ArtGuns » Оружейная экзотика » Опытный основной боевой танк «Объект 172» (СССР)

Опытный основной боевой танк «Объект 172» (СССР)

26 июнь 2025, Четверг
5
0
Разработка главного боевого танка «Объект 172» началась 15 августа 1967 года по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Конструирование велось под управлением Карцева Л.Н. и его заместителя Венедиктова В.Н. Целью работ было создание мобилизационного варианта главного боевого танка Т-64А. Сначало машина создавалась на базе Т-64А, но по мере разработки начальная конструкция танка была существенно изменена. По плану конструкторского бюро предполагалось внести конфигурации в ходовку танка с внедрением решений, применённых на опытнейших машинах «Объект 167» и других опытнейших танках, но данное решение было отвергнуто Министерством оборонной индустрии. 1-ые бывалые эталоны были сделаны в 1968 году. Машины были получены оковём переделки главного танка Т-64А. Тесты машин проявили крайнюю ненадёжность применяемой ходовой части, потому работы по танку «Объект 172» были свёрнуты и начато создание более совершенной конструкции, целью которой было устранение изъянов базисного варианта. Новый проект получил обозначение «Объект 172М». В согласовании с Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 15 августа 1967 года уже в 1970 году Уралвагонзавод был должен выпустить 1-ые танки Т-64. В танковом КБ были сделаны особые отделы по конструкторскому сопровождению производства этой машины; на заводе началось строительство целого комплекса новых цехов и большие работы по перестройке производства. В первый раз за всю историю УВЗ разрешили иметь при себе особое учреждение по разработке новых технологий - Уральский филиал Всесоюзного научно-исследовательского технологического института. Перестройка на выпуск Т-64А осложнялась тем обстоятельством, что тут должны были создаваться мощи для выпуска 2-ух модификаций танка: стандартной с двухтактным дизелем и мобилизационной с четырехтактным дизелем типа В-2. Задачка перед проектантами стояла более чем непростая: с одной стороны, стандартный вариант Т-64А с дизелем 5ТДФ числился главным, и в согласовании с правительственными решениями производству необходимо было перестраиваться конкретно под него. А с другой стороны, было настолько же разумеется, что в случае войны основным изготовителем станет Уралвагонзавод, при этом делать он будет танки с четырехтактным дизелем - означает, нужно заблаговременно предугадать способности резвого развертывания крупносерийного выпуска мобилизационного варианта. А с ним тоже не было ясности. По воззрению абсолютного большинства создателей публикаций по этой теме, танк «Объект 172» в нижнетагильском КБ разрабатывался на базе харьковских разработок, при этом называют их по-разному: в харьковских изданиях она именуется «Объект 439», в других - «Объект 436», но из контекста и обозначенных дат следует, что идет речь все равно об «Объекте 439». Для проверки этих сведений сотрудниками УКБТМ на рубеже 1990-х - 2000-х гг был проведен самый кропотливый поиск в архивах КБ, но никаких следов передачи из Харькова в Нижний Тагил документации на танки «Объект 436» либо «Объект 439» найти не удалось. Ни самих документов, ни даже записей об их получении! Ну, с «Объект 436» понятно - этот танк, будучи версией Т-64, предназначался только для опытнейших целей. Но вот «Объект 439» являлся вариантом Т-64А и разрабатывался в Харькове специально для выпуска в военное время, так что вся техно документация по нему должна была поступить в Нижний Тагил. Пока нереально узнать, было ли это изготовлено по сути (надлежащие архивные фонды засекречены), но однозначно понятно другое: в конце 1969 г либо сначала 1970 г в чертежах «Объекта 439» не было никакой нужды, так как к этому