ArtGuns » Военный флот » Десантный вертолётоносец Mistral (Франция)

Десантный вертолётоносец Mistral (Франция)

18 май 2025, Воскресенье
6
0
Сами французы систематизируют корабли класса «Мистраль» (Mistral) не как классические в нашем осознании десантные вертолётоносцы-доки, как десантно-командные корабли. Приблизительно так и можно перевести оригинальное французское обозначение подкласса «Мистраля» – Batiment de Projection et de Commandement. Отсюда и его две главные задачки – создавать посадку сил и средств десанта и производить управление группой, соединением и объединением кораблей либо разнородных сил. По сути, французские спецы достаточно успешно предприняли попытку сделать некоторый «гибрид» всеприменимого десантного корабля, способного обеспечивать проведение морских десантных операций, и командно-штабного корабля.

Вначале история проекта, на базе которого позже сделали «Мистраль», была изрядно прозаичнее. Сначала 90-х гг., когда распался Русский Альянс, военные ведущих государств НАТО столкнулись с нежеланием собственных правительств и далее выделять большие средства на оборону от наружного неприятеля, которого тогда – в лице Русского Союза – более не стало. Управление французского кораблестроительного гиганта DCN, также оказавшегося перед лицом сократившегося государственного бюджета на оборону, не без оснований пришло к выводу о том, что в ближнесрочной перспективе у ВМС различных государств мира могут быть нужны десантные вертолётоносцы-доки и корабли, совмещающие внутри себя плюсы легкого авианосца с носовым трамплином и всеприменимого десантного корабля, имеющего достаточно огромную вместимость и снаряженного доковой камерой – тем паче, что выработки в данном направлении у французов уже были.

В согласовании с достаточно широким кругом задач, решение которых предполагалось возложить на многообещающий корабль, он был должен иметь огромную вместимость по личному составу десанта и ВВСТ, владеть способностью принимать на борт и выпускать десантные катера на воздушной подушке (ДКАВП), обеспечивать неизменное базирование на борту боевых и транспортных вертолетов (в т.ч. располагать скрытым ангаром для их размещения), также иметь стационарный лазарет, отлично снаряженный пункт управления (флагманский командный пункт командира отряда либо соединения кораблей) и т.д.

В конечном итоге, в 1992 г. на очередной выставке «Евронаваль», которая проходит в Ле-Бурже в том же выставочном центре, что и интернациональный аэрокосмический салон, но по четным годам, компания DCN представила проект многообещающего десантного корабля водоизмещением около 15 000 т, нареченного BIP-15 (от Batiment D’Intervention Polyvalent, т.е. «многоцелевой ударный корабль») и представлявшего собой некоторый симбиоз легкого авианосца и десантного вертолётоносца-дока. Базу его ударной мощи должна была составить достаточно большая авиагруппа – 6 томных вертолетов разного типа и восемь СВВП, которые могли использовать для взлета носовой трамплин. Не считая того, на корабле имелась кормовая док-камера на два ДКАВП размерности LCAC либо на четыре обыденных водоизмещающих ДКА размерности LCM (последние еще нередко именуют «десантная баржа»).

Основной упор компания-разработчик сделала на продвижении собственного корабля конкретно на интернациональный рынок военно-морской техники, зачем был сотворен модельный ряд из 4 модификаций, отличавшихся в большей степени водоизмещением, главными размерениями и соответственно, вместимостью для десанта и составом корабельной авиагруппы. Самый малый, BIP-8, имел водоизмещение всего только 8000 т и наивысшую длину 102 м, а более большой корабль, BIP-19, – водоизмещение 19 000 т и наивысшую длину 190 м. Последний проект был разработан в большей степени под требования ВМС Германии, пытавшихся воплотить длительно вынашивавшуюся программку «Мерцвекшифф» (Mehrzweckschiff – «многоцелевой корабль»), предусматривавшую создание десантного вертолетоносца водоизмещением около 19 200 т, оборудованного большой вертолетной палубой, док-камерой, центром управления и лазаретом. Были в продуктовой линейке также модификации BIP-10 и BIP-13.

Вобщем, тогда же создатель получил первую «горькую пилюлю»: германское правительство под давлением оппозиции, требовавшей сокращения военных трат (что и не умопомрачительно – такая была тогда общемировая тенденция), заморозило программку и больше пока ее «с полки» не доставало. Потому одно время спецам казалось, что проект BIP станет еще одним «бумажным корабликом», обернувшись для DCN большими финансовыми потерями.

