух» Матра «Magic».
Летно-технические свойства самолета IA-58A Pucara РАЗМЕРЫ: размах крыла, м 14,50 длина самолета, м 14,25 высота самолета, м 5,36 площадь крыла, м2 30,30 МАССЫ, кг. наибольшая взлетная 6800 пустого самолета 4020 горючего во внутренних баках 1000 в навесных баках 1360 критическая нагрузка на узлах наружной подвески 1500 ЛЕТНЫЕ Свойства: Наибольшая скорость, км/ч 520 крейсерская скорость, км/ч 480 скорость сваливания, км/ч 143 практический потолок, м 10 000 практический потолок с одним работающим движком, м 6000 боевой радиус деяния с полной боевой нагрузкой: по маловысотному профилю, км 225 по профилю «большая-малая-большая высота», км 350 перегоночная дальность, км 3710
Источник: dogswar.ru
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.