времени тагильский вариант Т-64А («Объект 172»), снаряженный четырехтактным дизелем В-45К (буковка «К» означала «для Карцева», эта модификация была незначительно сильнее) и AЗ своей конструкции, уже в течение полутора лет обкатывался на самых различных полигонах. Откуда же он взялся при известном отношении управления отрасли к изделиям тагильского КБ? Секрет прост: в Харькове правительственное постановление ладно выполнили, построив «Объект 439» - но, очевидно, на заводе имени Малышева никто и никогда не собирался серийно его создавать, По словам Ю. П. Костенко, этот объект «...родился сразу как «подкидыш» для Уралвагонзавода. А у подкидышей родителями принято считать не тех, кто их произвел на свет, а тех, кто их выкормил и воспитал. И в Миноборонпроме, и в Минобороны, и в ВПК, и в ЦК это понимали и догадывались, что в итоге вид «Объекта 436» [Костенко неверно именует номер более ранешнего вариант] будет зависеть от КБ УВЗ». Конкретно этим и управлялся министр оборонной индустрии С.А. Зверев осенью 1967 года. После показа произошли любознательные переговоры, воспроизведенные в книжке Л. Н. Карцева: «Министру автомат очень приглянулся, и он с пафосом произнес: «Давайте поставим этот автомат в харьковский танк!» - «Только с новым движком Трашутина», - ответил я, на что он не согласился. На другой денек с утра меня вызывает И.В. Окунев. Захожу. У него посиживает С.А. Зверев. Оба радостные. Зверев гласит: «Ладно, я с вашей мыслью согласен. Устанавливайте автомат в харьковскую машину с движком Трашутина, только нужно сохранить харьковскую коробку и ходовку. Сколько для вас нужно прислать из Харькова танков для переделки?». Я произнес: «Хватит шести». Эта цитата нуждается в 2-ух пояснениях. Во-1-х, С.А. Зверев разрешил устанавливать тагильский автомат заряжания не вообщем в танк «Объект 434» (на это он не имел достаточных возможностей), а исключительно в мобилизационный вариант для производства на УВЗ в военное время. И, очевидно, это решение министра было немедля согласовано с заказчиками. И 2-ое: колебания С.А. Зверева по поводу установки нового четырехтактного дизеля были вызваны не самим фактом, так как это уже предусматривалось несколькими правительственными постановлениями. Министр решал себе другую делему: разрешать либо не разрешать тагильскому КБ участвовать в данном деле, ведь оно было доверено харьковчанам. Министр отдал согласие только на тот объем переделок, который устанавливался все этим же постановлением. Когда увлекшийся Л.Н. Карцев все таки попробовал установить новейшую ходовку и коробку, С.А. Зверев пресек неповиновение самым решительным образом и даже вызвал головного конструктора в Москву «на ковер». Карцев обязан был отрешиться от собственных планов, но в силу «въедливого» нрава не удержался и заявил министру, что ходовка Т-64 ненадежна и ее все равно придется поменять. Так либо по другому, приказ министра оборонной индустрии С.А. Зверева №4 от 5 января 1968 года, документально оформивший начало работ в тагильском КБ по установке в танк Т-64А бескабинного автомата заряжания, четырехтактного дизеля В-45 и лазерного («квантового») дальномера, приоткрыл путь для сотворения танка Т-72. 1-ые проектные разработки по тагильскому варианту подверглись рассмотрению научно-техническим советом министерства 16 января 1968 года. В дневнике А.А. Морозова в тот же денек возникает огорченная запись: «Этой работе Зверев присваивает огромное значение. Он закончил веровать в движок 5ТДФ. Сборка Карцева не лучше нашей». Всего предполагалось к июню 1968 года переработать два «Объект 434». 