
Подвижный разведывательный пункт ПРП-4А «Аргус» - это спец боевая машина, разработанная для ведения разведки на поле боя, поправки огня артиллерии и обеспечения командования животрепещущей информацией о расположении и действиях противника. Этот эксклюзивный эталон военной техники стал принципиальным элементом в системе разведки и управления огнём русских, а потом и русских вооружённых сил. ПРП-4А был разработан на базе шасси бронетранспортёра БТР-80, что обеспечило ему высшую подвижность и проходимость. Машина получила обозначение «Аргус» в честь мифологического стоглазого гиганта, символизирующего всевидящее око. Массовое создание ПРП-4А началось сначала 1980-х годов, и машина стремительно захватила известность благодаря собственной универсальности и надёжности.
Разработка ПРП-4А «Аргус» началась в конце 1970-х годов в СССР. Приоритетной целью было создание мобильного и защищённого средства разведки, способного оперативно обнаруживать цели, определять их координаты и передавать данные артиллерийским подразделениям. В то время русская армия интенсивно развивала системы разведки и управления огнём, что было обосновано необходимостью увеличения продуктивности артиллерии в критериях нынешнего боя. В предстоящем уникальная концепция получила развитие, в итоге чего появилось несколько новых особых машин. Самым новым прототипом этого класса, отличающимся более высочайшими чертами, сейчас является лазутчик ПРП-4А «Аргус». В обозримом будущем он должен вытеснить устаревшие машины, став главным прототипом собственного класса в русских вооруженных силах.
До недавнешнего времени главными подвижными разведывательными пт сухопутных войск Рф были бронемашины ПРП-4 «Нард» и ПРП-4М «Дейтерий», сделанные еще во времена Русского Союза. За прошедшие десятилетия требования к схожей технике поменялись, в итоге чего был разработан новый проект специальной разведывательной машины. Методом переработки шасси и иных агрегатов, также при помощи подмены части мотивированного оборудования удалось перевести машину на нынешнюю элементную базу, также приметно повысить ее свойства в сопоставлении с предшественниками.

Проект усовершенствованного разведывательного пт ПРП-4А разрабатывался конструкторами Рубцовского машиностроительного завода (с 2011 года – Рубцовский филиал научно-производственной компании «Уралвагонзавод»). Ранее это предприятие занималось серийным созданием аналогичной техники прошлых моделей, и сейчас ему было доверено создание нового эталона. Главные работы были завершены уже посреди прошедшего десятилетия. После требуемых испытаний, в 2008 году новый разведывательный пункт был принят на вооружение под официальным обозначением ПРП-4А «Аргус». Необходимо подчеркнуть, что широкая общественность далековато не сразу выяснила о новой российскей разработке. Сведения о проекте «Аргус» появлялись и ранее, но 1-ая официальная демонстрация таковой техники свершилась исключительно в 2013 году. Потом подвижные разведывательные пункты новейшей модели участвовали в нескольких российских военно-технических выставках в качестве экспонатов на статической стоянке.
По собственной сущности новенькая бронемашина ПРП-4А «Аргус» представляет собой предстоящее развитие имеющихся образцов аналогичного предназначения. Увеличение технических и эксплуатационных черт выполнялось за счет подмены специального оборудования, тогда как защита, силовая установка, вооружение и т.д. остались предыдущими. Как следствие, нынешний эталон и его предшественники имеют малые наружные отличия при приметной разнице в способностях. Подобно предшественникам, лазутчик ПРП-4А «Аргус» строится на шасси боевой машины пехоты БМП-1/2. В связи с другой ролью на поле боя имеющийся эталон претерпевает некие конфигурации. Так, центральный отсек с боевым отделением дорабатывается с целью установки новейшей аппаратуры. Не считая того, высвобождается кормовое десантное отделение, часть объемов которого тоже употребляется в качестве аппаратного отсека. Наличие огромного количества крупногабаритных устройств привело к резкому сокращению комплекса вооружения. Для самозащиты экипаж может использовать только сравнимо маломощное орудие.

Корпус базисной машины пехоты употребляется без каких-то суровых конфигураций и доработок. Он сохраняет противопульное бронирование, защищающее только от стрелкового орудия. Остается предыдущей сборка с фронтальным моторным отсеком, рядом с которым находится отделение управления. Центральная часть корпуса несет башню с набором особых средств, а под ней и в корме имеется свободное место, применяемое тем либо другим образом. В фронтальной части корпуса помещается дизельный движок УТД-20С1 мощью 300 л.с., сопряженный с механической коробкой. Сохраняется конструкция ходовой части. На каждом борту помещается по 6 опорных катков с персональной торсионной подвеской. Часть катков оснащается доп гидравлическими амортизаторами. В фронтальной части корпуса помещаются ведущие колеса, в корме – направляющие. Верхняя ветвь гусеницы лежит на поддерживающих роликах. Подвижный разведывательный пункт сохраняет возможность плавания, зачем употребляются перемотка гусениц и особые решетки над задней их частью.
