
В 2003 году в США были начаты работы по программке FALCON (Force Application and Launch from Continental US - «Концепция внедрения силы и пуска с континентальной части США»). Заказчиками работ являлись Управление многообещающих разработок Минобороны США (DARPA) и ВВС. Одной из целей программки было создание многообещающей ударной системы, способной в течение одного-двух часов поражать цели, расположенные на удалении до 17 тыс. км от США. В рамках работ по программке FALCON южноамериканская компания AirLaunch LLC разрабатывала ракету воздушного пуска Quick Reach 1 («Быстрый доступ 1»).
Ракета должна была оснащаться планирующим гиперзвуковым ударным аппаратом CAV (Common Aero Vehicle - унифицированный летательный аппарат). Масса аппарата составляла 900 кг, а масса размещаемой на нем боевой нагрузки - 454 кг. Аппарат CAV должен быть способен маневрировать в атмосфере и при всем этом иметь высшую точность стрельбы, позволяющую решать боевые задачки в неядерном боевом оснащении. Кроме решения ударных задач на межконтинентальных дальностях ракета Quick Reach 1 должна была обеспечивать возможность оперативного вывода на орбиту высотой 185 км и наклонением 28,5 град. полезного груза массой более 454 кг. Двухступенчатая ракета имела длину 19,8 м, поперечник 2,46 м и стартовую массу 32,7 т. В качестве компонент горючего на ракете предусматривалось использовать водянистый кислород и водянистый пропан. Подача компонент горючего в движки должна была осуществляться за счет давления личных паров. Для уменьшения длины ракеты движок верхней ступени был «утоплен» в бак горючего нижней ступени. Такая конструктивно-компоновочная схема копировала сборку БРПЛ, разработанных ОАО «ГРЦ имени академика В.П. Макеева».
В качестве носителя ракеты был избран военно-транспортный самолет Boeing C-17A. Этот самолет начал поступать в ВВС США в 1993 г. Кроме транспортных перевозок он употребляется для воздушных пусков баллистических ракет-мишеней при отработке системы ПРО США. Грузоподъемность самолета Boeing C-17A составляет до 78 т. Он имеет огромную грузовую кабину с хвостовым лючком. Это позволяет использовать самолет в качестве носителя ракет различного класса, включая и БРВЗ. По заявлениям разработчиков одним из причин выбора самолета Boeing C-17A и внутрифюзеляжного размещения на нем ракет являлось отсутствие наружных отличительных признаков, раскрывающих размещение на нем боевых ракет. Был избран вариант размещения ракеты в грузовом отсеке самолета с ориентацией её носовой части в направлении полета самолета. Этот вариант позволял сохранить дорогостоящую полезную нагрузку в случае необходимости аварийного выброса ракеты из самолета.
Ракету предусматривалось десантировать через хвостовой лючок самолета при помощи парашютов, прикрепленных к её хвостовой части. В процессе десантирования ракета должна была передвигаться по специальному сборочному потоку из направляющих резиновых роликов, устанавливаемому на полу грузовой кабины самолета. Десантировать ракету предполагалось на высоте около 10 км. Расчетная протяженность участка падения ракеты после выхода из самолета составила около 230 м. Через восемь секунд после отделения от самолета при угле тангажа 65 градусов предусматривался пуск мотора первой ступени ракеты. В данном случае ракета должна была пересечь высоту сброса через 15 секунд после отделения от самолета, находясь от него на расстоянии 400 м. Проведенное моделирование показало, что при всем этом обеспечивается безопасность самолета даже в случае взрыва ракеты в момент пуска мотора первой ступени.