И здесь на выручку подоспели свои же адмиралы, оказавшиеся перед необходимостью срочно поменять два устаревших десантных корабля-дока – «Орегон» и «Ораж» постройки 50-х гг. Вариантов было всего два: выстроить два доп десантных корабля типа «Фудре» либо же доработать проект BIP. Военно-политическое управление раскололось на два лагеря, и перевес сначала был у приверженцев «Фудр». Был, вобщем, очередной вариант – списать оба корабля, а в вопросах обеспечения морских десантных операций положиться на то же НАТО, хотя Франция в военную компанию блока и не заходила. С выбором решения посодействовали англичане, чей флот к тому времени получил суперсовременный десантный вертолетоносец «Оушн», почти во всем похожий по конструкции с проектом BIP и оказавшийся очень удачным, что послужило неплохим аргументом в пользу разработки для французских ВМС нового проекта десантного корабля, который сумел бы решать широкий круг задач и органично дополнил бы уже имеющиеся в боевом составе десантные корабли-доки типа «Фудр».

В конце концов, посреди 2000 г. было официально объявлено решение командования ВМС Франции – создавать новый корабль на базе проекта BIP-19, а в июне был объявлен тендер, участвовать в каком пригласили две наикрупнейшие французские судостроительные компании: DCN и «Шантье де Атлантик» (Chantier de l’Atlantique). Фаворит объявился достаточно стремительно – к концу года DCN получила договор на постройку 2-ух кораблей нового типа, 2-ой же участник – статус субподрядчика и поставщика отдельных частей корпусных конструкций. Но по вопросу о разделении объемов работ меж 2-мя компаниями появились суровые разногласия, и окончательный договор меж заказчиком и исполнителями был подписан исключительно в январе 2001 г., потому пришлось двинуть на право и сроки ввода кораблей в боевой состав государственных ВМС – на 2005 и 2006 гг. соответственно.

В итоге всех этих перипетий, команда на закладку головного корабля поступила только в июле, а «резать металл» начали в ноябре 2001 г. Головному кораблю было присвоено имя «Мистраль» (Mistral) – по наименованию сильного ветра, дующего в районе равнины Роны с севера и севера-запада по направлению к морю (некоторый аналог черноморской боры). Это провансальское слово стало употребляться с 1519 г., в более широком осознании на данный момент оно значит и просто сильный ветер.

В отличие от базисного проекта – BIP-19 – на кораблях типа «Мистраль» уже нет носового трамплина и не предвидено базирование СВВП, хотя на теоретическом уровне таковой вариант не исключен – полетная палуба корабля позволяет взмывать и садиться на нее схожим ЛА. Имея полное водоизмещение около 21 300 т, корабль в длину добивается 210 м (при длине полетной палубы 199 м), а в ширину – практически 32 м. Общая грузовместимость бронетехники добивается 1000 т, к примеру, французские военные считают типовым вариантом 60 легких боевых бронированных машин и 13 главных боевых танков «Леклерк» (при условии отсутствия вертолетов в подпалубном ангаре). Вместимость для десанта – 450 военнослужащих в полном снаряжении и с личным орудием, либо 700–900 человек «налегке», на маленький период времени.

В протяжении фактически всей верхней палубы, исключая надстройку, находится полетная палуба площадью 5200 м2 (по другим данным – 6400 м2), на которой размещены 6 взлетно-посадочных площадок для одновременного выпуска и приема вертолетов (их просто выяснить по соответственной маркировке). Под полетной палубой, в кормовой части корабля размещен вертолетный ангар полезной площадью около 1800 м2. Для перевода вертолетов на полетную палубу из ангара и назад в кормовой части имеются два подъемника. Посадка личного состава и бронетехники десанта может выполняться либо в оборудованном порту на причал, либо прямо в море с внедрением катеров: корабли оборудованы внутренним доком общей площадью около 2650 м2, в каком могут располагаться два 95-тонных ДКАВП типа LCAC либо четыре ДКА типа LCM наименьшего водоизмещения.

После того, как активную заинтригованность в приобретении кораблей типа «Мистраль» проявила Наша родина, французские спецы приступили к исследованию способности интеграции на борт корабля отдельных видов вооружения и систем русской разработки и производства: как сказал создателю один из профессионалов компании DCNS (так после слияния с компанией «Армарис» именуется сейчас DCN), рассматривается возможность размещения в доковой камере ДКАВП проекта 12061 «Мурена». На теоретическом уровне также вероятна посадка в море средством доковой камеры и плавающей бронетехники, но в данном случае ее темп будет очень маленьким, ну и ни на одном маркетинговом ролике, посвященном «Мистралю», такую операцию следить не приходилось.