Существующая башня конической формы, отличающаяся маленькой высотой, получила освеженное оснащение. Как снутри боевого отделения, так и на наружной поверхности башни устанавливается огромное число оптических, радиоэлектронных и других устройств различного предназначения. С помощью их экипаж может вести разведку, следить за местностью, находить цели и определять их координаты. За счет внедрения разных средств ПРП-4А «Аргус» может следить за объектами на расстоянии прямой видимости либо на большенном удалении. Более ординарными средствами наблюдения за местностью являются несколько перископических устройств, размещенных на крыше башни. Два таких устройства устанавливаются в фронтальной части крыши и обеспечивают наблюдение за фронтальной полусферой. Главные перископы дополняются несколькими схожими устройствами облегченной конструкции, расположенными на крыше и на лючках. При помощи всех этих устройств экипаж может смотреть за большими секторами окружающей местности, но для наблюдения за некими участками места требуется поворот башни.
На бортах башни закрепляются большие бронированные кожухи, нужные для размещения доп оптико-электронной аппаратуры. Для зрительного поиска целей предлагается использовать активно-импульсный устройство 1ПН125 и тепловизор 1ПН126. Эти изделия помещаются в защищенных кожухах с подвижными фронтальными крышками. Жесткое крепление устройств позволяет следить только за определенным сектором фронтальной полусферы. Для роста дальности обзора и обнаружения объектов противника в хоть какое время суток и при всех погодных критериях в состав бортового оборудования ПРП-4А «Аргус» введена личная радиолокационная станция типа 1Л120-1. В кормовой части башни предусматривается установка доп защищенного короба, снутри которого помещается антенное устройство с гидравлическим приводом подъема. При подготовке РЛС к работе делается подъем наружной крышки, после этого гидравлика поднимает антенну и приводит ее в рабочее положение.

По мере надобности экипаж подвижного разведывательного пт может производить наблюдение за местностью с помощью выносных средств. На борту машины находятся несколько оптических устройств в переносном выполнении, с помощью которых стремительно организуется стационарный наблюдательный пункт. Данные со всех устройств, в том числе видеосигнал от оптико-электронных устройств поступают в вычислительный комплекс, снаряженный 2-мя автоматическими рабочими местами экипажа. При помощи последних операторы-разведчики могут учить местность и находить разные объекты противника, в том числе замаскированные. В состав бортового оборудования включены средства навигации, нужные для определения личных координат бронемашины и расчета местоположения целей. Имеются средства связи, дозволяющие передавать данные о отысканных объектах тем либо другим потребителям. Дальность связи – 50 км. Также имеются средства для хранения собранной инфы.
Разведывательный пункт ПРП-4А «Аргус» потенциально может настоящей работы в хоть какое время суток и не находится в зависимости от метеорологических критерий. Все же, бортовые средства наблюдения отличаются друг от друга своими чертами. При использовании оптико-электронных устройств экипаж может увидеть танк противника на расстояниях до 8 км деньком и на дальности до 3 км ночкой. Если противник употребляет средства маскировки в видимом и инфракрасном спектрах, дальность обнаружения танка падает до 2 км. Применение радиолокационной станции 1Л120-1 позволяет находить бронетехнику в всех критериях на дальностях до 16 км. Пехотинец быть может увиден с 7 км.
Направление на цель, нужное для расчета ее координат, определяется по углу разворота башни с оптическими устройствами либо по подходящим данным от радиолокационной станции. Для вычисления дальности предлагается использовать лазерный дальномер либо РЛС. При использовании лазерного дальномера расстояние до бронемашины противника определяется на дистанциях до 10 км. Срединная погрешность определения координат – 20 м. Измерение дальности до больших объектов, таких как элементы ландшафта либо строения, может выполняться на расстояниях до 25 км. РЛС способна определять дальность до объекта прямо до наибольшей дистанции обнаружения. Срединная погрешность изделия 1Л120-1 – 40 м.
Машина ПРП-4А «Аргус» должна работать на фронтальном крае, из-за чего нуждается в действенных средствах защиты. На случай встречи с противником разведывательный пункт несет один пулемет ПКТМ. Орудие калибра 7,62 мм располагается в лобовой установке башни и имеет боекомплект 1000 патронов. На лобовом листе башни также размещаются семь дымовых гранатометов; на корме предусматривается установка еще 6. Гранатометы управляются системой оптико-электронного противодействия «Штора». По периметру бронемашины располагается набор сенсоров, улавливающих лазерное излучение систем противника. При обнаружении признаков атаки делается отстрел гранаты с маскирующим аэрозолем. Имеется термодымовая аппаратура.
