
В процессе Вьетнамской войны гусеничный бронетранспортер M113 стал «рабочей лошадкой» американской армии. Может быть, потому армия и предпочла огнеметным танкам самоходные огнеметы на шасси бронетранспортера. Фактически говоря, самоходный огнемет M132 «Zippo» и стал порождением Вьетнамской войны. Разработку огнеметной модификации БТР компания «Фуд Мэшинери Корпорэйшн» - создатель и изготовитель базисного M113 - начала в 1963 году и в конце такого же года представила макет, который здесь же был выслан во Вьетнам. В 19б4-м началось массовое создание самоходного огнемета, получившего официальное обозначение M132. Огнеметную аппаратуру для них поставляла «Консолитэйтед Дизель Электрик Корпорэйшн». M132 стал известен под прозвищем «Зиппо» (так, вобщем, назвали многие южноамериканские огнеметные машины - по пользующейся популярностью марке дешевеньких бензиновых зажигалок Zippo).
В качестве главного вооружения устанавливался пневматический огнемет M10-8 с дальностью огнеметания до 150-180 м. Монтажу огнеметной аппаратуры на базе бронетранспортера содействовал его достаточно емкий коробчатый корпус, сваренный из листов дюралевого броневого сплава. Базисная сборка с расположением отделения управления в фронтальной части корпуса слева, моторно-трансмиссионного в фронтальной части справа и десантного отделения в средней и кормовой части была сохранена. В десантном (грузовом) отделении на специальной раме монтировались четыре сферических резервуара с огнесмесью по 189 л (50 американских галлонов) каждый, соединенные трубопроводами, и баллоны со сжатым газом. Другими словами возимый припас огнесмеси составлял 756 л - в два раза меньше, чем у огнеметного танка M48, зато самоходный огнемет на шасси бронетранспортера был наименее габаритен и несколько более подвижен.
Давление сжатого газа в баллонах составляло 210 кг/см, газ подавался в рабочую магистраль через редуктор, снижавший его давление до рабочей величины 25 кг/см. Установка и сервис огнеметной аппаратуры облегчалось наличием огромного кормового десантного лючка с откидной аппарелью. Брандспойт M8 огнемета устанавливался на крыше в фронтальной части корпуса во вращающейся башенке и защищался кожухом. Спаренно с ним устанавливался 7,62-мм пулемет. Сектор наведения брандспойта в вертикальной плоскости был достаточно велик - от -11 до +55°, что позволяло, а именно, вести огнеметание по горизонтальным целям на малых дальностях по подвесной линии движения, либо поражать цели, расположенные ниже позиции огнемета. Наведение в горизонтальной плоскости - радиальное. Для заслуги большей дальности огнеметания аппаратура обычно снаряжалась огнесмесью вязкой (загущенной) рецептуры с внедрением загустителей марки M1 либо M4. Экипаж самоходного огнемета составляли два человека - механик-водитель и огнеметчик (наводчик). Самоходный огнемет M132 «Zippo» комплектовался теми же средствами связи, что и базисный M113, включая радиостанцию и телефонный разъем (сзади правой бортовой ниши корпуса) для связи с бойцами, действующим в пешем порядке.
M132 «Zippo», как и M113, имел двигатель внутреннего сгорания B361 «Крайслер» мощью 215 л.с. и гидромеханическую коробку. Но в том же 1964 году когда начали создание M132, в серию пошла модификация бронетранспортера M113A1 с двухтактным дизельным движком 6V53 «Дженерал Моторз» мощью 210-212 л. с. Соответственно смене базисного шасси появилась и модификация самоходного огнемета M132A1. Не считая силовой установки она снаружи отличалась от M132 формой кожуха брандспойта в таковой же вращающейся башенке. Создание самоходных огнеметов M132/M132A1 длилось до 1967 года включительно.

Самоходные огнеметы предназначались для действий с бронетанковыми и механизированными (мотопехотными) подразделениями, сводились в огнеметные взводы. На каждые 5 самоходных огнеметов M132/M132A1 в войсках предусматривалась одна смесительно-заряжательная станция M4A2, смонтированная на шасси грузового автомобиля. Главной задачей самоходных огнеметов была борьба с засадами вьетнамских партизан на дорогах, роль в местных атаках и контратаках, «очистка» зарослей от маленьких групп противника поблизости американских баз. Достаточно типично для янки применение огнеметания сплошной долговременной струей заместо маленьких огневых выстрелов либо их очередей. Это почти во всем было связано с невыполнимостью найти определенные цели и подменой прицельного огня «профилактическим» огнеметанием по зарослям, где «могли бы находиться партизаны».
M132A1, к примеру, мог создавать огнеметание одной сильной струей продолжительностью до 32 секунд, в буквальном смысле «поливая огнем» данный сектор. Меж тем, по отзывам американских профессионалов, тот же M132 был более эффективен при огнеметании по точечным целям. Способ же «поливки» приводил к большому расходу огнесмеси (уж вот вправду; «Поливай огнем и молись!»). Потребовалось ускорить изготовление огневой консистенции и снаряжение ею самоходных огнеметов. В срочном порядке в набор к огнеметам M132/M132A1 начали разработку более производительной и подвижной смесительно-снаряжательной установки на шасси гусеничного транспортера M548A1, унифицированном с шасси M132A1. Такая смесительно-снаряжательная установка получила обозначение M54E1.
Базисный бронетранспортер самоходного огнемета - M132 «Zippo» - был плавающим, но в боевых действиях плавучесть самоходного огнемета не использовалась. Хотя плавающие бронированные «самоходные огнеметы» на вьетнамских реках америкосы использовали. Струйный огнемет монтировали на речном бронекатере («мониторе»). Это необычное сочетание использовали, в сути, для решения той же задачки - «профилактического» огнеметания по прибрежным зарослям, где могли устроить засады партизаны. Ведь реки и протоки во Вьетнаме игрались нередко роль коммуникаций, более принципиальных, чем сухопутные дороги и тропы.
Технические свойства M132 «Zippo»
Боевая масса, т: 10.8
Движок: Дженерал моторс 6V53
Мощность мотора л.с.: 212
Коробка: Allison TX-100, 3 фронтальных, 1 задняя передача
Тип подвески: персональная торсионная
Припас хода по шоссе, км: 480
Скорость по шоссе, км/ч: 64
Скорость по воде, км/ч: 5,8
Преодолеваемый ров, см: 170
Преодолеваемый брод: плавает
Источник: dogswar.ru