В кормовой части корабля, рядом с док-камерой размещен двухуровневый ангар для машин и бронетехники: нижняя палуба находится на уровне дока, а верхняя – конкретно под вертолетным ангаром. Заезд в него находится над доком, колесная техника входит на палубу ангара своим ходом, а вот для гусеничной техники, возможно, потребуются асфальтоходные гусеничные ленты.

Особо необходимо подчеркнуть, что на борту кораблей типа «Мистраль» оборудован командный центр (центр управления) площадью 850 м2, созданный для управления различного рода и масштаба операциями, в т.ч. осуществляемыми в автономном режиме. Он может вместить до 200 профессионалов, отлично обустроен и позволяет использовать «Мистраль» в качестве корабля управления эскадрой, флотилией либо флотом, также в процессе проведения операций межвидовыми группировками войск и сил. Не считая того, на корабле имеется лазарет на 69 койко-мест, с возможностью малозначительного их роста, есть две операционные комнаты и рентгеновский кабинет.

Средства самообороны представлены 2-мя 30-мм скорострельными артиллерийскими установками «Бренда Маузер» и 2-мя ЗРК типа VSRAD. В качестве средства целеуказания употребляется корабельная трехкоординатная РЛС, а конкретное управление орудием осуществляется с помощью оптико-электронной системы управления орудием. Также имеются несколько площадок для установки 12,7-мм многокалиберных пулеметов и две площадки с турельными установками для ПЗРК «Синдбад» (ЗУР «Мистраль» компании MBDA с зоной поражения по высоте от 5 до 3000 м и по дальности от 0,5 до 6 км). По итогам эксплуатации кораблей рядом высокопоставленных представителей ВМС Франции было выдвинуто предложение об усилении средств ПВО корабля, а именно – за счет подмены 2-ух ПУ ПЗРК «Синбад» с ручным наведением на автоматические восьмизарядные ПУ ЗРК «Тетрал» с той же ЗУР.

Основная энергетическая установка (ГЭУ) корабля Mistral построена на использовании принципа «электродвижения»: вся электроэнергия вырабатывается 4-мя дизелями заявленной выходной мощью по 5,2 МВт (около 7000 л.с.) каждый, которые обеспечивают все корабельные потребители электроэнергии, в т.ч. работу 2-ух гребных электродвигателей суммарной мощью 15 МВт (20 400 л.с.). Управление ГЭУ осуществляется с помощью специально разработанной автоматической системы управления и контроля PCMS. Отличительной особенностью движительной установки является отсутствие массивных гребных валов, так как два гребных винта размещаются в особых поворотных гондолах с спектром вращения 360°. Такая конструкция основных движителей делает корабль более маневренным, что в особенности принципиально при маневрировании поблизости берега и в узеньких проливах. Дополнительно в фронтальной части корпуса установлены два подруливающих устройства, а для уменьшения качки в средней части корпуса корабля имеются два стабилизатора крыльевой формы (успокоители качки).

Для Mistral была разработана особая система управления, а высочайшая степень автоматизации всех процессов его жизнедеятельности дозволила значительно уменьшить численность экипажа и повысить продуктивность управления кораблем и авиагруппой. При этом система обмена данными на «Мистрале» является функциональной и всеприменимой, что позволяет просто встраиваться в подобные системы, состоящие на вооружении вооруженных сил других стран – важный фактор при проведении многонациональных операций. Очередной отличительной особенностью корабля данного типа является обширное применение в процессе его проектирования эталонов штатского кораблестроения. К примеру, все корабельные системы прошли сертификацию в отношении их «экологичности»: на корабле установлена особая система сбора, хранения и переработки сточных вод и других отходов, которые ранее обычно просто удалялись военными за борт.