Управление всеми системами осуществляется экипажем, расположенным в корпусе и в башне. Рабочее место механика-водителя осталось на предыдущем месте и размещается в фронтальной части корпуса. Под башней находятся два оператора бортовых систем, в распоряжении которых имеются автоматические рабочее места. Для доступа в машину предлагается использовать лючки в крыше корпуса и башни. По своим габаритам ПРП-4М, в целом, соответствует базисной боевой машине пехоты. Длина лазутчика превосходит 6,7 м, ширина – 2,94 м, высота – наименее 2,2 м. Боевая масса определяется на уровне 13,8 т. Внедрение готовой силовой установки привело к сохранению применимых характеристик подвижности на уровне БМП-1/2. На шоссе бронемашина может разгоняться до скорости 65 км/ч, припас хода – 550 км. Водные преграды преодолеваются вплавь со скоростью до 7 км/ч.
По имеющимся данным, опытнейшая техника нового типа была сделана сначала 2-ой половины прошедшего десятилетия. После проведения всех нужных испытаний и проверок новый подвижный разведывательный пункт был рекомендован к принятию на вооружение. Соответственный приказ вышел в 2008 году. Но массовое создание машин ПРП-4А «Аргус» началось только через пару лет. Площадкой для сборки таковой техники стало предприятие в Рубцовске, разработавшее новый проект. 1-ые серийные ПРП-4А «Аргус» были переданы строевым частям сухопутных войск в 2012 году. В будущем году новейшую технику получили артиллеристы Южного военного окрестность. Освоив машины, лазутчики приняли роль в учениях ракетных войск и артиллерии, в процессе которых проверили свои способности ведения разведки и поправки огня в разных критериях. В предстоящем поставки серийных бронемашин были продолжены. Они передавались Южному, Западному и Центральному военным округам. Техника не один раз привлекалась к маневрам, и ее экипажи удачно решали поставленные задачки.
До определенного времени разведывательные пункты ПРП-4А «Аргус» работали лишь на полигонах в рамках учебно-боевых мероприятий, труднодоступных для широкой общественности. Во время выставки Russian Expo Arms 2015 боевая работа таковой техники в первый раз была показана публике. В программке выставки присутствовали показательные стрельбы самоходной артиллерии. За поражение условного противника отвечали самоходные установки 2С19 «Мста-С», а их работу обеспечивали экипажи машин «Аргус». Лазутчики вели поиск целей, определяли их координаты и выдавали целеуказание артиллеристам. После стрельбы они контролировали продуктивность обстрела.
Уже имеющиеся в войсках разведывательные машины ПРП-4А «Аргус» отлично зарекомендовали себя, что было отмечено военным и политическим управлением страны. Ранее было объявлено, что по результатам испытаний, войсковой эксплуатации и внедрения техники в рамках учений было решено сделать ПРП-4А «Аргус» главным средством наблюдения и разведки в артиллерийских войсках. Для этого серийный выпуск техники будет длиться в течение некого времени. Согласно имеющимся планам, в дальнейшем новые ПРП-4А «Аргус» должны будут дополнить, а потом и поменять все имеющиеся подвижные разведывательные пункты старенькых моделей.
За успешную разработку нового эталона военной техники спецы Рубцовского филиала НПК «Уралвагонзавод» были удостоены премии Правительства Русской Федерации в области науки и техники за 2016 год. За создание и освоение промышленного производства ПРП-4А «Аргус» были награждены замдиректора предприятия по производству Александр Бодянский, начальник производственного цеха №1 Александр Саньков, прошлый директор и управляющий проекта Сергей Куркин, также прошлый заместитель головного конструктора Владимир Штехман. Как отмечалось в процессе церемонии награждения, прошедшей сначала февраля, на соискание премий правительства было представлено 110 работ в разных областях. Проект «Аргус» совместно с 2-мя десятками других работ был отмечен премией.
По различным данным, к истинному времени было выстроено и передано войскам более 15-20 машин ПРП-4А «Аргус». В обозримом будущем строительство должно продолжиться, в итоге чего армия получит новые «Аргусы». С учетом поставленных целей в виде полной подмены разведывательных пт прошлых моделей требуется выстроить и ввести в эксплуатацию более нескольких 10-ов машин. На реализацию схожих планов будет нужно пару лет.
Технические свойства ПРП-4А «Аргус»
Экипаж: 5 человек (командир, механик-водитель, оператор разведывательных систем, два лазутчика).
Масса: 13,5 тонн.
Длина: 7,65 м.
Ширина: 2,9 м.
Высота: 2,35 м.
Движок: КамАЗ-7403, дизельный, 260 л.с.
Скорость: до 80 км/ч (по шоссе), до 9 км/ч (на плаву).
Припас хода: 600 км.
Вооружение: 12,7-мм пулемёт НСВТ, 7,62-мм пулемёт ПКТ.
Бронирование: до 10 мм (железные листы).
Особое оборудование: тепловизор, лазерный дальномер, радиостанции, навигационная система.
Источник: dogswar.ru