1-ая машина еще 22 декабря 1967 года была оправлена в Челябинск на завод им. Серго Орджоникидзе - видимо, для переделки броневых конструкций. За 2-ой представители Уралвагонзавода направились в январе 1968 года на Кубинку. Тесты намечались на осень, при этом к ним сразу привлекались спецы ВНИИ-Трансмаша. В приложении к приказу по заводу № 4 от 22 января указывался шифр нового танка - «Объект 172». В фабричный переписке упоминалось и другое наименование - танк «520Н». Сведения по конструкции и испытаниям «Объект 172» мы приводим по подлинному документу - «Обобщенному отчету по испытаниям объектов 172 и 172М и подготовке производства», только где-то дополняя другими материалами. От обыденного Т-64А они отличались боевым отделением (новый автомат заряжания) и МТУ с челябинским движком В-45К. Невзирая на противодействие отраслевых институтов, навязывавших эжекционную систему остывания, тагильчанам удалось настоять на внедрении принудительной вентиляторной системы; но бескассетная воздухоочистка осталась пока без конфигураций. Все остальные узлы и агрегаты были перенесены с харьковского танка (поточнее - оставлены на месте, так как 1-ые «Объект 172» создавались методом переделки танка «Объект 434»). До конца года два танка прошли полный объем промышленных испытаний, а какой-то из них был также обкатан на армейском полигоне Туркестанского военного окрестность около г. Теджена. Машины проявили высочайшие ходовые свойства - в Средней Азии при форсированных маршах средняя скорость на трассе составляла 43,4-48,7 км/час, наибольшая достигала 65 км/час. И даже на фабричном танкодроме на промерзлой ухабистой дороге скорость приближалась к 30 км/час. Вкупе с тем уже в 1968 году выяснилось, что штампованная харьковская гусеница ненадежна. Летом 1969 года были устроены сравнительные тесты в европейской части Рф и Средней Азии 2-ух танков «Объект 172», 2-ух - «Объект 173» (вариант, отличавшийся от Т-64А только МТО) и серийных харьковских танков. Общий вывод военных был такой: «Ввиду того что движок В-45К обеспечивает сохранение больших маневренных свойств танка Т-64А, считать целесообразным вместе с работами по движку 5ТДФ форсировать отработку танка Т-64А с движком В-45К и подготовку производства». Но ряд узлов показал недостаточную надежность, в том числе автомат заряжания, системы чистки воздуха и остывания мотора. Спешно доделанные танки вновь вышли на фабричный и армейские полигоны и испытывались на рубеже 1969-1970 годов. Обнаруженные летом 1969 года недостатки были устранены, но обнаружились новые. В ответ тагильское КБ выполнило целую программку мер по увеличению надежности «Объект 172», доказавшую свою продуктивность на 3-х вновь построенных танках, обкатанных в течение первой половины 1970 года в Забайкалье, Средней Азии, Подмосковье и на фабричном танкодроме. Работа с танками «Объект 172» длилась до начала февраля 1971 г. Они обкатывались в различное время года на местности Белорусского, Прикарпатского, Киевского, Северо-Кавказского и Туркестанского военных округов и проявили высочайшие динамические и эксплуатационные свойства. В конечном итоге разработанные в Нижнем Тагиле узлы и устройства были доведены до высочайшего уровня надежности. Автоматы заряжания имели один отказ на 448 циклов заряжания, т. е. их надежность приблизительно соответствовала средней живучести самой 125-мм пушки Д-81Т (600 выстрелов калиберными снарядами либо 150 выстрелов подкалиберными). А движок В-45К обеспечил высочайшие манёвренные свойства и обосновал возможность надёжной работы его в танке. Единственной, но очень суровой неувязкой «Объект 172» являлась, как надо из «Обобщенного отчета», ненадежность ходовой части «...из-за периодического выхода из строя гидроамортизаторов, опорных катков, пальцев и траков, торсионов и направляющих колес». Летом 1970 г во время полигонных испытаний 3-х танков самое огромное количество проблем доставила конкретно ходовка: около 30% отказов и 53% дефектов. В общем, тесты только подтвердили то, что Л. Н. Карцев еще сначала 1968 г предлагал министру С.