Суммарное количество томных вертолетов размерности NH90, которые может принять «Мистраль» в собственном подпалубном ангаре, по данным компании-разработчика, составляет 16 машин. Число же легких вертолетов, по словам первого командира «Мистраля» капитана 1 ранга Жиля Хюмо, может достигать порядка 3-х 10-ов. Не исключена возможность базирования и других ЛА, к примеру, боевых и/либо разведывательных БЛА. При всем этом имеется одно ограничение – наибольшая масса летательного аппарата должна не превосходить 33 т, при этом лишь на одной из 6 вертолетных площадок. Подпалубный ангар оборудован местом технического обслуживания и ремонта с подъемно-крановым устройством. Предвидено размещение личного состава авиагруппы численностью до 160 человек, в распоряжении которых имеется 22 кубрика и каюты. Для обеспечения полетов вертолетов и других летательных аппаратов на корабле имеются РЛС DRBN-38A и оптическая система посадки, созданная для формирования цветовых зон глиссады и курса для неопасной посадки ЛА в обычных и сложных метеоусловиях деньком и ночкой.

Для опускания вертолетов в ангар и подъема их назад на полетную палубу употребляются два подъемника грузоподъемность 13 т каждый. Главный, площадью 225 м2, размещен конкретно в кормовой оконечности корабля, а 2-ой, наименьший по площади (120 м2), находится за надстройкой по левому борту. Главный подъемник при всем этом обеспечивает возможность поднятия вертолетов с лопастями несущего винта, установленными в рабочее положение, что ускоряет функцию подъема машины в воздух. Корабли типа «Mistral» могут принимать на борт любые вертолеты, состоящие на вооружении французских вооруженных сил. К истинному времени уже удачно проведена «обкатка» на корабле таких вертолетов, как «Линкс», «Кугар», NH90, «Тигр», «Пума», «Экюрель», «Пантера» и CH-53 «Си Стэльон». Стандартным вариантом французские военные считают размещение на корабле смешанной авиагруппы, половина которой (восемь машин) – вертолеты NH90, а другие – новые боевые «Тигры».

По праву гордясь своим «произведением», французская компания DCNS именует «Мистраль» в маркетинговых материалах не по другому как «Хамелеон» Мирового океана». В текущее время корабли типа «Мистраль» находятся на вооружении только ВМС Франции, в боевом составе флота имеется два таких корабля, «Мистраль» и «Тоннер» (Tonnerre – «гром»). Пробы выполнить их поставки за предел фуррором не увенчались, хотя фактически сразу с получением подряда от французских ВМС, международное отделение компании-разработчика, DCN International, стало интенсивно продвигать на мировой рынок военно-морской техники целое семейство таких кораблей: BPC 140 (водоизмещение 13 500 т), BPC 160 (16 700 т) и BPC 250 (24 500 т). Сначала к кораблю был проявлен высочайший энтузиазм со стороны многих государств мира, а именно – проект BPC 250 попал в «шорт-лист» тендера, объявленного Минобороны Австралии на закупку многообещающих всеприменимых десантных кораблей. Но австралийцы дали предпочтение другому претенденту – испанской компании «Навантия» (бывшая «Изар»), предложившей на тендер проект корабля типа BPE (Buque de Proyeccion Estrategica). Практически это всеприменимый десантный корабль, отличительной особенностью которого является наличие носового трамплина для обеспечения взлета самолетов с укороченным взлетом и вертикальной посадкой.

Тактико-технические свойства Mistral Тоннаж (стандартный) 16 500 тонн Тоннаж (полный) 21 300 тонн Тоннаж (предельный) 32 300 тонн Длина большая 199 м Ширина по ватерлинии 32 м Высота 64,3 м Осадка (с Угасал) 6,3 м Бронирование нет Силовая установка: - 3 дизель-генератора «Вяртсиля» 16 V32 (6,2 MВт) - 1 дизель-генератор «Вяртсиля» 18V200 (3,3 MВт) - 2 винторулевые колонки Alstom Mermaid (7 MВт) Мощность 20 400 л. с. (15 MВт) Винты 2 x 5-лопастных Скорость наибольшая 19 узлов Скорость крейсерская 18 узлов Дальность плавания: - 10 800 км (5800 миль) на 18 узлах (33 км/ч) - 19 800 км (10 700 миль) на 15 узлах (28 км/ч) Автономность плавания 30 суток Экипаж 160 человек (20 офицеров) + 450 человек морской пехоты Вооружение Радиолокационное вооружение: 2 навигационные РЛС DRBN-38A Decca Bridgemaster E250, РЛС обнаружения целей MRR3D-NG Зенитное вооружение: 2x2 ПУ ЗРК Simbad, 2 30-мм артустановки Breda-Mauser, 4 12,7-мм пулемета «Браунинг» Авиационная группа: 16 томных вертолётов либо 32 легких вертолёта

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!