
Проработки дальнобойной 220-мм системы залпового огня были начаты в конце 1968 года. Сначало она именовалась «Град-3». Рассматривалось два варианта боевой машины: на шасси автомобиля ЗИЛ-135ЛМ с 20 трубчатыми направляющими и на шасси гусеничного тягача МТ-С («объект 123») с 24 трубчатыми направляюш;ими. На обеих пусковых установках угол вертикального наведения 0°; +55°, угол горизонтального наведения 60°. Тактико-технические требования на систему предугадывали единую таблицу стрельбы и однообразный вес боевой части (80 кг) для всех типов снарядов. Полномасштабные работы по 220-мм реактивной системе залпового огня «Ураган» были начаты по решению МОП и МО от 31 марта 1969 года на Пермском орудийном заводе (прошлый № 172). 1-ый опытнейший эталон РСЗО «Ураган» был сделан в феврале 1972 года, а в 1976 году РСЗО 9К57 «Ураган» была принята на вооружение.
В качестве базы для боевой и транспортно-заряжающей машины применено шасси ЗИЛ-135ЛМ. В связи с тем что массовое создание шасси велось на Брянском заводе, ему было присвоено заглавие БАЗ-135ЛМ. Боевая машина имеет 16 направляющих трубчатого типа. Количество возимых снарядов на транспортно-заряжающей машине 16 штук.
В боевой машине 9П140 реактивной системы залпового огня 9К57 «Ураган» направляющие размещены на люльке в три ряда и составляют пакет, который крепится к люльке лентами, шпонками и клиньями. Люлька служит для установки на ней пакета направляющих и соединения с верхним станком 2-мя полуосями, вокруг которых она поворачивается (качается при наведении по углу возвышения). Люлька со всеми смонтированными на ней yзлaми и деталями составляет качающуюся часть установки. Механизмы вертикального и горизонтального наведения имеют электроприводы. Уравновешивающий механизм служит для частичного уравновешивания качающейся части; он размещен на верхнем станке. Механизм состоит из 2-ух схожих торсионов, работающих на кручение. Наведение машины можно создавать только после приведения ее в боевое положение. Для этого откидываются два домкрата в кормовой части боевой машины. При наведении боевой машины электрическим приводом непрерывная работа его допускается менее 5 минут. Повторное включение электрического привода можно создавать только после 10-минутного перерыва.

Боевая машина 9П140 имеет радиостанцию Р-123М, которая устанавливается на кронштейне шасси 135ЛМ у правой дверцы машины. Боевой расчет 9П140 состоит из 4 человек: командира - 1-ый номер; наводчика - 2-ой номер; механика-водителя - 3-ий номер; заряжающего - 4-ый номер. Время перевода боевой машины из походного положения в боевое при наличии приготовленной в топогеодезическом отношении огневой позиции и рассчитанных установках стрельбы - менее 3 минут; при неподготовленной огневой позиции - более 12 минут. Воспрещается вести стрельбу из боевой машины при наземном ветре более 20 м/с. Боевая машина может транспортироваться на любые расстояния жд либо воздушным транспортом (воздушные суда Ан-22 и Ил-76). В состав комплекса заходит транспортно-заряжающая машина 9Т452, сделанная также на шасси ЗИЛ-135ЛМ. На транспортно-заряжающей машине перевозится 16 ракет. Время перезаряжания боевой машины 15 минут.
В состав боекомплекта 9К57 «Ураган» входят ракеты с моноблочными фугасными головными частями 9М27Ф, с кассетными головными частями 9М27К с 30 осколочно-фугасными элементами, 9М27К2 с 24 противотанковыми минами, 9М27КЗ с 312 противопехотными минами. Зажигательные головные части могут содержать 4 зажигательных элемента. Не считая того, по сведениям западной печати, есть боевые части с объемно-детонирующей консистенцией и ядами. При стрельбе снарядом 9М27К в данной точке линии движения срабатывала удаленная 120-секундная трубка 9Э245, которая воспламеняла особый заряд. От давления газов заряда взводился взрыватель 246 боевых частей 9Н210, сбрасывался обтекатель и разбрасывались боевые элементы. Вес боевого элемента 9Н210 - 1,85 кг. Элемент содержал 300 г взрывчатого вещества.
РСЗО 9К57 «Ураган» удачно применялись в процессе Афганской войны и обеих Чеченских кампаний. Структура и состав частей, снаряженных РСЗО 9К57 «Ураган», до сего времени в открытой печати не приводились, кроме заметки в газете «День», где говорилось о том, что государь Ельцин намедни конфликта в Приднестровье подарил Молдове 803-й полк РСЗО 9К57 «Ураган», в составе которого находилось 28 пусковых установок 9П140. Аналог «Урагана» делается исключительно в США. Это 230-мм реактивная система залпового огня MLRS, имеющая направляющие с 12 трубами и дальность стрельбы 30-40 км. РСЗО MLRS была принята на вооружение в 1981 году, а в 1983 году начала поступать в войска.
Технические свойства 9К57 «Ураган»
Индекс системы 9К57
Индекс боевой машины 9П140
Шасси боевой машины ЗИЛ-135ЛМ
Калибр, мм 220
Число труб 16
Наибольший угол возвышения, град 55°
Угол горизонтального обстрела, град 60°
Меньший угол возвышения пакета труб в зоне обхода кабины, град 5°
Наибольшие скорости наведения электрическим приводом, град/с:
- по углу возвышения более 3
- по азимуту более 3
Угол поворота ручным приводом на 10 оборотов маховика, мин:
- по углу возвышения 46
- по азимуту 31
Длина, мм:
- в походном положении 9630
- в боевом положении 10830
Ширина, мм:
- в походном положении 2800
- в боевом положении 3040
- в боевом положении (при наивысшем повороте направляющих) 5340
Высота, мм:
- в походном положении 3225
- при наивысшем угле возвышения 5240
Вес заряженной боевой машины с расчетом, кг 20200
Вес боевой машины без снарядов и расчета, кг 15100
Расчет, чел. 4
Вес трубы, кг 87,2
Усилие на ручке приводов ручного наведения, кг менее 10
Наибольшая длина кабеля выносной катушки, м 60
Тип мотора ЗИЛ-175Я
Мощность мотора, л.с. 2x180
Время полного залпа с неизменным темпом, с 8
Время полного залпа с переменным темпом, с 20
Данные ракет
Длина ракеты, мм 4832/5178*
Вес ракеты, кг 280,4/271*
Вес головной части, кг 99/89,5*
Число осколочно-фугасных частей в кассетном снаряде 30
* Фугасного 9М27Ф/кассетного 9М27К.
создатель Широкорад. А.Б.
Российские минометы и реактивная артиллерия
Источник: dogswar.ru