В 2005 г. начались тесты по сбросу массогабаритных макетов ракеты с самолета Boeing C-17A. Для проведения испытаний на самолете Boeing C-17A был установлен сборочный поток из 84 резиновых роликов, имевших поперечник 44,4 см. Из них 54 ролика было установлено в грузовом отсеке, а 30 - на опускающейся задней рампе. 29 сентября 2005 г. с самолета Boeing C-17A был произведен 1-ый тестовый сброс макета ракеты Quick Reach 1. Всего было выполнено три удачных тесты по десантированию ракеты с самолета Boeing C-17A. 1-ый тестовый сброс макета ракеты, имевшего массу 22,7 т, выполнялся на высоте 1950 м при скорости полета самолета 270 км/ч и кабрировании под углом 6,1 град. Макет ракеты десантировался через хвостовой лючок под действием силы тяжести и усилия вытяжного парашюта. Снутри грузовой кабины самолета макет ракеты двигался с ускорением 0,1g. В момент выхода макета из самолета из-за смещения центра массы угол кабрирования возрос до 8,6 градусов. Зазор меж носовой частью макета и потолком грузового отсека самолета составил 90 см.
При втором испытании, проведенном 14 июня 2006 г., масса макета составила 29,5 т. Десантирование выполнялось на высоте около 9 км при скорости полета самолета 611 км/ч. В 3-ем испытании, проведенном 26 июля 2006 г., был десантирован полномасштабный весогабаритный макет ракеты, имевший массу 32,7 т. Высота полета самолета при всем этом составляла 9,7 км, а скорость - 611 км/ч. Тогда это был рекордный вес моногруза, сброшенного с самолета С-17А. Тесты подтвердили техно реализуемость и безопасность разработанного метода старта ракеты Quick Reach 1 с транспортного самолета Boeing C-17A без проведения существенных работ по его модернизации. Кроме бросковых испытаний макетов проводились тесты движков и бортовой аппаратуры ракеты. До ноября 2007 г. было проведено 55 огневых испытаний движков ракеты Quick Reach 1. Финансирование разработки ракеты на 2008 г. не было предвидено, и работы по ней были прекращены.
14 апреля 2010 г. с самолета Boeing C-17A был десантирован макет твердотопливного ускорителя JTDV (Jambo Drop Test Vehicle) ракеты-носителя, разрабатываемой по программке Ares-1. Масса макета составила около 35 т. 24 августа 2011 г. масса сброшенного макета ускорителя возросла до 38,6 т. В последующем испытании планируется десантировать макет массой около 41 т. Таким образом, в США сотворен научно-технический и летно-экспериментальный задел, позволяющий запускать с транспортных самолетов типа Boeing C-17A ракеты массой до 38,6-41 т.
Ракета Quick Reach 1 отличается от БРВЗ только типом боевой нагрузки - у БРВЗ это боевой блок с баллистической траекторией полета, а у рассматриваемых ракет - гиперзвуковой планирующий ударный аппарат. В согласовании с 4-м согласованным заявлением к Договору СНВ-1 такие ракеты не относились к БРВЗ, но при маленьком объеме доработок они были бы трансформированы в БРВЗ. Сами создатели ракеты Quick Reach 1 отмечали, что «разработанная разработка быть может применена для сотворения двухступенчатой БРВЗ межконтинентальной дальности, снаряженной инерциальной системой управления и системой сателлитной навигации».
Тактико-технические свойства ракетного комплекса Quick Reach 1
Головной создатель AirLaunch LLC
Период разработки 2003-2007 гг.
Стартовая масса, т 32,65
Наибольшая дальность стрельбы, км 16600
Длина ракеты, м 19,8
Наибольший поперечник корпуса, м 2,46
Тип горючего водянистый кислород + пропан
Тип системы управления инерциальная +GPS
Число маршевых ступеней 2
Тяга мотора 1-й ступени, т 78,1
Тяга мотора 2-й ступени, т 10,9
Тип боевого оснащения гиперзвуковой ударный аппарат CAV
Размещение на самолете горизонтальное внутрифюзеляжное
Число ракет на самолете 1-2
Метод старта с самолета десантирование через хвостовой лючок
Высота полета самолета при старте, км 10
Источник: dogswar.ru