А. Звереву: нужна новенькая ходовка. Экспериментальная проверка слов головного конструктора обошлась государству достаточно недешево: практически 3 года работы и два 10-ка опытнейших машин. Конструкция танка «Объект 172» представляла собой модификацию главного боевого танка Т-64А. Главные конфигурации задели силовой установки, также автомата заряжания. Корпус изготавливался из сварных броневых деталей. Верхний лобовой лист состоял из комбинированной брони, которая по своим чертам обеспечивала защиту эквивалентную 305 мм гомогенной брони от БПС и эквивалентную 450 мм гомогенной брони от КС. По сопоставлению с Т-64А, на башне была наварена «Грыжа». В башне также применялось комбинированное бронирование. В целом башня обеспечивала защиту эквивалентную гомогенной броне шириной 400 мм от БПС и 450 мм - от КС в фронтальном секторе ±30°. Главным вооружением танка «Объект 172» являлась 125-мм гладкоствольная танковая пушка 2А46. Возимый боекомплект составлял 39 выстрелов. По сопоставлению с Т-64А в «Объекте 172» употреблялся автомат заряжания новейшей конструкции, позволявший передвижение членов экипажа по танку без подготовительной подготовки. Не считая того, пополнение боезапаса в автомате заряжания без необходимости разворота башни и помощи механика-водителя. Угол заряжания пушки также был изменён на 2° по сопоставлению с Т-64А, что обеспечивало наименьшую возможность утыкания ствола при перезарядке. Дополнительно в «Объект 172» устанавливался спаренный с главным орудием 7,62-мм пулемёт ПКТ с боекомплектом 2000 патронов. Установка на тагильском ОБТ «квантового» (лазерного) дальномера «Квант» предусматривалась еще в самом первом приказе министра оборонной индустрии С. А Зверева от 5 января 1968 г. Но практически 1-ые бывалые танки «Объект 172» комплектовались оптическими дальномерами. Во 2-ой раз тема «Кадр» прозвучала в приказе по заводу №40 от 30 мая 1970 г применительно к опытным работам 2-ой половины года - и вновь без видимых последствий. На «Объект 172» устанавливался новый дизельный движок В-45К, разработанный на Челябинском тракторном заводе. Движок развивал наивысшую мощность в 730 л.с. при 2000 об./мин. Применение нового мотора приметно сказалось на улучшении общей надёжности ходовой части и существенном понижении времени простоя при проведении технического обслуживания. Для переключения передач использовались две бортовые планетарные механические коробки, имевшие 7 фронтальных и одну заднюю передачи. Ходовка машины состояла из 6 опорных и 4 поддерживающих катков с каждого борта. Поперечник опорного катка составлял 550 мм. При всем этом применялась персональная торсионная подвеска. Гусеничный движитель состоял из 2-ух гусеничных лент шириной 540 мм. Любая лента состояла из 78..79 траков. Технические свойства танка «Объект 172» Экипаж, чел. 3 Боевая масса, т 39 Длина корпуса, мм 6189 Длина с пушкой вперёд, мм 9530 Ширина, мм 3145 Высота, мм 2170 База, мм 4242 Колея, мм 2730 Клиренс, мм 500 Тип брони - противоснарядная, комбинированная Лоб корпуса, мм/град. эквивалент 305..450 Лоб корпуса (верх), мм/град. 205/68° Лоб башни, мм/град. эквивалент 400..450 Вооружение - 125-мм гладкоствольная пушка 2А46 Боекомплект пушки 39 Прицелы ТПД-2-49, ТПН-1 - Пулемёты 1 х 7,62-мм ПКТ Движок В-45К Мощность мотора, л. с. 730 Скорость по шоссе, км/ч 60 Припас хода по шоссе, км 650 Удельная мощность, л. с./т 18,7 Тип подвески персональная торсионная Удельное давление на грунт, кг/см² 0,86 Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемый брод, м 1,2 (5 с ОПВТ)

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Читайте также:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!