
Красноватая армия в годы Величавой Российскей войны фактически не имела нынешней артиллерии особенной мощи. Потому уже в 1945 г. в ЦАКБе была начата разработка орудий особенной мощи. В.Г.Грабин счёл целесообразным сделать дуплекс в составе 210-мм дальнобойной пушки и 305-мм гаубицы взамен малосерийного дуплекса: 210-мм пушки Бр-17 и 305-мм гаубицы Бр-18. В 1945 г. этот дуплекс получил шифр Н6.565. Грабин по привычке решил подстраховаться, и дуплекс разрабатывался в 2-ух вариантах: на едином артсамоходе и в буксируемом варианте. В последнем случае система перевозилась на трёх повозках.
В 1945 г. появилась мысль перевоплотить самоходный вариант дуплекса в триплекс, введя в его состав 500-мм мортиру. Но по неясным причинам в план 1946 г. эта мортира не попала. Стволы 210-мм пушки и 305-мм гаубицы состояли из свободной трубы, кожуха и казённика. Крутизна вырезки обоих стволов неизменная. Затворы поршневые двухтактные с ручным приводом. Ствол гаубицы был оснащён дульным тормозом, представлявшим собой цилиндр с круглыми отверстиями. Лафет единый для обоих орудий. Тормоз отката гидравлический веретённого типа с переменной длиной отката. Накатник и уравновешивающий механизм гидропневматические. Подъёмный и поворотный механизмы работали от электрического привода, но был предусмотрен и ручной привод.

Питание электродвигателей системы выполнялось от генератора неизменного тока мощью 50 кВт, смонтированного на «кране перевооружения». Заряжание обоих орудий картузное. Заряжание гаубицы снарядом выполнялось при помощи специального механизма, имевшего электрический привод. Заряжание пушки снарядом выполнялось ручным досылателем. Заряды обоих орудий досылались вручную. Лафет по устройству близок к лафетам полевых орудий. Станины раздвижные, крепление их с грунтом выполнялось при помощи зимних забивных сошников (подобно С-23) и летнего лемеха лобового бруса. Переход из походного положения в боевое и назад выполнялся при помощи автоматического крана грузоподъёмностью 20 т.
Сначала 1950-х гг. орудиям дуплекса присвоили индексы ЦНИИ-58: 210-мм пушку стали называть С-72, а 305-мм гаубицу - С-73. В 1954 г. 280-мм пушке-гаубице, которую предполагалось установить на лафете дуплекса, присвоили индекс С-90. 10 июля 1947 г. Министерство вооружений приказом № 212 включило в план работ на 1948 г. «изготовление 2-ух 210-мм пушек и 2-ух 305-мм гаубиц на едином лафете («Большой дуплекс») с повозками». Но из-за доработок проекта в ЦНИИ-58 к изготовлению орудий смогли приступить не ранее 1950 г. Обе системы перевозились на трёх отдельных повозках в разобранном виде. Повозки для пушки имели индекс С-74, а для гаубицы - С-75. Для перевода орудия из походного положения в боевое и назад ему был придан особый 20-тонный авто кран стрелового типа и вспомогательный автомобиль МАЗ-200.
280-мм пушка-гаубица С-90 имела вес в боевом положении 62 т. Угол вертикального наведения 0°; +70°, угол горизонтального наведения 50°. Скорострельность, время перехода из походного положения в боевое, скорость возки и т. д. те же, что и у орудий дуплекса. В боекомплект С-90 входили фугасный снаряд весом 246 кг и бетонобойный снаряд весом 395 кг. Исходная скорость и дальность стрельбы для фугасного снаряда составляли 820 м/с и 30 км, а для бетонобойного - 525 м/с и 19,2 км.

Заводу «Баррикады» был дан заказ сделать ствол 280-мм пушки-гаубицы С-90 и наложить его на лафет «Большого дуплекса» к 1 июня 1955 г. В период с 29 января 1953 г. по 30 ноября 1954 г. на полигоне Ржевка были проведены фабричные тесты опытнейшего эталона 305-мм гаубицы С-73. По результатам промышленных испытаний в ЦНИИ-58 провели его доработку, после которой гаубица 27 ноября 1956 г. вновь поступила на Ржевку. Стрельбы из гаубиц выполнялись с 26 марта по 7 декабря 1956 г., также 10-13 мая 1957 г. Всего с начала испытаний из гаубицы был произведён 621 выстрел, из них 100 выстрелов на усиленном заряде (полный заряд, подогретый до температуры 40°С). При стрельбе подъём снаряда выполнялся при помощи крана заряжания, а досылали его в канал ствола вручную при помощи досылателя. Подача заряда в камору производилось вручную. Исключением была стрельба 13 мая 1957 г., в процессе которой использовали механизм заряжания.
Судя по отчёту, гаубица стреляла отлично, но управление полигона было настроено к ней очень недобро. Начальник полигона генерал-майор Бульба не смог указать ни 1-го недочета в процессе испытаний гаубицы. Зато он заявил, что, дескать, перевооружение системы нереально без крана АК-20, который, имеет низкую проходимость... «Войсковая часть № 33491 считает, писалось в отчёте, что если имеется необходимость в орудии с баллистическими чертами гаубицы С-73, то её качающуюся часть целенаправлено наложить на артсамоход типа объекта 271». Слов нет! «Мудрый» генерал Бульба предложил наложить С-73 на «артсамоход типа объекта 271», но не уточнил, во сколько это обойдётся государству и сколько займёт лет. А основное, Бульба умолчал о том, что артсамоход объект 271 (406-мм пушка СМ-54) был страшным монстром, который не мог проходить через обыденные мосты, не вписывался в улицы городов, туннели под мостами, застревал под линиями электропередач, не мог перевозиться на жд платформе... Из-за чего сей агрегат так и не был принят на вооружение.
По здравому рассуждению, в случае «выхода из строя крана АК-20», можно в состав батареи С-73 ввести один, два либо даже четыре запасных крана. Выйдет из строя один, его поменяет другой, а вот что делать, если сломается движок артсамохода? Не считая того, вопрос с недостаточной проходимостью кране легче всего решить постановкой на гусеничное шасси самого крана, а не всего орудия полностью! Как мог генерал-майор технической службы не осознать, что С-73 - это не полковая и не дивизионная пушка, обязанная аккомпанировать наступающую пехоту. Это ведь штучное орудие особенной мощи! Все же Грабину пришлось уступить генералам из ГАУ и заняться циклопическими самоходными артиллерийскими установками. На базе С-72, С-73 и С-90 в 1954-1955 гг. в ЦНИИ-58 был разработан «Большой триплекс» - 210-мм пушка С-110А; 280-мм пушка-гаубица С-111А и 305-мм гаубица на едином самоходном лафете. Технический проект самоходного триплекса был ориентирован в Министерство оборонной индустрии 31 декабря 1955 г. Но всё это было зря - ни одно орудие особенной мощи, разработанное Грабиным, не было принято на вооружение. Управление страны во главе с Хрущёвым считало, что артиллерия отжила своё.
Источник: dogswar.ru